FFP: ограничения и возможности

FFP: ограничения и возможности
Согласно данным УЕФА, в 2011 году совокупные итоговые убытки европейских футбольных клубов с учетом трансферной деятельности, финансирования и налогов составили 1,675 млрд долл[1]. Чтобы бороться с данным явлением и поддержать общий уровень конкуренции, УЕФА в 2011 г. ввела правила так называемого «финансового фэйр плэй» (Financial Fair Play или FFP).

Основными итогами внедрения этой инициативы должны стать улучшение финансового положения клубов, их более устойчивое долгосрочное развитие. Правила призваны:

·         развивать экономический и финансовый потенциал клубов, повышать их прозрачности и укрепление репутации;
·         уделять должное внимание защите кредиторов и гарантировать своевременное выполнение клубами своих обязательств перед игроками, социальными фондами, налоговыми органами и другими клубами;
·         укреплять финансовую дисциплину и рациональное использование клубных финансов;
·         стимулировать клубы к работе в рамках своих доходов;
·         стимулировать ответственное отношение к расходам с учетом долгосрочных интересов футбола;
·         обеспечивать жизнеспособность и устойчивое развитие европейского клубного футбола в долгосрочной перспективе[2].

Таким образом, европейские футбольные клубы, в т. ч. российские клубы, уже на протяжении нескольких лет ведут свою деятельность в условиях более строгого контроля над их финансами со стороны УЕФА. Как это отразилось на деятельности футбольных клубов? Изменился ли подход владельцев клубов к их финансированию? Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо более детально рассмотреть ключевые положения FFP.

Концепция FFP направлена на достижение баланса между доходами и расходами клубов. Максимально допустимый совокупный дефицит бюджета футбольного клуба (в терминологии FFP – «дефицит безубыточности») установлен на уровне 5 млн евро на сезон. Дефицит безубыточности определяется как разница между «релевантными доходами» и «релевантными расходами» футбольного клуба в соответствии с «Правилами лицензирования футбольных клубов и финансового «фэйр-плей» УЕФА.

УЕФА предусматривает переходный период в течение сезонов 2013/14 и 2017/18, когда будут действовать специальные уровни дефицита безубыточности. Данный период дает возможность клубам, испытывающим финансовые трудности, перестроить свою деятельность и финансирование таким образом, чтобы соответствовать требованиям УЕФА. В течение данного периода, дефицит безубыточности может покрываться за счет средств акционеров, но не более установленных лимитов. Так, превышение дефицита безубыточности допускается в следующих размерах:

a) 45 млн евро за контрольный период, оцениваемый применительно к сезонам 2013/14 гг. и 2014/15 гг.;
б) 30 млн евро за контрольный период, оцениваемый применительно к лицензируемым сезонам 2015/16 гг., 2016/17 гг. и 2017/18 гг.

Нарушение правил Financial Fair Play грозит футбольному клубу отзывом лицензии и невозможностью участвовать в соревнованиях под эгидой УЕФА. При этом в будущем у клубов значительно меньше законных возможностей для управления величиной дефицита безубыточности (так, например, в сезоне 2011/12 гг. клубы имели возможность не учитывать при расчете дефицита безубыточности зарплаты игроков, заключивших контракты с клубами до 1 июня 2010 г.).

Помимо дефицита безубыточности правила Financial Fair Play предписывают менеджменту контролировать также ряд других показателей, таких как:
·         показатель чистого долга к выручке (соотношение чистого долга к выручке не должно превышать 100%);
·         величину чистых активов (нарушением правил УЕФА будут считаться отрицательные чистые активы при негативной динамике данного показателя);
·         наличие просроченной задолженности (наиболее щепетильно УЕФА относится к наличию просроченной задолженности по выплатам футболистам, а также задолженности перед другими клубами по трансферам).

