Ледовые арены: место для шага в будущее

Ледовые арены: место для шага в будущее

Сделать хоккей более здоровым, безопасным и экономически эффективным помогают разработки ученых, прошедшие самые строгие проверки

Спорт сейчас – это место состязаний не только атлетов и тренеров, но и высоких технологий. В этом он тоже отображает окружающую нас жизнь, где каждый носит в кармане мощный компьютер, а электромобили становятся не только предметом роскоши, но и действительно удобным средством передвижения.

Лучшие команды тренируют и восстанавливают своих спортсменов на инновационном оборудовании с десятками датчиков. Лучшие спортивные комплексы предлагают своим клиентам удобные мобильные сервисы и максимально комфортные условия для занятий. Ключевое конкурентное преимущество дает обеспечение безопасности. Особенно в видах спорта с повышенным риском получения травм – например, в хоккее. Для профессионального клуба повреждение игрока означает большие финансовые потери и, скорее всего, проблемы с достижением результата. А любителя перелом или сотрясение может вообще навсегда отвадить от спорта. К счастью, есть высокие технологии, заинтересованные производители и конкретные решения, которые помогают снизить риск.

Семилетние исследование, сделанное в 2006–2013 годах по просьбе Международной федерации хоккея (ИИХФ) в 844 матчах 32 международных турниров, выявило, что примерно треть всех травм игроков связана со столкновением с бортами. И если контакт между самими хоккеистами смягчить почти невозможно (правила позволяют лишь ужесточить наказание за неправильные движения и силовые приемы), то сделать те же борта более безопасными реально. Что подтверждает долгая и кропотливая работа итальянской компании ENGO, входящей в холдинг Techno Alpin Group.

Согласно исследованию ИИХФ, использование эластичных панелей бортов на 29% снижает риск получения травмы хоккеистами

 

Еще в 2006 году фирма, базирующаяся в Южном Тироле, недалеко от границ с Австрией и Швейцарией поставила борта для хоккейного турнира Олимпийских игр, проходивших в Турине. По просьбе ИИХФ была разработана первая травмобезопасная конструкция. Тогда борт лишь немного отклонялся за счет дисковых пружин в основании. Это уже дало результат, но в ENGO поняли, что вопрос крайне важный, и по собственной инициативе взялись за дальнейшие усовершенствования.

Дорога к идеальному решению заняла пять лет, но она стоила того. Залогом получения успешного результата стал комплексный научный подход к проблеме. На основе опыта компании, выводов специальной рабочей группы, изучавшей смежные отрасли (от строительных крепежей до строений бамбука и скелета человека), и всеевропейского социологического исследования пожеланий игроков, руководителей, менеджеров, архитекторов и инженеров ледовых арен, хоккейных клубов было подготовлено подробное задание для научно-технического центра при Дрезденском университете. Именно ученые совместно с инженерами ENGO занимались поиском оптимальной конструкции и идеального материала для максимально безопасного и надежного борта.

 

Травмобезопасные хоккейные борта, произведенные по схожим с разработками ENGO принципам, активно используются в Национальной хоккейной лиге (НХЛ). Но и у них максимальное отклонение уступает итальянскому варианту – 75 мм против 92 мм (на высоте 1,1 м при использовании акрилового стекла)

 

Ключевой элемент хоккейного борта, определяющий его характеристики – опорная стойка. В классическом исполнении она делается из простой стальной трубы. Это крепкая, но совершенно негибкая конструкция. Более того, она обладает сильным эффектом пружины, так что падающий хоккеист не только будто врезается в стену, но и получает дополнительный удар «в ответ».

Специалисты Дрезденского института с помощью компьютерного моделирования тестировали различные новые варианты опорных стоек. В итоге была выбрана сетчатая конструкция из специального стеклопластика, армированного полифениленсульфидом.

«Несмотря на то, что внешне этот материал похож на пластик, он невероятно прочный. И за 12 лет не зафиксировано ни одного случая повреждения наших стоек!» – рассказал генеральный директор ENGO Маркус Профантер.

Отдельные исследования были посвящены разработке оптимальных крепежей – как борта к основанию площадки, так и стекла к борту. И даже такая, на первый взгляд деталь как накладка в месте установки стекла стала результатом инженерных изысканий. Воздушные пазухи придают ей мягкость и гибкость, а точно подобранный полимерный материал – долговечность и правильный коэффициент скольжения. Правильно подобранный угол скоса делает все отскоки предсказуемыми. И даже если на стыке возникнет небольшая складка, она не повлияет на игру – мягкий материал легко прогнется под весом шайбы.

В общем, борт Engo FlexBoard PPS стал настоящим произведением инженерного искусства. А его уникальные характеристики и максимальная по сравнению с аналогами травмобезопасность подтверждены и многочисленными сертификатами, и тестами. В частности, по результатам исследования Федерации хоккея Швейцарии из бортов с закалённым стеклом только ENGO получил разрешение на использование в национальном чемпионате.

