Все бегут. Исследование участников любительских забегов

Все бегут. Исследование участников любительских забегов

Наиболее любопытные результаты прошлогоднего опроса бегунов-любителей в США

Текст: Роман Гусейнов


Тренд на здоровый образ жизни и доступность этого вида спорта подталкивают заниматься бегом все больше людей. И если раньше это были в основном «гладкие» забеги по шоссе (10 км, полумарафон, марафон), то сейчас увеличились и набор дистанций (5 км, 15 км, 30 км, эстафеты), и виды забегов. Уже никого не удивишь трейлом (дистанция проходит по естественным природным трассам), скайраннингом (в горной местности с большим набором высоты) или гонкой с препятствиями. Старты в горах, лесах, болотах и на прочем бездорожье проходят почти каждые выходные.

Традиционный лидер любительского бега в мире – США. Количество занимающихся достигает 17 млн человек. Россия пока сильно отстает, но демонстрирует бурный рост. Например, с 2009-го по 2014 годы на 12 крупнейших марафонах по всему миру количество финишировавших россиян выросло на 300%. А на 10 крупнейших внутрироссийских стартах в 2017-м финишировал 80 861 спортсмен, что на 22% выше показателя 2016 года. Стоит оговориться, что в России только в последнее время статистика забегов стала близка к истине. Расхождения в данных, к сожалению, обычная практика даже на больших забегах.


383 тыс. человек финишировали на всех забегах на длинные дистанции в России в 2017 году


Федерация бега США регулярно публикует результаты больших опросов бегунов. Анализ их результатов может быть полезен организаторам соревнований, спонсорам, представителям спортивной индустрии. Мы выбрали наиболее интересные данные, а также, где возможно, провели параллели с ситуацией в России.

В прошлом году Running USA вновь зафиксировала, что две трети участников забегов – женщины. В России в 2016 году соотношение полов было противоположным, но в 2017-м оно стало 60 на 40 в пользу мужчин. Производители одежды успели отреагировать на это увеличением женских линеек одежды и обуви. Также растет популярность женских беговых клубов и сообществ.

В среднем участник опроса пробегает за неделю 33,6 км. Многие стараются заниматься круглый год, без пауз. 75% респондентов дополняют бег другими упражнениями. Половина атлетов предпочитают бегать в одиночку. Любимое время года для занятий – осень. Основные причины пропуска тренировок – гололед, темные вечера, сильный ветер или ливень.

Участники в среднем тренируются по четыре раза в неделю, а их спортивный стаж – 13 лет. То есть для них бег – это всерьез и надолго. При этом 62% респондентов отнесли себя к любителям, занимающимся на постоянной основе, 15% считают себя профи, а 21% признаются, что просто бегают в удовольствие. 2% не смогли точно определить свой статус.

Основные возрастные группы – 35–44 и 45–54. В них входят 55% всех американских бегунов. Молодых людей от 25 до 34 лет всего 19%. В России самый активный возраст у мужчин – 30-34 года, у женщин – 25–29 лет.

В среднем американские бегуны участвуют в 8 мероприятиях за год. На выбор в первую очередь влияют дистанция, дата, место проведения, необходимое время для подготовки, спортивная форма и отсутствие травм. Более половины респондентов ответили, что приняли бы участие в большем количестве соревнований, если бы заявка обходилась дешевле. При этом в США костяк бегунов (61%) составляют люди с годовым заработком от $35 тыс. до $125 тыс. 65% имеют высшее образование. По России точных данных нет, но, например, школа ILoveSupersport в своей презентации утверждает, что 48% ее учеников имеют доход выше среднего.


Средний стартовый взнос

  • Россия – ₽500–2500
  • США – $50–300
  • Франция – €60–100


Самая популярная трасса – полумарафон. И не обязательно в формате гладкого бега – трейловые забеги также часто организуются на такую или похожую дистанцию. Объясняется это небольшим по сравнению с марафоном временем прохождения дистанции, динамикой забега и не столь сложной подготовкой. В 2017 году популярность 21-километровой дистанции выросла с 40% до 43%. Кроме того, в «половинках» финишируют 9 человек из 10, а на марафоне – лишь 6 из 10. Российская статистика говорит, что у нас популярны дистанции еще короче – 5 и 10 км.

Отдельно стоит выделить мотивацию, заставляющую наматывать километры. По утверждению бегунов, прежде всего, это желание оставаться здоровым. Далее следуют потребности находиться в хорошей форме, отвлекаться от стресса на работе и готовиться к определенному забегу. Из этого логично вытекают основные цели, которые ставили перед собой участники в 2017 году: быть здоровым, поставить личный рекорд на определенной дистанции, пробежать новую гонку и сбросить лишний вес.

Всего 15–20 лет назад бегуну-любителю было достаточно кроссовок и часов, но сейчас он часто обвешан разными девайсами. 90% бегунов используют телефон, часы или GPS-устройство. Большинство отметило, что им нравятся приложения для отслеживания прогресса в тренировках. Наиболее популярные из них (Strava, Nike+, Runkeeper и другие) дают огромное количество информации, подбадривают, стимулируют делиться своими успехами. В основном тренирующиеся замеряют пройденные километры, калории, пульс, смотрят маршрут на карте или тренировочную программу. Зачастую бегуны используют не все возможности приложения. 40% отметили, что постоянно делятся своим данными в социальных сетях. Также, помимо девайсов, у бегунов всегда с собой солнечные очки, кепка или визор и ключи. Часто берут с собой воду, фитнес-браслет, гель, аудиоплеер, ремень для бутылки и телефона.

