Счетная палата нашла нарушения при проектировании стадионов к ЧМ-2018

Счетная палата нашла нарушения при проектировании стадионов к ЧМ-2018
Счетная палата выявила завышение стоимости работ по проектированию стадионов, возводимых к чемпионату мира по футболу в 2018 году, сообщают «Известия». Справедливая стоимость проектирования семи стадионов — 2,73 млрд рублей, а не 5,82 млрд рублей, зафиксированных госконтрактами от 2012–2013 годов. По отдельным объектам смета оказалась выше в три-четыре раза, следует из отчета аудиторов.

Счетная палата проверила эффективность расходования бюджетных денег на проектирование стадионов в Калининграде, Самаре, Саранске, Волгограде, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. Проверка проводилась совместно с Контрольным управлением президента в рамках исполнения указания, которое в марте 2013 года глава государства дал правительству, чтобы не допустить увеличения стоимости строительства.

В сводном отчете аудиторов отмечено, что для осуществления проектно-изыскательских работ по этим объектам местными властями были проведены конкурсы по отбору подрядных организаций. По их итогам заключены семь госконтрактов на общую сумму 5,82 млрд рублей. Победителем пяти конкурсов из семи стало ФГУП «Спорт-Инжиниринг», на которое возложены функции проектировщика стадионов в Волгограде, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Саранске. В Калининграде договор подряда заключен с ООО «НПО «Мостовик», в Самаре — с ГУП «ТеррНИИгражданпроект».

Однако в ходе проверки, говорится в отчете Счетной палаты, установлено завышение стоимости проектных работ. Также в отчете представлены оценки федерального автономного учреждения «Главгосэкспертиза России», которое рассмотрело смету на проектные работы по всем указанным объектам. В учреждении констатируют ее завышение по всем рассмотренным стадионам. В случае устранения выявленных ошибок, считают в «Главгосэкспертизе», общая стоимость проектирования указанных объектов «может составить ориентировочно 2,7 млрд рублей».

Наибольшее завышение сметы выявлено именно по стадиону в Нижнем Новгороде, проектирование которого «Главгосэкспертизой России» оценивается в 245,6 млн рублей. Тогда как цена заключенного госконтракта на проведение проектных работ составила 890,65 млн рублей, что почти в четыре раза больше.

В Ростове-на-Дону и Калининграде цена контрактов (892,9 млн рублей и 849,75 млн рублей соответственно) примерно в три раза выше оценок «Главгосэкспертизы России» (326 млн рублей и 290 млн рублей соответственно). В Екатеринбурге и Самаре смета оказалась выше в два раза, в Волгограде и Саранске — в полтора.

В отчете аудиторов есть комментарий Минстроя о том, что представленные факты ФАУ «Главгосэкспертиза России» не являются заключением о достоверности сметной стоимости объектов, поскольку были рассмотрены отдельные документы, предоставленные учреждению для анализа. В министерстве отмечают, что достоверность определения сметной стоимости по стадионам, возводимым к чемпионату мира по футболу, будет установлена в соответствии с порядком, утвержденным постановлением правительства.
Отчет аудиторов о результатах проверки направлен в Совет Федерации, Госдуму, а также полномочным представителям президента в федеральных округах. Представление Счетной палаты направлено Минспорта и главам всех регионов, где возводятся спортивные стадионы к ЧМ-2018 по футболу (Республика Мордовия, Калиниградская, Ростовская, Самарская, Волгоградская, Свердловская, Нижегородская области).

Как сообщили в «Спорт-Инжиниринге», представленная в отчете Счетной палаты информация носит предварительный характер. В компании указали, что при расчете сметной стоимости проектных работ исходили из того, что каждый стадион является уникальным объектом в соответствии с Градостроительным кодексом.

«Уникальность объекта подразумевает, что каждый элемент конструкции требует индивидуального подхода, в результате увеличивается общая стоимость работ. «Главгосэкспертиза России» исходит из того, что стадионы являются типовые, но это не так. У них есть типовой общий конструктив — они сделаны в форме круга, но это всё, что у них есть общего. У нас разные методики: мы считаем, что это уникальные объекты, а они расценивают их как типовые. Это просто недопонимание», — поведал представитель организации.

Он также добавил, что оснований пересматривать расчеты нет, сославшись на письмо Минрегиона, которое было выпущено в 2008 году в связи с тем, что ранее уже звучали подобные требования со стороны «Главгосэкспертизы России». Письмо рекомендует: «при наличии заключенного госконтракта на выполнение проектно-изыскательских работ затраты на выполнение этих работ учитывать по их фактической стоимости, предусмотренной государственным контрактом».

Напомним, в соответствии с указом президента (от 25 марта 2013 года) Минспорта разработана программа подготовки к проведению ЧМ-2018 по футболу в России. Программа предусматривает строительство и реконструкцию 281 объекта инфраструктуры и реализацию девяти мероприятий. В их числе — строительство и реконструкция 12 стадионов, 113 тренировочных площадок, 12 временных сооружений на территории стадионов, 62 гостиниц и гостиничных комплексов, 11 аэропортов, 11 объектов улично-дорожной сети и 2 объектов метрополитена и др. Общие расходы на ЧМ-2018 ожидаются (согласно мартовскому проекту приказа Минспорта) на уровне 620 млрд рублей, из них 292 млрд рублей даст федеральный бюджет, 102 млрд — региональные; частные инвестиции оценены в 226 млрд рублей.


20.06.2014