Спортивный бюджет

Спортивный бюджет

Как устроено госфинансирование спорта в России. Исследование СБК

«У меня в министерстве есть такой обманчик. Встречаюсь с губернатором. Говорю: "Давайте мы вам бассейн построим. 70 процентов затрат наши, 30 – ваши». Он соглашается, 30 процентов от условных 300 миллионов рублей находит. А потом начинает меня проклинать: нужно бассейн взять на баланс, нанять на работу 30 человек, платить коммунальные платежи и прочее. Но не снесет же он этот бассейн…»

Этой короткой истории годичной давности от теперь уже вице-премьера Виталия Мутко достаточно, чтобы понять: кроме министерства, непосредственно отвечающего за отрасль, добровольно заниматься развитием спорта в стране мало кто хочет. Причем речь как о массовом, так и о спорте высших достижений. Если вынести за скобки крупнейшие профессиональные клубы вроде футбольных «Спартака» и «Краснодара», которые стали визитными карточками топ-менеджеров «Лукойла» и «Магнита», то чуть ли не все в спортивной сфере держится на вложениях из казны. И на «безвозмездной» помощи крупных компаний, взявших под свое крыло различные спортивные федерации и клубы. Часто не по своей воле, а в качестве социальной нагрузки.


Бывший министр спорта Виталий Мутко

Высший уровень

Объемы государственных инвестиций в спорт приведены в федеральном бюджете на 2016 год.

Строка – состояние

Система финансирования спорта в России коренным образом изменилась в 2011 году. Именно тогда в федеральном бюджете у физкультуры и спорта появилась отдельная строка. Председатель бюджетного комитета Государственной Думы Юрий Васильев в комментарии для «Российской газеты» пояснил, что поправки в структуру функциональных разделов классификации расходов усилят прозрачность бюджета и теснее увяжут расходы со сферами государственной политики.
До этого, как рассказывает бывший руководитель Москомспорта Михаил Степанянц, спортивные статьи были разбросаны по разным разделам: здравоохранение, образование, соцзащита… Самостоятельно спортивные чиновники распоряжались лишь небольшими суммами на содержание аппарата.
По оценке Степанянца, именно выделение отдельной строки в федеральном бюджете сделало спорт полноценной отраслью государственной политики.

Министерству спорта выделено 74,96 млрд рублей (для сравнения Министерство здравоохранения получает 274,78 млрд, а Министерство культуры – 96,49 млрд).

Как распределяются эти средства?

6,56 млрд Минспорта получает на образование (из них на вузовское и послевузовское – 5,19 млрд). 138 млн – на культуру и кинематографию.

Непосредственно на физкультуру и спорт отводится 68,17 млрд.

7,11 млрд предназначается массовому спорту. Из них 3,6 млрд уходят на реализацию федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы», а 2,2 млрд – на совершенствование инфраструктуры.

60,20 млрд получает в этом году спорт высших достижений, то есть в восемь с лишним раз больше, чем массовый. Правда, здесь сразу стоит оговориться: половину этой суммы (30,69 млрд) составляют расходы на реализацию подпрограммы «Подготовка и проведение чемпионата мира по футболу – 2018 и Кубка конфедераций – 2017». Остальные средства идут в том числе на строительство объектов и проведение зимней Универсиады 2019 года (4,39 млрд), антидопинговое обеспечение сборных команд (268 млн) и ту же целевую программу «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2016–2020 годы» (3,97 млрд).

От регионов – по возможностям

Доли федеральных и региональных средств при подготовке к крупным спортивным событиям, само собой, не равны. Наглядный пример – общие затраты на зимнюю Универсиаду в Красноярске, которая состоится в 2019 году.

Из федерального бюджета за несколько лет будет выделена сумма в 31,5 млрд рублей (из них 14,4 – на спортивные сооружения, 6 – на объекты деревни Универсиады, 7,3 – на медицинские учреждения, 3,6 – на объекты транспортной инфраструктуры). Тогда как краевой бюджет вложит 13,8 млрд.

Вертикаль власти

Полномочия различных уровней власти в области физической культуры и спорта прописаны в статьях 6, 8 и 9 федерального закона № 329 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Иногда они повторяются. К примеру, и субъекты федерации, и органы местного самоуправления могут наделять некоммерческие организации правом по оценке выполнения нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО. Но некоторые задачи разделены строго. Особенно хорошо субординация просматривается в вопросе подготовки спортсменов. За резерв национальных сборных в первую очередь отвечает федеральная власть, но участие в ней принимают и субъекты. Также субъекты готовят кадры для своих сборных, и уже в этом им помогают, развивая детско-юношеский спорт, органы местного самоуправления.
В соответствии с этими полномочиями выделяются средства. Министерство спорта получает деньги из федерального бюджета, а, к примеру, Москомспорт – из городского. При этом регионалы и федералы могут реализовывать совместные программы на условиях софинансирования.

