Государство и фитнес. Пути взаимодействия

Государство и фитнес. Пути взаимодействия

В рамках 10 Всероссийского съезда специалистов спортивно-оздоровительной индустрии и фитнеса состоялся круглый стол «Экономика спортивно-оздоровительной индустрии: поддержка государства и конкурентные преимущества фитнес-клубов» Национального фитнес-сообщества с представителями органов власти. В его работе приняли участие представители Минспорттуризма России – консультант и главный специалист-эксперт отдела пропаганды здорового образа жизни и физической культуры Наталия Малахова и Антон Даниловский, начальник отдела школьного и студенческого спорта Марианна Пуховская,  первый проректор МФПУ «Синергия» Владимир Леднев, член Правления АПСИ Андрей Малыгин, генеральный директор VYYKN.RU Дмитрий Киселев, президент FPA Дмитрий Калашников, управляющий фитнес-клубом «Арт-Спорт» Евгений Шатров и другие представители топ-менеджмента фитнес-клубов. Модератором выступила Елена Силина, президент «Национального фитнес-сообщества».

Представителями бизнеса были затронуты вопросы правового регулирования налогообложения спортивно-оздоровительной индустрии, обсуждались конкретные проблемы и были предложены варианты их решения. Участники круглого стола отметили необходимость корректировки законов и постановлений для единообразия отражения в смежных областях права. Было высказано мнение о необходимости создания межведомственной рабочей группы для устранения противоречий в понятийном аппарате Федерального закона о физической культуре и спорте и расширении перечня его субъектов, в том числе организациями, оказывающими физкультурно-оздоровительные услуги населению без последующего проведения соревнований и спортивно-зрелищных мероприятий.

СБК публикует текст основного доклада, с которым выступил Евгений Шатров.

Евгений Шатров, управляющий фитнес-клубом «Арт-Спорт»:

В Стратегии развития физической культуры и спорта до 2020 г. одной из задач является привлечение населения к здоровому образу жизни. Без взаимодействия с частным бизнесом государству будет очень сложно реализовать указанные в документе показатели, а бизнес без государственной поддержки не сможет создать приемлемых ценовых предложений для широкого круга населения, желающего получать физкультурно-оздоровительные услуги.  Государство декларирует некие преференции для физкультурно-оздоровительных организаций. Однако на практике их реализуют лишь единицы. Сегодня организациям в сфере ФКиС необходимо владеть информацией, позволяющей оптимизировать расходную часть бюджета за счет снижения налогов в рамках существующего законодательства РФ. При выборе организационно-правовой формы юридического лица и системы налогообложения, рекомендую учитывать следующие аспекты:

  • Размер годовой выручки (при Упрощенной системе налогообложения (УСН) не более 60 млн. руб.)
  • Размер расходной части  и прогнозируемой чистой прибыли (при высоком уровне  расходной части выгоднее выбирать объект УСН «Доходы минус расходы» 15%)
  • Объем основных средств (ограничен при УСН)
  • Количество сотрудников (ограниченно при УСН) и исполнителей услуг. Соотношение доли индивидуальных предпринимателей, с которыми организация заключает договоры на оказание услуг,  и сотрудников, работающих на основании трудовых договоров, должно быть 80% на 20%, с целью снижения для компании размеров взносов в ПФР, ФФОМС, ФСС и увеличения исполнителям размера вознаграждения.

Особое внимание следует обратить на выбор видов деятельности при регистрации организации по ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности). Их перечень должен быть максимально широким с точки зрения принадлежности к сфере ФКиС для возможного маневра при использовании льготного налогообложения. Минимальный список видов экономической деятельности по ОКВЭД, который необходимо указать при регистрации организации:

92.6      Деятельность в области спорта
92.61     Деятельность спортивных объектов
92.62     Прочая деятельность в области спорта
93        Предоставление персональных услуг
93.02     Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты
93.04     Физкультурно-оздоровительная деятельность

Физкультурно-спортивные организации работающие по  упрощенной системе налогообложения «Доходы минус расходы» имеют возможность платить налог менее 15%. Применение такого льготного режима налогообложения, зависит от субъекта РФ, на территории которого компания оказывает услуги. Например, в Москве для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН с объектом налогообложения «Доходы, уменьшенные на величину расходов»,  оказывающим услуги в области спорта, сумма налога будет составлять 10% (вместо 15%) (на основании Закона г. Москвы от 07.10.2009 №41 Об установлении налоговой ставки).

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, которые предоставляют персональные услуги, занимаются деятельностью, связанной с управлением спортивными объектами,  и прочей деятельностью в области спорта, в течение 2012-2013 годов имеют возможность, на основании ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (статья 58), применять следующие тарифы страховых взносов:

Наименование

2012 год

2013 год

Пенсионный фонд Российской Федерации

20,0%

20,0%

Фонд социального страхования Российской Федерации

0,0%

0,0%

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

0,0%

0,0%

Компании, выбравшие общую систему налогообложения, в случаях организации и проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, освобождаются от НДС в соответствии с Налоговым кодексом (глава 21, статья 149, пп. 14.1 (введен Федеральным законом от 18.07.2011).

Если организация сдает в аренду спортсооружения для подготовки и проведения спортивно-зрелищных мероприятий, то доход от аренды также не облагается НДС на основании Налогового кодекса (глава 21,статья 149, п3, пп.13).

Кроме вышеизложенного организации, оказывающие физкультурно-оздоровительные услуги безвозмездно или на льготных условиях «отдельным категориям граждан» (детям из многодетных и малообеспеченных семей, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, инвалидам, ветеранам Великой Отечественной войны - безвозмездно (за счет средств бюджета города Москвы); студентам, обучающимся по очной форме обучения в высших учебных заведениях, финансируемых за счет средств федерального бюджета или бюджета города Москвы, ветеранам боевых действий, а также гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - по льготным ценам) имеют право на субсидии от государства на возмещение недополученной выгоды. Например, в Москве, в соответствии с законом города Москвы о физической культуре и спорте в редакции от 11.01.2012 г., можно полностью покрыть недополученную прибыль (Приложение 2, Постановления правительства Москвы от 21.12.2011г. № 598-ПП «Об утверждении порядков предоставления субсидий организациям, осуществляющим деятельность в сфере физической культуры и спорта»).

Однако сегодня при применении декларированных льгот на практике организации сталкиваются с проблемами. В качестве основных причин можно выделить:

  • разброс понятий и неоднозначность их толкования в области физической культуры и спорта и смежных отраслях права;
  • противоположные судебные решения по одинаковым вопросам правомерности применения предмета льгот в различных субъектах РФ;
  • отсутствие четкого законодательного определения фитнес-услуг. Сегодня этот вид деятельности может быть отнесен к физкультурно-оздоровительным, спортивным, медицинским и т.д.;
  • на данный момент льготы в большей степени направлены на профессиональный спорт,  в котором итогом тренировочных занятий является соревнование.

 

30.07.2012 Фитнес