Андрей Малыгин: «Право лениться надо заработать»

Андрей Малыгин: «Право лениться надо заработать»

Жизнь в трех республиках, 25-летняя карьера – от курсанта до офицера-преподавателя – в армии, опыт бизнеса в девяностые и суперуспешные выставочные проекты. Один из сильнейших экспертов России по спортивному маркетингу Андрей Малыгин поделился с СБК увлекательной историей своей жизни

Юный суворовец

Андрей Малыгин родился в Таджикистане, куда его отец попал по распределению после окончания Кемеровского горного института. И хотя родители были против, уже в 15 лет их сын покинул дом, поступив в Свердловское Суворовское военное училище.

– Наверное, хотелось самостоятельности, – вспоминает Малыгин – Да и профессия военного нравилась с детства. Я наивно написал письмо в любимый журнал «Юный техник» с вопросом о поступлении в Суворовское – Google еще не изобрели, а сходить в военкомат я не догадался. И, о чудо, редакция опубликовала ответ! Так летом 1976 года в 15-летнем возрасте я оказался в Свердловском СВУ.

После тяжелой первой недели Андрей освоился на новом месте, и дальше учеба давалась ему легко. Не все получалось с первого раза, но и сложности приносили пользу. Например, хорошо запомнилось дебютное публичное выступление – на комсомольском собрании:

– Вышел, а там все училище, 600 человек. Начал говорить, но впал в ступор. Минуты три-четыре ничего из себя не мог выдавить. Генералы начали коситься. В итоге меня прорвало, я договорил и понял, что этим можно управлять. Хороший урок, и студентам теперь говорю, чтобы обязательно отрабатывали навык выступлений в своем кругу.

После Суворовского училища началась карьера военного. Затем учеба в Новосибирском высшем военном училище и офицерская служба на Урале, в Афганистане, на Украине и в Карабахе. И только в 1990 году Андрей Малыгин перебрался в Москву, чтобы начать новый этап своей жизни.

Андрей Малыгин (в центре) в Афганистане


Досье

Андрей Малыгин 
Родился 25 января 1961 года в Шурабе (Таджикская ССР). 
Кандидат экономических наук, заведующий кафедрой спортивного маркетинга университета «Синергия», преподаватель РМОУ, доцент РГГУ. Автор более 30 научных работ. 
Директор по маркетингу и управляющий партнер Sport Communication. Генеральный директор агентства «Восемь правил». 
Член правления Российской ассоциации предприятий спортивной индустрии. Член Национального фитнес-сообщества. 


Коммерческое образование

В Москве Андрей поступил в Военную академию. Для опытного майора это был хороший вариант развития карьеры. Но исчезновение СССР, а вместе с ним и Советской армии, и возможности, открывшиеся на новом месте, сильно повлияли на планы. Военным тогда официально разрешалось вести коммерческую деятельность, и, чтобы прокормить семьи, Малыгин и его друзья-афганцы создали организацию «Звезда». Занимались самым разным бизнесом: возили водку из Донецка, устраивали распродажи обуви в универмаге «Московский», строили коттеджи, охраняли ночные ларьки… И все это без отрыва от образования. Скорее, наоборот, занятия коммерцией потребовали новых знаний. Параллельно Малыгин получил три диплома: два в Военной академии (основной и юриста-правоведа) и один в бизнес-школе РЭА им. Плеханова.

– Во время учебы я впервые прочел Котлера и Ламбена, узнал о концепции системных управленческих решений – маркетинге – и буквально заразился ею, – признается Андрей. – Поэтому после выпуска прошел сквозь жесткий конкурс и оказался в адъюнктуре на кафедре экономических теорий и военной экономики. В 1996 году защитил диссертацию на тему «Использование маркетинга в Вооруженных силах».

Одновременно с этим с коллегами из «Звезды» Малыгин запустил один из главных проектов своей жизни.

Группа студентов «Синергии» на выездном занятии в магазине Under Armour

Бьюти-успех

Помогла случайность. Знакомый по побочному бизнесу поляк Роман Годек предложил Малыгину сотоварищи стать эксклюзивными представителями его марки косметики «Шанталь». Друзьям очень понравилось название, и они привезли польские шампуни и тоники на чемпионат России по парикмахерскому искусству. Энтузиазм, напор и стремление применить лучшие практики из западных учебников обернулись громким успехом. Легенда парикмахерского искусства Долорес Кондрашева предложила новичкам сделать бьюти-выставку. Так появился Intercharm.

– Мы были полными дилетантами, начинали с чистого листа, и потому нас не сковывали условности и стереотипы. Дебют получился успешным и положил начало бизнесу, который продолжает работать спустя 25 лет! Возглавлял проект гениальный Андрей Маслак. Нашим ноу-хау стало сочетание экспо- и медиабизнеса. Мы не только проводили выставки, но и выпускали специализированные издания. Я, оставаясь военным, работал еще и главным редактором журнала о косметике. Днем мог обедать с Paco Rabanne, в вечером читать лекцию в Военной академии, – улыбается Малыгин.

 

Разговор по понятиям: ребрендинг и рестайлинг
В терминах непросто разобраться, но сделать это необходимо. Статья Андрея Малыгина



 

Знакомство со спортом

Успешная бизнес-модель позволила пережить кризис 1998 года. Более того, у компании появились возможности и амбиции для дальнейшего развития. В первую очередь партнеры обратили внимание на пограничные с индустрией красоты области. Перепробовав несколько вариантов, остановились на рынке спортивных товаров. Пошли проверенным путем: выставка (в партнерстве с ispo Munchen), отраслевые журналы.