В зависимости от общей финансовой ситуации в регионе разнится и уровень внимания к спорту со стороны местных властей. И если в проблемных областях эта тема уходит в тень, то, например, в благополучном столичном регионе действует специальная государственная программа «Спорт Москвы» на 2012–2018 годы. В 2016-м на нее выделено 63,38 млн рублей (42,58 – городской бюджет, 7,95 – федеральный, 12,85 – средства юридических и физических лиц).

Под партийным флагом

Есть еще одна ветвь спортивной власти, помогающая Министерству спорта покрывать территорию страны бассейнами, спортзалами и игровыми площадками, – парламентские партии.

Самый яркий пример – крупные проекты партии «Единая Россия»: «Строительство физкультурно-оздоровительных комплексов» и «500 бассейнов», которые реализуются на протяжении уже нескольких лет.

На 1 сентября 2016 года по проекту «Строительство ФОК» было введено 583 объекта. И велось строительство еще 48 спортивных комплексов. В проекте участвует 81 регион России.


Один из бассейнов, открытый в рамках партийной программы «Единой России»

Программа «500 бассейнов» реализуется в вузах, находящихся в ведомственном подчинении Минобрнауки, Минздрава и Министерства культуры. При этом обязательное условие участия в проекте – совместное финансирование. К примеру, чтобы у вуза появился бассейн стоимостью 130 млн рублей, сам он должен найти 30 млн из внебюджетных источников, еще 30 млн должны выделить местные власти, и только тогда в рамках проекта поступят оставшиеся 70 миллионов от партии. Стоит отметить, что доля «Единой России» в проектах покрывается средствами  федерального бюджета, а не из партийной казны.

Незаманчивое партнерство

1 января 2016 года вступил в силу федеральный закон «О государственно-частном партнерстве и муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации», который должен открывать новые возможности для реализации проектов ГЧП в социальной сфере. Тем более государству в кризис все сложнее строить и содержать объекты в одиночку. Однако в спорте должного эффекта пока не наблюдается.

По закону существует только одна форма государственно-частного партнерства в спорте – создание объектов недвижимости. При этом обязательного условия использования типовых проектов нет, а это приводит к существенному удорожанию.

На местах мешает процессу высокий уровень бюрократизма, потому как чиновники боятся принимать решения, не прописанные в инструкциях. Чтобы попасть в проект на основе ГЧП, инвестору необходимо пройти процедуру, занимающую почти 400 дней!

Степени свободы

В соответствии с многочисленными изменениями, которые федеральный закон № 83 от 08.05.2010 внес в бюджетный и гражданский кодексы, в федеральный закон «О некоммерческих организациях» и в другие законодательные акты, государственные спортивные школы и иные учреждения могут быть одного из трех типов.

Казенное учреждение
Работает по традиционной сметной схеме. Исходя из количества учеников, объема необходимых работ и прочего составляет схему расходов. За выделенные из бюджета средства отчитывается. Как правило, такие учреждения занимаются только выполнением требуемых учредителю функций.

Бюджетное учреждение
В отличие от казенного предоставляет государству услуги на основе заключенного договора (заказа). Отказаться от такого задания нельзя, зато полученная с него прибыль не облагается налогом. Кроме того, бюджетное учреждение может зарабатывать на оказании услуг, относящихся к его основным видам деятельности, физическим и юридическим лицам.

Автономное учреждение
Имеет не только учредителя, но и наблюдательный совет, который определяет границы «вольности» организации. Также выполняет государственное задание и может зарабатывать на оказании услуг юридическим и физическим лицам. Но имущество ему передается не в управление, а в собственность. С другой стороны, учредители не отвечают по обязательствам автономной организации.

Кроме того, закон устанавливает слишком высокие требования к экономической эффективности. Из-за этого банковское финансирование становится неприемлемым в связи с высокими процентными ставками, подъемными только для коммерческих проектов.

Есть истории успеха в городах-миллионниках, однако в регионах ситуация иная, и при развитии массового спорта вернуть инвестиции за счет потребителей невозможно – жители просто не потянут экономически обоснованную стоимость аренды.

