6 инвесторов в лед

6 инвесторов в лед
Недавно на Волгоградском проспекте для любителей хоккея открылся необычный спортивный объект. Удивительно даже не то, что «Арена Морозово» расположилась на промышленной территории завода авиационных подшипников, а то, что инвесторами проекта стали шесть бизнесменов-хоккеистов.

«Идея создать подобный комплекс возникла 9 лет назад, когда еще только начала развиваться наша Непрофессиональная Хоккейная Лига (НПХЛ), сейчас Объединенная Московская (ОМХЛ), – рассказывает один из учредителей «Арены Морозово» Станислав Викторович Парфенцев, занимающий также должность генерального директора компании «ТелеСвязь». – После проведения двух сезонов стало ясно, что такое количество команд не может играть в одном дворце. Вместе с тем проводить соревнования на нескольких аренах было неудобно: усложняется логистика и теряется интерес зрителей. Тогда у руководства лиги появился план по созданию одного центрального сооружения, где будет базироваться любительский хоккей. Однако путь к осуществлению проекта оказался долгим, и только сейчас нам удалось реализовать наши мечты». 

«В ОМХЛ я входил в попечительский совет, 3–4 года был генеральным директором, потом ушел, так как занялся этим проектом. Моим основным бизнесом являются телекоммуникации, автоматизация, энергетика и строительство. Соответственно, для данного комплекса все инженерные работы были выполнены нашей компанией, – продолжает Станислав. – Очень много проблем было с выбором подрядчиков. Трудно оказалось найти людей, которые могут реализовать комплекс услуг на уникальном проекте. Есть компании, которые строят крупные объекты, а есть такие, которые делают только маленькие катки. Для нашей же Арены мы подобрали особую команду, и многие из тех, кто работал у наших подрядчиков, по обоюдной договоренности оказались у нас в штате».

Место было выбрано, с одной стороны, случайно, с другой – закономерно, так как учредители искали возможность построить комплекс ближе к центру, чтобы обеспечить его максимальную доступность. До сегодняшнего дня каток «Центральный», расположенный неподалеку от «Арены Морозово», считался самой популярной площадкой для проведения любительских соревнований по хоккею. Все остальные катки и комплексы находятся в основном в спальных районах, например в Марьино, Свиблово и т. п. 

На реализацию проекта потребовалось 1,5 года: в сентябре 2011-го начались проектные работы, а 1 марта 2013 года здесь состоялась первая игра.

Общий объем инвестиций в проектирование и строительство комплекса составил 8 млн долларов. Смета не раз пересматривалась, поскольку выбранное помещение оказалось в плохом состоянии и работы велись практически с нуля. «До революции здесь была спичечная фабрика, затем завод по производству подшипников, поэтому все было залито маслом. Пришлось убирать мусор, заново стелить пол. Сейчас проект фасада находится на согласовании с московскими властями, его мы реконструируем в ближайшие два месяца, а над обустройством территории вокруг Арены потрудятся ландшафтные дизайнеры», – комментирует Парфенцев. 



Концепция арены

По словам генерального директора Арены Дмитрия Воробьева, сооружение спроектировано как для хоккея, так и для фигурного катания, и поэтому имеет 4 катка: два больших и два поменьше. Одной из основных задач учредителей и инвесторов было повышение интереса к хоккею и фигурному катанию, чему должно способствовать предоставление адекватных расценок на аренду льда. Например, самый маленький каток по акции на сегодняшний день стоит 2 тыс. рублей за час. Поле «Бриз» предназначено для тренировок юных фигуристов, вратарей; средняя площадка – для непрофессиональных фигуристов, а две большие отведены под хоккейные матчи и тренировки. На Арене проводятся и массовые катания, коньки можно взять напрокат здесь же.



Комплекс будет предоставлять услуги не только спортивного рода – тут планируется проведение и деловых мероприятий. Кроме того, «Арена Морозово» станет и центром досуга: здесь уже есть ресторан с двумя залами, стилизованными под спортивные арены для фигуристов и хоккеистов, магазин атрибутики, вместительная парковка, хореографический зал, удобные раздевалки (обычные и VIP), в холле – уютные диваны, вендинговые аппараты с шоколадками и напитками, киоск с хот-догами. Началось строительство медицинского центра (массаж, банный комплекс и другие услуги). В будущем планируется возвести тренажерный зал для хоккеистов со специальным оборудованием и ринг для единоборств (для динамических нагрузок). «Также мы хотели сделать универсальную площадку, но не получилось – из-за физических характеристик здания», – поясняет Дмитрий. Сейчас ведутся переговоры об открытии на базе «Арены Морозово» ДЮСШ, которая будет иметь официальную аккредитацию в Москомспорте.

Персонал

При полной загрузке в комплексе задействуют 54 специалистов, но сейчас, пока он используется наполовину, работает порядка 27–28 человек. Большая часть сотрудников – технический персонал; топ-менеджмент – 5 человек, коммерческий отдел и отдел маркетинга 8 человек.

«В проектной команде у нас был двукратный олимпийский чемпион Александр Кожевников, который идейно вдохновлял нас. Он рассказывал о своей жизни в Северной Америке, об особенностях местных спортивных сооружений и площадок. Александр заряжал всех энергией и энтузиазмом. Честно скажу, на начальном этапе у нас часто опускались руки: объем инвестиций постоянно пересматривался, и некоторые партнеры просто начали терять самообладание. У нас ничего бы не получилось без его позитивного подхода», – с улыбкой замечает Станислав Парфенцев.

Бизнес-план

Загрузка сооружения согласно бизнес-плану рассчитана на 80% при условии функционирования объекта все 24 часа. Сейчас загрузка – 80% от установленного времени работы с 8.00 до 24.00, то есть примерно 40–50% от поставленных целей. Привлечение потенциальных клиентов (любительские хоккейные команды) началось еще в сентябре, и за 6 месяцев до открытия комплекса была набрана значительная клиентская база, которая за 2 месяца работы катков увеличилась еще в несколько раз. Поскольку Арена предназначена и для занятий фигурным катанием, то сейчас налаживаются контакты со всеми московскими школами. Так, на льду «Арены Морозово» уже занимается школа фигурного катания Елены Чайковской. Среди других крупных арендаторов – Илья Авербух, у которого свое ледовое шоу.

Срок окупаемости Арены по расчетам владельцев – от двух до шести лет, выход на исполнение бизнес-плана рассчитан к 1 января 2014 года. Текущие расходы на эксплуатацию составляют 6 млн руб. в месяц.



Однако нужно еще раз подчеркнуть, что для коллектива учредителей коммерческая выгода от эксплуатации сооружения не самое главное. Бизнес для них на втором плане, а основная задача – сделать очередной шаг в развитии любительского хоккея и фигурного катания для выхода этих видов спорта на новый уровень.

Автор: Александр Фролов
Источник: журнал "Спорт Бизнес Консалтинг"  №3 2013 (9)
 

 
19.02.2014