 

Повсеместное внедрение эффектно дрожащего от любого касания акрила вместо классического стекла создало впечатление, что все хоккейные ограждения стали «мягче» для игроков. Но в реальности безопасность определяется прежде всего самом бортом. Engo FlexBoard PPS разрабатывался для закаленного стекла и даже с ним доказал свою эффективность в исследовании, проведенном Центром облегченных конструкций в Саксонии (Leichtbauzentrum Sachsen, LZS) совместно с Дрезденским техническим университетом.

Во время теста ученые наносили удары 80-киллограмовым маятником в две точки: на высотах 1,1 м (верхняя часть борта) и 1,5 м (стекло). Каждый раз измерялись скорость отскока и отклонения борта и стекла в обеих этих точках. После этого вычислялся коэффициент поглощения энергии.

Исследование показало, что и с закаленным стеклом борт Engo FlexBoard PPS, на высоте 1,1 м отклоняясь на 88 мм, поглощал 80% энергии удара! Борта классической конструкции даже с акриловым стеклом отклонялись не более, чем на 30 мм.

 

Травмобезопасные борта широко распространены в центральной Европе и в Азии. А их появление в России – вопрос ближайшего времени. В феврале компания ENGO открыла официальное представительство и сервисный центр в нашей стране. Теперь у каждой российской арены есть возможность связаться со специалистами ENGO и обсудить, как сделать свою площадку максимально безопасной для всех спортсменов.

 

Еще одно сосредоточение технологий – это ледозаливочные машины. Все современные модели – электрические. Еще недавно очевидные преимущества электромоторов (экологичность и отсутствие вредных для посетителей арен выбросов) оттенялись серьезными неудобствами: сложным обслуживанием батарей, неудобным процессом подзарядки. Однако литиевые аккумуляторы нивелировали все недостатки. Они не требуют обслуживания, вообще не выделяют газов, допускают зарядку без отключения машины и гораздо легче своих предшественников. Для ENGO подобные батареи производит фирма, также входящая в Techno Alpin Group.
Кроме того, электрические ледозаливочные машины итальянского производства оснащены самыми передовыми технологиями для производства качественного льда. Например, они умеют очищать поверхность и распылять воду мельчайшими каплями через форсунки. Все это делает процесс заливки быстрее и эффективнее.

И мнение, что использовать бензиновые машины дешевле, при ближайшем рассмотрении оказывается неверным. Более высокая стоимость электрического аппарата с лихвой перекрывается экономией на эксплуатационных расходах. За 15 лет (а это далеко не предельный срок службы) она может составить до €115 тыс! Использование бензиновых или дизельных машин на ледовых аренах можно уверенно считать анахронизмом.


 


Двенадцать лет эксплуатации на десятках крупнейших арен Европы доказали, что борт Engo FlexBoard PPS не только максимально безопасный, но и крайне долговечный. При этом, сохраняя свои ключевые особенности, продукт продолжает развиваться. Сейчас борта итальянской компании производят на сверхсовременной линии с лазерной настройкой инструментов. Все пазы и отверстия просверливаются настолько точно, что в процессе сборки на арене уже не требуется ничего подгонять.

В новейшей модификации FlexBoard PPS MOTION используются гибкие LED-панели последнего поколения. Эластичные экраны полностью сохраняют ударопоглощающий эффект борта, обеспечивая при этом максимальное качество изображения.

Примеры арен с бортами ENGO

        • PostFinance Arena Bern, Швейцария
        • Академия хоккея Red Bull Salzburg, Австрия
        • OlympiaWorld Innsbruck, Австрия
        • Hallenstadion Zürich, Швейцария
        • Palaonda Bolzano, Италия
        • Международный тренировочный центр Cham, Швейцария
        • Академия хоккея Red Bull München, Германия
        • Арена Davos, Швейцария

Из самых интересных новинок последних лет можно выделить и уникальную систему изменения размеров ледовой площадки QuickAdapt. Эта разработка позволяет за два-три часа без перезаливки льда заменить, например, североамериканскую коробку на европейскую. Достаточно убрать несколько элементов и раздвинуть борта вручную или с помощью гидроцилиндров. Невероятно полезное изобретение, позволяющее аренам принимать и хоккеистов (которые все чаще проводят матчи на площадках стандарта НХЛ) и фигуристов (которым требуется классический большой каток).

Наука и прогресс привели к тому, что, казалось бы, максимально простой и знакомый элемент любой ледовой площадки, стал сосредоточением высоких технологий. И Engo FlexBoard PPS MOTION – это настоящий айфон или Tesla в мире хоккейных бортов. Только по стоимости он почти не отличается от менее инновационных и безопасных аналогов.

 

На правах рекламы

Похожие статьи

Шоу продолжается. Бизнес-завтрак в Музее хоккея
Шоу продолжается. Бизнес-завтрак в Музее хоккея

На деловом завтраке СБК эксперты разобрали, как создать арену для спорта и развлечений, удивлять болельщиков и использовать новые технологии



Экранирование бизнеса
Экранирование бизнеса

Топ-менеджер LG расскажет о коммерческом использовании дисплеев на ледовых аренах на деловом завтраке СБК 31 октября