На одном из круглых столов представитель компании «Норникель» предложил расширить обязательства публичного партнера: частично оплачивать или обеспечивать сбыт услуг, смягчить требования эффективности, предусмотреть льготное кредитование для частных партнеров.

Особо важные подряды

Российский мелкий и средний бизнес в спортивной сфере чувствует себя неуютно. А крупный? Процесс подготовки России к ЧМ-2018 и Кубку конфедераций показывает, что и здесь не все гладко. Общие расходы оцениваются сегодня в 619,67 млрд рублей.

Опыт Олимпиады в Сочи указал на неэффективность модели, при которой бюджетные средства спускались сначала в госкорпорации и госкомпании («Олимпстрой», «РЖД», «Газпром»), а поставщики и подрядчики отбирались на аукционах и конкурсах. Привело это к тому, что за время подготовки к Играм гендиректор «Олимпстроя» менялся четыре раза, а в конкурсах «РЖД» за многомиллиардный контракт участвовала порой одна компания. Приближенная к «РЖД».


Многие клубы и федерации в качестве социальной нагрузки содержат крупные бизнесмены

В подготовке к ЧМ-2018 госкомпании и региональные бюджеты не задействованы. Через оргкомитет процесс полностью контролирует Министерство спорта. Финансирование исключительно федеральное. Большую часть стадионов проектировало ФГУП «Спорт-Ин», также подконтрольное Минспорта.

И даже генподрядчики были назначены в начале 2014 года специальным правительственным распоряжением. История получилась показательной. Как известно, арены в Калининграде и Ростове-на-Дону строит владелец Crocus Group Арас Агаларов, Геннадий Тимченко возводит стадионы в Нижнем Новгороде и Волгограде, владелец компании ПСО «Казань» Равиль Зиганшин готовит к мировому форуму Самару и Саранск, а очередная реконструкция стадиона в Екатеринбурге ведется владельцем ТМК Дмитрием Пумпянским. Подряды маститые компании получили гигантские, однако никто из их боссов не выражал особой радости. Победа в тендере опять же скорее социальная нагрузка, нежели возможность получить прибыль. Стоимость арен только растет, а государство, наоборот, планирует сократить траты. Так что заработать на этих стройках, особенно на фоне кризиса, бизнесменам едва ли удастся. Главное просто построить в срок и не подвести заказчика.

От профи – любителям

За последний год Владимир Путин неоднократно затрагивал тему участия государства и государственных компаний в финансировании спортивной сферы. 11 октября состоялось очередное заседание Совета при Президенте России по развитию физической культуры и спорта, в ходе которого глава государства снова заострил внимание на проблеме.

«Убежден, что финансирование физкультуры и массового спорта нужно увеличивать за счет снижения затрат регионов и компаний с госучастием на профессиональный спорт, – заявил Путин. – О том, что профессионалы могут и должны зарабатывать сами, мы уже не раз говорили».


Заседание Совета при Президенте России по развитию физической культуры и спорта

Президент попросил правительство проанализировать затраты государственных компаний на спорт и внести соответствующие предложения. План по данному вопросу должен быть утвержден до конца 2016 года. Это уже конкретное указание первого лица государства.

Президент четко дал понять, чего он ждет: перевода профессиональных спортсменов и клубов на самоокупаемость. Вот только большинство из них (особенно в регионах) сидят на бюджетной игле, и альтернативы ей просто нет. И даже если меры правительства не будут резкими, то о покупках бюджетными клубами дорогостоящих легионеров в любом случае стоит забыть.

Текст: Филипп Папенков
Фото: kremlin.ru, er.ru, minsport.gov.ru

Материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №27 Ноябрь 2016

 

 

Похожие статьи

Первый тестовый матч на стадионе «Калининград» пройдет в марте
Первый тестовый матч на стадионе «Калининград» пройдет в марте
31.08.2017 Россия, Калининград Р-Спорт

Готовность арены – более 80 процентов


«Екатеринбург Арену» оснастят «умной» системой слива дождевой воды
«Екатеринбург Арену» оснастят «умной» системой слива дождевой воды

Водозабор на стадионе будет аналогичен тому, что применяется на олимпийских объектах Лондона


Крыша «Ростов Арены» приобрела законченный вид
Крыша «Ростов Арены» приобрела законченный вид

Строители полностью смонтировали мембрану кровли стадиона



Стадиону в Санкт-Петербурге требуется еще ₽1,5-2 млрд
Стадиону в Санкт-Петербурге требуется еще ₽1,5-2 млрд

О необходимости дополнительных трат для адаптации к чемпионату мира рассказал Виталий Мутко