Однако копирование модели Intersharm не принесло большого успеха. Сказалась специфика отрасли. Малыгин и сейчас легко называет основные сложности. Во-первых, в России нет спроса на большие выставки спорттоваров. Крупные поставщики и дилеры договариваются напрямую, а сами закупки производятся всего два раза в год. Во-вторых, на этом рынке просто мало самостоятельных бизнес-единиц (в отличие от индустрии красоты, где таковой может выступать даже отдельный парикмахер).

Выставка ispo Russia 2006

– На мой взгляд, успешными спортивными выставками сегодня могут быть только те, которые определяют тренды индустрии, – считает Малыгин. – Это место в мире надолго закрепилось за ispo. Также актуальны выставки, обслуживающие отдельные, чаще всего нетоварные сегменты. Например, московская выставка «Спорт», основная клиентура которой – строительные и инжиниринговые компании, рассчитывающие на господряды.

Ispo Russia просуществовала три года. За это время интерес к спортивному маркетингу у Малыгина, в 2001 году уволившегося из армии, только усилился.

Главный интерес

– В середине нулевых спортивный маркетинг в нашей стране только появлялся. Если коллеги из профессиональных клубов и агентств Европы и США с удовольствием рассказывали о своих решениях, то здесь все оставались закрытыми, да и делиться им особо было нечем, – вспоминает Малыгин.

А вот ему самому уже было что рассказать и чему научить. Желание систематизировать свои знания и опыт росло, и очень кстати пришло предложение вернуться к преподавательской деятельности – только не в Военной академии, а в университете «Синергия» и бизнес-школах RMA и Moscow Business School.

– А в 2010-м первый проректор «Синергии» Владимир Леднев предложил мне возглавить первую в стране кафедру спортивного маркетинга. Более комфортной среды для научных исследований и образовательных проектов придумать невозможно, – уверяет Малыгин. – В 2012-м мы издали сборник «Менеджмент в индустрии спорта», затем приняли участие в становлении Российского международного олимпийского университета, запустили магистратуру, провели несколько научных конференций. Наша гордость – альманах «СМ – все о спортивном менеджменте и маркетинге».

Как говорит сам Малыгин, теперь для него нет ничего интереснее решения маркетинговых задач спортивных организаций.


Монография

В начале 2018 года Российский международный олимпийский университет выпустил книгу Андрея Малыгина «Спортивный маркетинг». Автор не считает ее учебником.
«Это монография. Учебник – более фундаментальный труд, предполагающий следование определенной образовательной концепции, – говорит Малыгин. – Здесь же я показываю свой взгляд на наиболее актуальные проблемы современного спортивного маркетинга, свою авторскую модель SOVATIC, проверенную практикой. В книге много того, чего нет ни в одном издании. Иначе не было бы смысла ее выпускать. Теперь научное сообщество и коллеги могут ее оценить».


Источники вдохновения

Еще Андрей Малыгин гордится тем, что вырастил двух спортивных экспертов. Работа его детей – Александра и Анастасии – связана с организацией различных соревнований, так что иногда они даже могут что-то подсказывать своему отцу.

Не менее важны и четвероногие члены семьи. Уже несколько лет Малыгин – попечитель фонда «Не просто собаки», занимающегося стерилизацией и устройством бездомных животных, а также образовательными мероприятиями.

– Очень нравится, когда вечером меня необыкновенно эмоционально встречают наши дворняги Маня и Груша, – с особой теплотой говорит Андрей. – Они тоже очень серьезно повлияли на мою жизнь.

Проделав большой и извилистый путь с серьезными достижениями на каждом из этапов, Андрей Малыгин признается, что многое не довел до конца, не реализовал наилучшим образом. Но менять что-то в своей жизни он не хотел бы.

– Из-за лени, – то ли в шутку, то ли всерьез объясняет Андрей. – Потому что тогда пришлось бы и все остальное переделывать. А я же ленивый. Но если ты хочешь лениться, то заработай себе такое право.

Сам он его точно заработал. Вот только, судя по всему, совсем им не пользуется.


Материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №1 (33) март–апрель 2018

Похожие статьи

Спортивный маркетинг как наука
Спортивный маркетинг как наука

Российский международный олимпийский университет выпустил учебник «для тех, кто в игре»


Путь на вершину спортивного маркетинга. Как устроен Институт Евролиги
Путь на вершину спортивного маркетинга. Как устроен Институт Евролиги

Студенты с олимпийскими медалями, «Финал четырех» изнутри и диплом по американскому футболу – опыт прохождения курсов баскетбольной Евролиги



Розыгрыш абонемента на спортивные семинары «Синергии»!
Розыгрыш абонемента на спортивные семинары «Синергии»!

СБК предлагает возможность выиграть бесплатное посещение всех семинаров Центра спортивного менеджмента университета «Синергия»


Программа повышения квалификации «Спортивный маркетинг»
Программа повышения квалификации «Спортивный маркетинг»

Факультет Спортивного менеджмента Московского финансово-промышленного университета «Синергия» уже много лет ведет обучение спортивных менеджеров по программе повышения квалификации «Спортивный маркетинг».