Если не принимать во внимание случаи неплатежей или задержек с выплатами футболистам и другим контрагентам клубов (хотя подобные ситуации случаются, и некоторые футбольные клубы уже понесли санкции со стороны УЕФА), наиболее важным с точки зрения FFP является показатель дефицита безубыточности. Контроль над уровнем данного показателя становится одной из ключевых задач менеджмента футбольного клуба, претендующего на участие в еврокубках.

При этом в методологии расчета дефицита безубыточности существует ряд особенностей, которые существенным образом влияют на итоговую расчетную величину показателя и даже оказывают влияние на стратегию развития футбольного клуба. Как было отмечено выше, дефицит безубыточности определяется как разница между «релевантными доходами» и «релевантными расходами» футбольного клуба. Отнесение доходов и расходов к релевантным осуществляется на основе ряда критериев, определенных УЕФА.
Одним из ключевых критериев отнесения полученного дохода к релевантным является факт того, связано ли его получение с футбольной деятельностью. Если доход не связан непосредственно с футбольной деятельностью, он не должен учитываться в составе релевантных, если только этот доход не связан со спортивными объектами или брендом футбольного клуба. Таким образом, доходы, связанные со спортивными объектами или брендом футбольного клуба, относятся к релевантным, что предоставляет клубам возможность увеличивать свою доходную базу за счет этих видов доходов. Данное исключение является крайне важным и в перспективе будет серьезным образом сказываться на деятельности клубов, которые стремятся к развитию собственной инфраструктуры и расширению ее коммерческой эксплуатации, а также к монетизации собственного бренда.

Также необходимо отметить, что в правилах FFP указаны виды расходов, которые для целей расчета дефицита безубыточности исключаются из состава «релевантных» расходов:
·             Расходные операции со связанными сторонами подлежат корректировки по справедливой стоимости. При этом расходы по данным операциям не подлежат корректировке в сторону снижения.
·             Затраты на развитие молодежного футбола могут быть исключены из состава расходов для стимулирования развития молодежного футбола в долгосрочной перспективе.
·             Затраты на социальные программы (если данные программы направлены на стимулирование занятий спортом и содействие социальному развитию).



Здесь необходимо обратить внимание на то, что УЕФА поощряет инвестиции в развитие молодежного футбола и клубы, сделавшие ставку на собственных воспитанников, помимо чисто спортивных преимуществ, связанных с подобным подходом (экономия на трансферах и выгода от продажи игроков, дополнительная поддержка болельщиков, возможность воспитать игроков, которые оптимальным образов соответствуют философии клуба и т. п.), получают дополнительное преимущество при проверке со стороны УЕФА на предмет соответствия правилам FFP.




Несмотря на необходимость регулирования деятельности футбольных клубов и многие справедливые принципы и инициативы, заложенные в правила FFP, некоторые эксперты отмечают, что введение правил FFP может способствовать увеличению дисбаланса между европейскими чемпионатами и увеличению разрыва в доходах между богатыми и менее успешными клубами, которым станет все труднее развиваться.

С точки зрения практического влияния правил FFP на деятельность футбольных клубов можно выделить некоторые риски, на какие менеджменту футбольных клубов целесообразно обратить внимание:
·             корректность определения справедливой стоимости операций со связанными сторонами (как доходных, так и расходных);
·             корректность отнесения тех или иных доходов и расходов к нефутбольной деятельности на основании критериев о принадлежности данных операций к месторасположению, активам, деятельности или бренду клуба;
трактовка положений FPP: недостаточная четкость формулировок в положениях FFP, а также отсутствие разъяснений, с одной стороны, несет в себе риск, а с другой стороны, предоставляет клубу дополнительные возможности по управлению дефицитом безубыточности.

Авторы:   
С. В. Литвиненко, старший менеджер PwC
А. П. Кардаш, младший менеджер PwC

Источник: журнал "Спорт Бизнес Консалтинг" Август/Сентябрь 2013 (10)

[1] Сравнительный отчет по лицензированию европейских футбольных клубов за 2011 г., УЕФА [2] Правила УЕФА по лицензированию клубов и финансовому «фэйр-плей»
04.03.2014