Все бегут. Исследование участников любительских забегов

Все бегут. Исследование участников любительских забегов

Наиболее любопытные результаты прошлогоднего опроса бегунов-любителей в США

Текст: Роман Гусейнов


Тренд на здоровый образ жизни и доступность этого вида спорта подталкивают заниматься бегом все больше людей. И если раньше это были в основном «гладкие» забеги по шоссе (10 км, полумарафон, марафон), то сейчас увеличились и набор дистанций (5 км, 15 км, 30 км, эстафеты), и виды забегов. Уже никого не удивишь трейлом (дистанция проходит по естественным природным трассам), скайраннингом (в горной местности с большим набором высоты) или гонкой с препятствиями. Старты в горах, лесах, болотах и на прочем бездорожье проходят почти каждые выходные.

Традиционный лидер любительского бега в мире – США. Количество занимающихся достигает 17 млн человек. Россия пока сильно отстает, но демонстрирует бурный рост. Например, с 2009-го по 2014 годы на 12 крупнейших марафонах по всему миру количество финишировавших россиян выросло на 300%. А на 10 крупнейших внутрироссийских стартах в 2017-м финишировал 80 861 спортсмен, что на 22% выше показателя 2016 года. Стоит оговориться, что в России только в последнее время статистика забегов стала близка к истине. Расхождения в данных, к сожалению, обычная практика даже на больших забегах.


383 тыс. человек финишировали на всех забегах на длинные дистанции в России в 2017 году


Федерация бега США регулярно публикует результаты больших опросов бегунов. Анализ их результатов может быть полезен организаторам соревнований, спонсорам, представителям спортивной индустрии. Мы выбрали наиболее интересные данные, а также, где возможно, провели параллели с ситуацией в России.

В прошлом году Running USA вновь зафиксировала, что две трети участников забегов – женщины. В России в 2016 году соотношение полов было противоположным, но в 2017-м оно стало 60 на 40 в пользу мужчин. Производители одежды успели отреагировать на это увеличением женских линеек одежды и обуви. Также растет популярность женских беговых клубов и сообществ.

В среднем участник опроса пробегает за неделю 33,6 км. Многие стараются заниматься круглый год, без пауз. 75% респондентов дополняют бег другими упражнениями. Половина атлетов предпочитают бегать в одиночку. Любимое время года для занятий – осень. Основные причины пропуска тренировок – гололед, темные вечера, сильный ветер или ливень.

Участники в среднем тренируются по четыре раза в неделю, а их спортивный стаж – 13 лет. То есть для них бег – это всерьез и надолго. При этом 62% респондентов отнесли себя к любителям, занимающимся на постоянной основе, 15% считают себя профи, а 21% признаются, что просто бегают в удовольствие. 2% не смогли точно определить свой статус.

Основные возрастные группы – 35–44 и 45–54. В них входят 55% всех американских бегунов. Молодых людей от 25 до 34 лет всего 19%. В России самый активный возраст у мужчин – 30-34 года, у женщин – 25–29 лет.

В среднем американские бегуны участвуют в 8 мероприятиях за год. На выбор в первую очередь влияют дистанция, дата, место проведения, необходимое время для подготовки, спортивная форма и отсутствие травм. Более половины респондентов ответили, что приняли бы участие в большем количестве соревнований, если бы заявка обходилась дешевле. При этом в США костяк бегунов (61%) составляют люди с годовым заработком от $35 тыс. до $125 тыс. 65% имеют высшее образование. По России точных данных нет, но, например, школа ILoveSupersport в своей презентации утверждает, что 48% ее учеников имеют доход выше среднего.


Средний стартовый взнос

  • Россия – ₽500–2500
  • США – $50–300
  • Франция – €60–100


Самая популярная трасса – полумарафон. И не обязательно в формате гладкого бега – трейловые забеги также часто организуются на такую или похожую дистанцию. Объясняется это небольшим по сравнению с марафоном временем прохождения дистанции, динамикой забега и не столь сложной подготовкой. В 2017 году популярность 21-километровой дистанции выросла с 40% до 43%. Кроме того, в «половинках» финишируют 9 человек из 10, а на марафоне – лишь 6 из 10. Российская статистика говорит, что у нас популярны дистанции еще короче – 5 и 10 км.

Отдельно стоит выделить мотивацию, заставляющую наматывать километры. По утверждению бегунов, прежде всего, это желание оставаться здоровым. Далее следуют потребности находиться в хорошей форме, отвлекаться от стресса на работе и готовиться к определенному забегу. Из этого логично вытекают основные цели, которые ставили перед собой участники в 2017 году: быть здоровым, поставить личный рекорд на определенной дистанции, пробежать новую гонку и сбросить лишний вес.

Всего 15–20 лет назад бегуну-любителю было достаточно кроссовок и часов, но сейчас он часто обвешан разными девайсами. 90% бегунов используют телефон, часы или GPS-устройство. Большинство отметило, что им нравятся приложения для отслеживания прогресса в тренировках. Наиболее популярные из них (Strava, Nike+, Runkeeper и другие) дают огромное количество информации, подбадривают, стимулируют делиться своими успехами. В основном тренирующиеся замеряют пройденные километры, калории, пульс, смотрят маршрут на карте или тренировочную программу. Зачастую бегуны используют не все возможности приложения. 40% отметили, что постоянно делятся своим данными в социальных сетях. Также, помимо девайсов, у бегунов всегда с собой солнечные очки, кепка или визор и ключи. Часто берут с собой воду, фитнес-браслет, гель, аудиоплеер, ремень для бутылки и телефона.

