Новая спортивная сверхдержава

Новая спортивная сверхдержава

Футбол – самый популярный спорт в мире, а экономика Китая – самая крупная. Их соединение должно перевернуть глобальный спортивный рынок

Влияние Китая на мировую спортивную индустрию стремительно растет. Будь то китайские инвесторы, приобретающие доли в ключевых игроках рынка, или клубы и лиги, стремящиеся войти на огромный рынок и привлечь новых болельщиков. Китай регулярно принимает крупнейшие спортивные события. Гран-при «Формулы-1» проводится тут с 2004 года, в 2019-м в стране состоится чемпионат мира по баскетболу, а в 2022-м Пекин станет первым городом, где пройдут как летние, так и зимние Олимпийские игры.

Мир спорта готов воспользоваться открывающимися возможностями и активно исследует их. Очередной аналитический доклад подготовило агентство Nielsen. Оно постаралось описать китайского потребителя и медиаландшафт Поднебесной и определить, какое место на нем занимает национальный и международный футбол.

Понимание потенциала

Население Китая – 1,37 млрд человек, и это очень заманчивый ресурс для всех игроков мировой спортивной индустрии. Тем более технологии значительно упрощают доступ к аудитории – в 2015 году в стране насчитывалось 1,305 млрд телефонов.

Три из пяти самых популярных спортивных соревнований в Китае – футбольные. С ними конкурируют только НБА и чемпионат мира по настольному теннису. Интерес к футболу стабильно растет в последние три года и уже достигает 31% среди городского населения в возрасте 16–59 лет. Но самым популярным видом спорта остается баскетбол – Китайская баскетбольная ассоциация была основана еще в 1995 году, а НБА уже 10 лет проводит здесь предсезонные матчи. Также следует отметить всплеск увлечения велоспортом (результат инвестиций в подготовку к Олимпийским играм в Пекине 2008 года), автоспортом и смешанными единоборствами.


Выставочный матч НБА в Китае

Из отдельных европейских футбольных клубов наибольшей популярностью пользуется испанский «Реал Мадрид», за ним идут итальянские «Интер» и «Милан». Им помогает традиция – серия А была первым европейским чемпионатом, транслировавшимся в Китае.

Бродкастеры нового поколения

Меняется расстановка сил на медийном рынке. В стране сотни каналов – множество региональных и местных и 20 национальных под управлением Центрального телевидения Китая (CCTV). Это один из главных мировых рекламных рынков.

Историческому доминированию CCTV на рынке национальных и международных медиаправ готова бросить вызов новая волна онлайн-компаний, появившихся в ответ на растущие аппетиты потребителей и развитие технологий. Прямые трансляции спортивных матчей становятся для них еще одной услугой наряду, например, с сервисами обмена сообщениями или торговлей через Интернет.

В Китае 680 млн активных пользователей Интернета. 653 млн регулярно заходят в социальные сети. Большинство (577 млн) – через мобильные устройства. Телевидение по-прежнему остается главным источником информации для многих китайцев, особенно в сельской местности, но гаджеты уже почти догнали компьютеры в качестве средства доступа к спортивному контенту.

Строительство рынка

Развитие футбола и спортивной индустрии в целом в Китае поддерживается государственными стратегиями и инвестиционными планами. Китайские компании и мультимиллиардеры получают стимулы вкладываться в спортивные мероприятия, клубы, объекты и агентства как на родине, так и за рубежом.

В октябре 2014 года китайское правительство поставило план – увеличить объем национального спортивного рынка до 5 трлн юаней ($813 млрд) к 2025 году. В стратегию входит все – от продвижения фитнеса до привлечения иностранных инвестиций и упрощения административных процедур. Кроме того, экономические гиганты Китая (включая Wanda Group, Alibaba Group и Kaisa Group) создали фонд для финансирования строительства новых спортивных объектов в стране.

Футбол теперь преподают в школах, а ведущие клубы вкладываются в развитие новых талантов. Так, «Гуанчжоу Эвергранд» совместно с «Реалом» построит академию с 50 тренировочными полями. В апреле 2016 года футбольная ассоциация Китая представила план превращения страны в мировую футбольную сверхдержаву к 2050 году. Планируется резко увеличить число занимающихся этим видом спорта и количество тренировочных центров – через 14 лет на каждые 10 тыс. китайцев должно приходиться одно футбольное поле. Определены цели для мужской и женской национальных команд.

Мировая экспансия

В последние три года весь мир поражается трансферным расходам китайских клубов. С 2014-го по 2015 год они выросли на 60,5%! В этом году Китайская суперлига не сбавляет оборотов: переход Халка из «Зенита» в «Шанхай СИПГ» за $61 млн побил предыдущий рекорд («Цзянсу Сунин» заплатил «Шахтеру» $51 млн за Алекса Тейшейру). Клубы показали не только возможность приобретать игроков за баснословные суммы, но и стабильно платить им высокие зарплаты, увеличивая шансы на приглашение новых звезд мирового уровня. Кроме того, это помогает привлечь телекомпании – в нынешнем сезоне Sky Sports впервые обязался транслировать вечерние игры китайской суперлиги в выходные.

Китайские компании, в свою очередь, активно инвестируют за рубежом, укрепляя положение страны в мире спорта. Они становятся владельцами и спонсорами европейских футбольных клубов. Под китайским контролем уже оказались «Милан» и «Интер». Имеют инвесторы из Поднебесной доли в «Манчестер Сити» и мадридском «Атлетико». Нет китайских владельцев только в Германии – там это невозможно из-за особых правил бундеслиги.

Особенно важны приобретения крупных футбольных агентств. В феврале 2015 года Dalian Wanda Group купила Infront Sports & Media за $1,2 млрд, а финансовая корпорация Everbright вместе с компанией в области интернет-развлечений Baofeng приобрела 65% агентства MP & Silva. Дочерняя компания Fosun International стала владельцем агентства Жорже Мендеша Gestifute, представляющим интересы Криштиану Роналду. Теперь Gestifute должно быть ключевым игроком на трансферном рынке Китая.

Перевод и адаптация: Андрей Воронов
Фото: nba.com, Nielsen, «Шанхай СИПГ»

Материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №27 Ноябрь 2016

Похожие статьи

Китайские футбольные миллионы
Китайские футбольные миллионы
07.11.2016 Футбол Инвестиции и финансы Китай, Европа, Англия

Научный взгляд на перемещение центра тяжести футбольной экономики в сторону востока


Леброн Джеймс – лучший в НБА и по соцсетям
Леброн Джеймс – лучший в НБА и по соцсетям
31.01.2017 Баскетбол Реклама и маркетинг, Технологии США, Китай

Портал HoopsHype исследовал популярность игроков Национальной баскетбольной ассоциации в социальных сетях


НБА обзавелась официальным виски
НБА обзавелась официальным виски

Новым партнером Национальной баскетбольной ассоциации стал бренд Jack Daniel’s


Шамиль Газизов: «За сезон „Уфа“ заработала ₽500 млн»
Шамиль Газизов: «За сезон „Уфа“ заработала ₽500 млн»
22.05.2017 футбол Инвестиции и финансы Россия, Уфа

Генеральный директор ФК «Уфа» Шамиль Газизов подвел итоги завершившегося чемпионата России


Неймар официально стал самым дорогим футболистом мира
Неймар официально стал самым дорогим футболистом мира
03.08.2017 футбол Инвестиции и финансы, Соглашения и сделки ИСПАНИЯ, Франция, КАТАР

«Барселона» подтвердила, что игрок выкупил свой контракт за €222 млн