Нужно ли клубам выходить на биржу?

Нужно ли клубам выходить на биржу?
Одним из способов привлечения капитала для компании является эмиссия акций. Для крупного бизнеса проведение IPO является практически неизбежной стадией развития. Согласно любым классификациям, профессиональные спортивные клубы и по числу занятых, и по обороту средств относятся к предприятиям крупного бизнеса. Однако, подобное событие в спортивном мире происходит далеко не повсеместно, и на то есть ряд причин.

Для успешного первичного размещения акций необходимо выполнение нескольких обязательных условий. Клуб должен представить чёткую стратегию развития, которая будет понятна потенциальным инвесторам. «Кот в мешке» имеет крайне низкую привлекательность с точки зрения вложения средств. Необходимо располагать командой менеджеров, нацеленной на эффективность. Опять же, не существует инвесторов, заинтересованных в убытках, которые могут возникнуть ввиду некомпетентных действий управляющей команды.Рентабельность компании должна устойчиво расти. Компания должна демонстрировать устойчивый рост прибыли. Это своего рода индикатор качества компании. Кроме того, отрасль в целом должна расти высокими темпами. Данному обстоятельству тоже есть своё объяснение – прилив поднимает все лодки. Наконец, компания должна уверенно позиционироваться на рынке узнаваемых товаров и услуг.

Все вышеперечисленные положения говорят о бессмысленности и неразумности выхода российских клубов на биржу в ближайшее время. Леонид Федун впервые заявил о намерении вывести «Спартак» на IPO ещё 10 лет назад, с тех пор многое изменилось в лучшую сторону, но момент реализации честолюбивых планов всё равно пока ещё слишком далёк.

Впрочем, опыт показывает, что размещение акций на бирже крайне редко приводит к желаемым результатам. Цена акций после размещения обычно демонстрировала устойчивое падение. Показателен пример «Ромы», потерявшей в капитализации около 90% стоимости клуба. Акции другого клуба Вечного города подешевели и вовсе в 328 раз. Многие клубы проводили делистинг – уход с фондовой биржи. Американский опыт тоже не говорит об однозначной успешности выхода на биржу, хотя уровень развития спортивной индустрии Нового Света никем не ставится под сомнение. В целом ценные бумаги футбольного клуба, каким бы успешным и устойчивым он ни был, - не самый привлекательный актив. Их отличают низкая ликвидность и высокая волатильность, а также зависимость финансовых показателей от спортивных результатов. Даже у «Манчестер Юнайтед», разместившегося на Нью-Йоркской фондовой бирже в августе 2012 года, эмиссионный доход оказался на 100 млн долларов меньше запланированного. Отсутствие практики выплаты дивидендов (их платит только дортмундская «Боруссия») также не играет на руку потенциальным эмитентам.

Правила финансового fair play в европейском футболе должны частично устранить указанные недостатки, но, несмотря на достаточно быстрое внедрение правил, новая экономическая реальность наступит лишь через несколько лет, и ей понадобится время для перехода к устойчивому состоянию. И вот уже тогда ценные бумаги могут прибавить в ликвидности.

На европейских биржах в настоящее время торгуются акции 22 футбольных клубов, и грандов среди них можно пересчитать по пальцам одной руки. Более того, в этом листе немалую часть занимают клубы из «нефутбольных» стран: Македония, Дания, Швеция, Польша…

У выпуска акций как источника финансирования есть свои недостатки. Это самая дорогая и сложная форма привлечения инвестиций. Ей предшествует скрупулёзная подготовка, в которую входит юридическая и финансовая проверка бизнеса, перестройка системы корпоративного управления, подготовка проспекта эмиссии акций и прочих документов, что занимает продолжительное время. Раскрытие информации подразумевает в определённой степени потерю конфиденциальности. В России этот момент особенно чувствителен. Наконец, инвестиционные ресурсы компания получит только по завершении размещения выпуска акций, что потребует времени.

Стоит ли стремиться к IPO? На данный момент скорее нет, чем да. История знает пока всего один пример удачного выхода на биржу – французский «Лион». Да и не всегда текущим владельцам хочется отдавать даже долю контроля над клубом. С другой стороны, в ходе due diligence можно выяснить реальную стоимость бизнеса и диагностировать все слабые стороны хозяйственного ведения дел. Кроме того, может измениться экономический ландшафт. Каким будет ответ на данный вопрос через несколько лет – время покажет.

Статья подготовлена Андреем Вороновым