Сегодня не просто сделать выбор между соревнованиями. Организаторы подстраиваются под желания участников и стараются предложить не только основную дистанцию (чаще всего марафон или полумарафон), но и забеги-спутники для детей, болельщиков или менее подготовленных спортсменов. В России не редки случаи, когда такие спутники собирают больше участников, чем основное событие. Например, на Московском марафоне 2017 года 10 км пробежали 12 972 человека, а полный марафон – всего 7680. Организаторы постепенно осознают важность работы не только с участниками, но и с их болельщиками, членами семей, особенно с детьми. Это позволяет повышать лояльность и уже с малых лет формировать хорошее отношения к забегам. На многих соревнованиях в России есть детские дистанции – например, на Сочинском марафоне, Московском марафоне, серии забегов GROM и так далее. Также стоит обратить внимание на относительно новое для спортивного рынка России предложение – спортивные лагеря, где люди вместе тренируются. Их организуют как большие спортивные бренды под эгидой своих беговых клубов, так и отдельные люди.


Среднестатистический бегун

В США это белокожая женщина 35–54 лет, замужняя, с высшим образованием и доходом $40 тыс. в год. Она бегает с телефоном и приложением, в среднем пробегает 33,6 км в неделю и планирует заявиться на марафон в следующем году.

В России это мужчина 25–34 лет из Москвы или Санкт-Петербурга, который побежит на соревнованиях 5 или 10 км.


«По нашим данным, спрос на обучение бегу – более 10 тыс. человек в год. Он появился почти с нуля всего за пять лет. Подготовку в школах люди начинают зачастую, уже получив первый самостоятельный опыт, – рассказывает директор по развитию франшизы I Love Supersport Семен Сомов. – До дистанций в 10 км люди ищут тренировочные планы в интернете, а к профессиональным сервисам обращаются, когда задумываются о 21 км, 42 км и трейловых забегах. Средний возраст учеников в Москве 26–34 года, в основном это средний и высший менеджмент. В региональных филиалах аудитория постарше, и это часто собственники бизнесов и руководители, готовые ради забегов поехать в другой город или страну».

Участники американского опроса назвали важные аспекты соревнований, их стоит учесть всем организаторам. Бегунам нужны грамотно размеченная и сертифицированная трасса, медали финишера, качественные футболки и иная сувенирная продукция, сюрпризы от организаторов на финише, безопасность на трассе.

Основным каналом продвижения у беговых событий на Западе остается Facebook. Далее следуют рефералы (приглашения от друзей, сарафанное радио) и индивидуальные сайты забегов и мероприятий. В России традиционно более широкая аудитория в сети «ВКонтакте», а потом уже на сайтах мероприятий. Instagram пока привлекает только около 5% участников. Выкладывать свои результаты и фото после гонки участники предпочитают через Twitter.

В ответ на вопрос, на какие источники вы подписаны, люди чаще всего отмечали: беговые магазины и сообщества, беговые бренды, местных бегунов, элитных бегунов, блогеров и знаменитостей. А вообще соцсети активнее всего используются для сбора средств для благотворительных забегов, обсуждения околоспортивных и спортивных мероприятий, поиска мотивации для бега, нахождения партнеров для тренировок и публикации своих результатов.

Интересно, как люди фиксируют свой тренировочный процесс. Большинство делает это в приложении на телефоне, далее следует дневник тренировок в тетради или блокноте, таблица в Excel или Word замыкает тройку.


Где побегать в России

По подсчетам сайта probeg.org, в 2017 году в России прошло 2852 (+18% по сравнению с 2016-м) беговых мероприятия с 4694 (+35%) дистанциями.

Мы выбрали десятку хорошо себя зарекомендовавших масштабных забегов. Все данные – на осень 2018 года.

Кликабельно


Материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №3 (35) октябрь 2018

Похожие статьи

Количество участников марафонов за 10 лет выросло на 50%
Количество участников марафонов за 10 лет выросло на 50%

Центр социального проектирования «Платформа» и Online Market Intelligence (OMI) провели инициативный опрос о готовности и отношении россиян к бегу


Жители миллионников ищут фитнес. Исследование «2ГИС»
Жители миллионников ищут фитнес. Исследование «2ГИС»

Количество запросов о фитнес-клубах в Москве за год выросло на 42%


Превращаем арену в центр развлечений
Превращаем арену в центр развлечений

Хоккейный клуб «Сочи» провел уникальное исследование аудитории, чтобы предложить болельщикам наилучший досуг


Видео недели. Настоящий марафон «Игры престолов»
Видео недели. Настоящий марафон «Игры престолов»

Поклонники сериала в Италии пробежали 600 километров за экраном с трансляцией первых шести сезонов


Шоу, звезды, технологии. Почему спорт стал главным зрелищем на планете
Шоу, звезды, технологии. Почему спорт стал главным зрелищем на планете

Компания Nielsen выпустила «2014 Year in Sports Media Report» – отчет об аудитории спортивных соревнований в 2014 году. PROСПОРТ прочитал исследование и выделил 8 главных тенденций, способствующих популярности спорта.