Цена места в «Формуле-1»

Цена места в «Формуле-1»
Себастьян Феттель – самый молодой чемпион в истории «Формулы-1». Первый титул он выиграл в 23 года

Пошаговая инструкция подготовки элитного автогонщика со сроками и суммами, подготовленная промоутером и комментатором Оксаной Косаченко

Судя по крупным строительным проектам, популярность автоспорта в России растет с каждым годом. Мы только привыкли к этапу «Формулы-1» в Сочи, как стало известно о планах построить автодромы мирового уровня в Ленинградской области (проект «Игора парк») и в Кабардино-Балкарии («Кавказавтосити»). А ведь пока Россия не может заполнить серьезными международными соревнованиями даже давно работающую трассу Moscow Raceway и появившееся пару лет назад кольцо около Грозного.

Зато новые треки точно должны положительно сказаться на подготовке профессиональных гонщиков. Чем больше автодромов, тем выше интерес к автомобильному спорту. А следовательно, выше вероятность, что мальчишки и, может быть, девчонки придут заниматься для начала картингом.

Но у каждого ли юного дарования есть возможность пробиться в высшие гоночные классы? Скажем, в «Формулу-1». Не станем рассматривать множество сложных и замысловатых путей, поговорим о самом прямолинейном и очевидном подходе.

16 января команда «Уильямс» объявила о подписании контракта с Сергеем Сироткиным. Он станет третьим «боевым» пилотом из России в истории «Формулы-1». Получить место в «Уильямс» Сироткину помогла гоночная программа SMP Racing, ставшая спонсором команды. Ранее в «Ф1» выступали Виталий Петров и Даниил Квят. Первому путевку в «королевские гонки» оплатили спонсоры, второму – академия Red Bull.

Первый миллион

Карьера будущей звезды начинается в картинге. Как правило, тут юные спортсмены проводят 5–7 лет, постепенно перебираясь в более взрослые, более сложные, а значит, более дорогие классы. Чаще всего за это увлечение платят родители. В теории, конечно, можно собирать машины у себя в гараже, но тогда не приходится говорить о подготовке настоящей звезды автоспорта.

7 лет занятий картингом обойдутся в сумму около миллиона евро. В таком случае можно рассчитывать на места в хороших командах с высококлассными инженерами. Ну и конечно, большая часть картинговой карьеры проходит в Европе. К упомянутому миллиону надо прибавить затраты на знаковые гонки, принимать участие в которых не обязательно, но желательно, ведь именно там юных спортсменов чаще всего замечают представители различных программ подготовки, своеобразные скауты. Например, именно в финальных заездах чемпионата мира по картингу в свое время обнаружился Льюис Хэмилтон, да и Михаэль Шумахер получил первый спонсорский контракт с Deutsche Vermögensberatung во время участия в картинговых кубках.

Открытые колеса

После успешного преодоления всех возможных категорий картинга наиболее логичный шаг – переход в молодежные формульные классы. Это гонки на автомобилях с открытыми колесами, где участвовать можно (за редким исключением) с 15 лет. Самый подходящий класс для начала – созданная несколько лет назад «Формула-4». Хорошо себя зарекомендовали и региональные чемпионаты «Формулы Рено». В России пока нет полноценного первенства, которое могло бы предложить сопоставимый уровень подготовки и конкуренции, так что следующий год нашему спортсмену снова придется провести в Европе. Средний чек за участие в младшей формуле – €350 тыс.

Сделаем предположение, что наш гонщик невероятно талантлив и даже гениален, а потому уже через год способен подняться на ступеньку выше. Скорее всего, в европейский чемпионат «Формулы-3» (после 2018 года затеянные Международной автомобильной федерацией реформы понизят его статус, но все же не сильно убавят значимость соревнования). Это серьезная, хоть и не очень мощная серия, требующая сложной инженерной работы. Конкуренция тут невероятно высока. Через сито «Формулы-3» прошли чемпионы королевы автоспорта – Хэмилтон, Себастьян Феттель, Нико Росберг.

«Формулу-3» покорить с первого раза не удастся точно, здесь придется провести минимум два года. При этом бюджет второго сезона будет почти на 40% выше первого – для победы в чемпионате потребуются дополнительные тесты и лучший (и самый дорогой) инженер. Если первый год обойдется в €650 тыс., то второй – уже в €1 млн.

Трасса «Формулы-1» в Олимпийском парке Сочи

Дорогие Гран-при

После этого спортсмен может, наконец, начать выступления в рамках уикенда «Формулы-1» в так называемых гонках поддержки. За ними внимательно следят пилоты, менеджеры и владельцы команд «Ф1». Попытаться проявить себя в сильной команде «Формулы-2» можно, если найти около €1,8 млн. С таким бюджетом у пилота будет хороший инженер, который поможет пилоту часто подниматься на подиум.

Но даже чемпионство в «Формуле-2» не гарантирует попадания в ряды боевых пилотов «Формулы-1». Чаще лидеры «Ф2» получают предложения работать резервными гонщиками, тренерами, а иногда и вовсе оказываются в паддоке в качестве комментаторов и экспертов телевизионных каналов.

Работа в команде «Формулы-1» не благотворительность. Места третьих резервных пилотов тоже надо оплачивать. Предполагается, что к этому этапу карьеры спортсмен уже обзавелся пулом спонсоров или одним солидным партнером, готовым выложить за него не менее €3–5 млн (в зависимости от времени, проведенном «резервистом» в кокпите). Третьи пилоты в реальных гонках выступают крайне редко. Обычно они получают возможность проехать несколько тренировок утром в пятницу, в начале гоночного уикенда. Кроме этого, такие гонщики работают на тестах и просто «вкатываются» на машинах прежних лет на второстепенных трассах.

