От шкур животных до высоких технологий. История канатных дорог

От шкур животных до высоких технологий. История канатных дорог

Как появился и развивался транспорт, ставший незаменимым для горнолыжной индустрии

Первые прародители канатных дорог появились тысячи лет назад в Азии и Южной Америке. Люди сплетали канаты из шкур животных или растительных волокон, перекидывали их с берега на берег и подвешивали корзины для транспортировки грузов. В основном так доставляли стройматериалы и продукты в поселения, путь к которым преграждали водные или другие препятствия.

В средние века этот вид транспортировки появился в Европе. Первую пассажирскую канатную дорогу спроектировал хорватский изобретатель Фаусто Веранцио в 1616 году. Он стремился обеспечить более экономичное, чем при строительстве моста, стабильное транспортное сообщение между двумя участками, разделенными той или иной преградой. Однако этот проект так и остался на бумаге.

В 1644 году в Польше появилась первая механизированная канатная дорога длинной чуть более 200 м. Адам Вайб, инженер и изобретатель голландского происхождения, спроектировал и построил ее на нескольких опорах. Это позволило перевозить тяжелые материалы. Канатная дорога приводилась в движение лошадьми, а ее назначением, как и сотни лет назад, была доставка через реку грунта для строительства оборонительных укреплений.

Новый этап для пассажиров

Началом истории современных пассажирских подвесных канатных дорог можно считать 1834 год, когда была разработана технология изготовления стального каната. В 1866-м в швейцарском Шафхаузене построили канатную дорогу с одной двухместной кабинкой и ручной лебедкой для обслуживания водяных турбин маленькой электростанции на реке Рейн. Через пару лет в Новой Зеландии появилась канатная дорога для перевозки пассажиров через реку. Она вмещала уже шесть человек и приводилась в движение паровым двигателем.

Дальнейшее активное развитие рынка связано с ростом популярности горных лыж и началом использования канатных дорог в качестве подъемников для спортсменов. Первые такие подъемники были установлены на австрийских горнолыжных курортах в начале XX века.

В нашей стране канатный транспорт впервые появился еще в конце XIX века. Сначала интерес проявили предприятия горнорудной, угольной, металлургической и других отраслей промышленности, но почти одновременно с грузовыми появились и пассажирские канатные дороги.

В 1873 году в США придумали использовать канатную систему в качестве элемента городского общественного транспорта – в Сан-Франциско появился первый в мире подвесной трамвай. Вагон двигался вместе с металлическим тросом за счет энергии двигателя на тяговой подстанции. Эта дорога функционирует до сих пор!

Строительство первой канатной дороги для транспортировки древесины на горе Риги в Швейцарии. 1928 год

В Европе в это время продолжался расцвет канатной промышленности. Именно в конце XIX века появились компании, до сих пор являющиеся лидерами рынка. Так, в 1892 году в Австрии свое дело начал Конрад Доппельмайр. Примечательно, что компания Doppelmayr до сих пор остается семейной.

XX век: горнолыжный бум

Арльберг, Швейцария 1937 годСильнейший импульс развитию канатного транспорта придали любители горных лыж – модного увлечения представителей высших сословий. Первая канатная дорога для лыжников была построена компанией Doppelmayr в 1937 в Австрии на горном хребте Арльберг (на фото слева). По инициативе инженера Сеппа Бильдштайна также был возведен первый бугельный подъемник в Австрии – на учебном склоне в Цюрсе. Дорога длиной 390 м с перепадом высот 150 м могла перевозить до 420 человек в час.

Настоящий мировой бум строительства горнолыжных канатных дорог пришелся на вторую половину ХХ века. В 1972 году Doppelmayr открыла в Австрии первую гондольную канатную дорогу с отцепляемыми кабинками. В 1992 году эта же компания возвела в Швейцарии первую канатку на высоте более 3 тыс. м над уровнем моря. Главной ее особенностью были вращающиеся кабинки. Пол в них во время поездки делает один оборот вокруг своей оси, что позволяет пассажирам наслаждаться панорамным видом на ледники горы Титлис.

Мода на горнолыжный спорт не обошла и СССР. С 1950-х годов канатные дороги строились на Кавказе, в Крыму, в Грузии, Армении, Казахстане и Узбекистане. А первые подъемники появились на склонах Эльбруса и Чегета. В 1986 году в грузинской деревне Гудаури было построено четыре канатных дороги, в том числе по передовой технологии с отцепляемым зажимом. Строились канатные дороги и для промышленности. Например, в Донбассе и в Стерлитамаке. Они были предназначены для доставки полезных ископаемых из рудников и карьеров к железнодорожным станциям. Всего же к концу существования СССР в Союзе было более 500 км линий грузовых канатных дорог, а также сотни пассажирских канаток.

Технологии XXI века

Одним из новшеств начала XXI века стали дороги, перевозящие пассажирские кабинки на трех канатах вместо одного (система 3S). Технология обеспечивала высокую устойчивость к боковому ветру, снижение расхода электроэнергии и возможность строительства трасс большей протяженности. Первую канатную 3S-дорогу построили в России в 2014 году во время подготовки к зимней Олимпиаде в Сочи.

Горнолыжный подъемник системы 3S, Валь Д`Изер, Франция

А в 2016 году Doppelmayr представила новое поколение канаток – D-Line. В этой серии внедрено более 200 новшеств и 31 инновация, направленные на повышение качества, надежности и комфорта пассажиров. Канатные дороги такого типа уже строятся в Австрии и в Китае (для Олимпийских игр 2022 года). В России дорога D-Line будет смонтирована к 2020 году на курорте «Роза Хутор» в Сочи.

За многовековую историю канатные дороги успешно применялись для решения самых разных задач и прошли путь от инновационного изобретения, вызывающего множество опасений в части безопасности, до одного из самых надежных видов транспортировки пассажиров и грузов. Развитие продолжается. Окончательно став важнейшим компонентом горнолыжной сферы, канатные дороги завоевывают право стать частью городского общественного транспорта.

Похожие статьи

Микроклимат ледовых арен
Микроклимат ледовых арен

Особенности проектирования инженерных систем крытых ледовых спорткомплексов