Сегодня не просто сделать выбор между соревнованиями. Организаторы подстраиваются под желания участников и стараются предложить не только основную дистанцию (чаще всего марафон или полумарафон), но и забеги-спутники для детей, болельщиков или менее подготовленных спортсменов. В России не редки случаи, когда такие спутники собирают больше участников, чем основное событие. Например, на Московском марафоне 2017 года 10 км пробежали 12 972 человека, а полный марафон – всего 7680. Организаторы постепенно осознают важность работы не только с участниками, но и с их болельщиками, членами семей, особенно с детьми. Это позволяет повышать лояльность и уже с малых лет формировать хорошее отношения к забегам. На многих соревнованиях в России есть детские дистанции – например, на Сочинском марафоне, Московском марафоне, серии забегов GROM и так далее. Также стоит обратить внимание на относительно новое для спортивного рынка России предложение – спортивные лагеря, где люди вместе тренируются. Их организуют как большие спортивные бренды под эгидой своих беговых клубов, так и отдельные люди.


Среднестатистический бегун

В США это белокожая женщина 35–54 лет, замужняя, с высшим образованием и доходом $40 тыс. в год. Она бегает с телефоном и приложением, в среднем пробегает 33,6 км в неделю и планирует заявиться на марафон в следующем году.

В России это мужчина 25–34 лет из Москвы или Санкт-Петербурга, который побежит на соревнованиях 5 или 10 км.


«По нашим данным, спрос на обучение бегу – более 10 тыс. человек в год. Он появился почти с нуля всего за пять лет. Подготовку в школах люди начинают зачастую, уже получив первый самостоятельный опыт, – рассказывает директор по развитию франшизы I Love Supersport Семен Сомов. – До дистанций в 10 км люди ищут тренировочные планы в интернете, а к профессиональным сервисам обращаются, когда задумываются о 21 км, 42 км и трейловых забегах. Средний возраст учеников в Москве 26–34 года, в основном это средний и высший менеджмент. В региональных филиалах аудитория постарше, и это часто собственники бизнесов и руководители, готовые ради забегов поехать в другой город или страну».

Участники американского опроса назвали важные аспекты соревнований, их стоит учесть всем организаторам. Бегунам нужны грамотно размеченная и сертифицированная трасса, медали финишера, качественные футболки и иная сувенирная продукция, сюрпризы от организаторов на финише, безопасность на трассе.

Основным каналом продвижения у беговых событий на Западе остается Facebook. Далее следуют рефералы (приглашения от друзей, сарафанное радио) и индивидуальные сайты забегов и мероприятий. В России традиционно более широкая аудитория в сети «ВКонтакте», а потом уже на сайтах мероприятий. Instagram пока привлекает только около 5% участников. Выкладывать свои результаты и фото после гонки участники предпочитают через Twitter.

В ответ на вопрос, на какие источники вы подписаны, люди чаще всего отмечали: беговые магазины и сообщества, беговые бренды, местных бегунов, элитных бегунов, блогеров и знаменитостей. А вообще соцсети активнее всего используются для сбора средств для благотворительных забегов, обсуждения околоспортивных и спортивных мероприятий, поиска мотивации для бега, нахождения партнеров для тренировок и публикации своих результатов.

Интересно, как люди фиксируют свой тренировочный процесс. Большинство делает это в приложении на телефоне, далее следует дневник тренировок в тетради или блокноте, таблица в Excel или Word замыкает тройку.


Где побегать в России

По подсчетам сайта probeg.org, в 2017 году в России прошло 2852 (+18% по сравнению с 2016-м) беговых мероприятия с 4694 (+35%) дистанциями.

Мы выбрали десятку хорошо себя зарекомендовавших масштабных забегов. Все данные – на осень 2018 года.

Кликабельно


Материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №3 (35) октябрь 2018

Похожие статьи

Чемпионат брендов. Самые активные спонсоры ЧМ-2018
Чемпионат брендов. Самые активные спонсоры ЧМ-2018

Исследование 364 спонсорских сделок с командами – участницами чемпионата мира по футболу в России


Видео недели. Настоящий марафон «Игры престолов»
Видео недели. Настоящий марафон «Игры престолов»

Поклонники сериала в Италии пробежали 600 километров за экраном с трансляцией первых шести сезонов


Новая грандиозная идея Ричарда Брэнсона
Новая грандиозная идея Ричарда Брэнсона

Основатель корпорации Virgin задумал проводить спортивные фестивали и рассказал, что вдохновляет его на ведение разностороннего бизнеса


Необъяснимая игра: могут ли экономисты предсказывать футбольные победы
Необъяснимая игра: могут ли экономисты предсказывать футбольные победы

10 июня с матча Франции и Румынии стартовал Евро-2016. РБК разобрался, насколько хорошо экономисты научились объяснять и предсказывать футбольные успехи наций