Экс-менеджер гонщика Виталия Петрова и бывший коммерческий директор команды Caterham Оксана Косаченко (в центре) – один из ключевых экспертов Russian Motorsport Forum, главного автоспортивного делового события в России

Поиск денег

В итоге в идеальном раскладе попадание в команду «Формулы-1» займет 9–11 лет и обойдется минимум в €10 млн. Но в реальности спортсменам требуется больше времени, а следовательно, и средств.

Откуда гонщики берут такие деньги? Если бы за все приходилось платить родителям, на стартовой решетке мы видели бы только отпрысков известных фамилий или детей банкиров и нефтяных магнатов. Но существует огромная разветвленная и очень жесткая система агентов – компаний и людей, выискивающих таланты, находящих для них финансирование и помогающих юным пилотам добраться до вершин автомобильных гонок.

Первую серьезную оценку перспектив гонщика агенты делают в финальных картинговых турнирах. Наиболее талантливые спортсмены получают приглашения проехать отборочные тесты на машинах младших формул, которые организуют различные компании, занимающиеся подготовкой пилотов. Собственные программы подготовки есть и у большинства команд «Формулы-1». Переходы из одной такой программы в другую не практикуются, а вот готового спортсмена могут продать за солидную сумму другой команде. Яркий пример такого трансфера – Феттель, с самого начала своей карьеры пользовавшийся поддержкой «Ред Булла» (вместе они выиграли четыре чемпионских титула), был отдан «Феррари», искавшей достойного пилота для своего легендарного болида.

Даниил Квят попал в юниорскую программу «Ред Булла» в 15 лет и дорос до «Формулы-1», где он провел в качесте боевого пилота четыре сезона. С 2018 года Квят – пилот по развитию «Феррари»

Академический подход

В последние годы команды часто приглашают воспитанников не в первый состав, а в юниорский. Молодежь «Ред Булла» проводит тестовые гонки или даже целые сезоны в «Торо Россо», «Феррари» пробует своих спортсменов в «Заубере», а «Уильямс» все больше становится похожим на кузницу кадров для «Мерседеса». У многих команд есть «дубли» в младших классах («Ф2» и «Ф3»).

Вывод простой – надо сделать максимум, для того чтобы еще на финальных этапах выступления в картинге привлечь внимание представителей той или иной гоночной академии. Хотя далеко не всегда воспитанникам таких академий гарантирована безбедная жизнь. В каждого спортсмена вкладываются десятки миллионов евро, поэтому его судьбу всецело определяет именно работодатель. Он имеет полное право как предоставить гонщику место в команде, так и лишить его этого. Разрыв отношений Даниила Квята и «Ред Булла» обоснован именно бизнесом: россиянин перестал удовлетворять начальство, и с ним быстро расстались.

Работодатель щедро оплачивает труд гонщика. По заслугам. И по потребностям… партнеров команды. Сильные спортсмены привлекают внимание спонсоров и потому получают свой процент от рекламных соглашений. Например, многие годы «Мерседесу» ежегодно достается от своего генерального партнера «Петронаса» бонус в несколько миллионов евро за присутствие в команде Хэмилтона. А раньше условием сотрудничества компании «Тоталь» с командой «Рено» было наличие в составе Ромена Грожана, который имел личный контракт с этим нефтегазовым гигантом. Похожая история у Виталия Петрова. Альянс Renault Nissan тогда только входил в состав учредителей «АвтоВАЗа» и сотрудничество по всем фронтам помогло России обрести первого боевого пилота в «Формуле-1».

Болид Виталия Петрова

Роберт ШварцманВ «Ф1» все отстроено четко. Оказавшийся там спортсмен априори приходит в чемпионат с денежной поддержкой. Если за спиной гонщика не стоит академия, он может попробовать найти личного спонсора. Таких пилотов в королевских гонках чуть ли не половина, но для России этот опыт почти не применим. Автоспорт как инструмент маркетинга у нас пока работает исключительно в локальных форматах без больших финансовых вложений. Средства для развития серьезной гоночной карьеры выделяют только увлеченные люди или их компании, что нельзя назвать системой. Но строительство автодромов и картинговых центров способно изменить ситуацию во всем виде спорта. Чем больше соревнований национального уровня у нас будет, тем больше шансов попасть в мировой спорт у юных талантов. Так уже произошло с Робертом Шварцманом. Еще выступая в картинге, он обратил на себя внимание нескольких агентов, получил поддержку SMP Racing для выступлений в младших формульных сериях, а уже там уже был замечен руководителем академии «Феррари» Массимо Ривола и получил приглашение в программу итальянской команды.

Фото: Red Bull Content Pool, личный архив Роберта Шварцмана, Morio, Williams F1

Материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №4–5 (31–32) декабрь 2017

Похожие статьи

Red Bull стал партнером казанского «Зенита»
Red Bull стал партнером казанского «Зенита»

Первым совместным проектом стала фотосессия «Зарядись волейболом»


«Все соревнования работают на пиар страны»
«Все соревнования работают на пиар страны»

Реклама, туризм, кадры и объекты – государственный взгляд на смысл проведения в Азербайджане Гран-при «Формулы-1» и других крупных спортивных событий