Профессиональная дискуссия, организуемая СБК, стала неотъемлемой частью ежегодной выставки Light + Audio Tec. Выступления ведущих экспертов спортивной индустрии неизменно собирают аншлаг. Так было и в этот раз – один из конференц-залов «Крокус Экспо» заполнили профессионалы мультимедийной и строительной отраслей: заказчики, проектировщики, поставщики и эксплуатанты. Насыщенный разговор с интересными вопросами и репликами из зала продолжился в неформальной обстановке, отлично подходящей для нетворкинга.
Спикеры
-
-
-
- Лилия Гайнутдинова, продакт-менеджер ProTone
- Иван Казанцев, генеральный директор компании «Оптимальные инженерные системы»
- Сергей Карпов, директор по развитию бизнеса компании «РС Интеграция»
- Кирилл Макарищев, руководитель направления технологических систем RM Engineering
- Светлана Медведева, управляющий партнер «Снегирь Арены»
- Владимир Петенин, начальник службы слаботочных систем, диспетчеризации и телерадиовещания ФК «Спартак» (Москва)
- Владислав Фёдоров, главный технолог внестудийного производства телеканала «Матч ТВ»
-
-
Основа эффективности
Темы выступлений не ограничивались только мультимедийными технологиями и оборудованием арен. Богатый опыт спикеров говорит о том, что эффективность любой, даже самой современной начинки, зависит от грамотного проектирования. Руководитель направления технологических систем RM Engineering Кирилл Макарищев предложил классификацию ошибок, которые в дальнейшем влияют на успешность эксплуатации объекта:
- прогностические (выбор форматов мероприятий, определение портрета аудитории, оценка вместимости, набор вспомогательных функций и помещений);
- технические (проектные и технические решения, подбор оборудования, материалов);
- финансово-организационные (оценка бюджета, расчет операционно-эксплуатационных затрат, выбор подрядчиков, консультантов).

Также эксперт обратил внимание, что в процессе проектирования часто недостаточно внимания уделяется коммерческим зонам, площадям под аренду, помещениям для разных уровней программ гостеприимства и даже складам и офисам служб эксплуатации. Также очень важно заранее продумывать всю логистику объекта и перемещениях разных клиентских групп. Моделирование потоков, по словам Макарищева, стоит дорого, но необходимо для больших арен. «Я считаю, что проектировать надо начинать с потоков. В качестве негативного примера могу привести доступ для медиа на „ВТБ Арене“. Там только один лифт, который можно ждать часами, места для хранения защитного покрытия нет, а помещения для трансляций регулярно занимают местные службы», – прокомментировал главный технолог внестудийного производства «Матч ТВ» Владислав Фёдоров.
Техничный выбор
О том, что качественное оборудование важно не только огромным стадионам, но и небольшим аренам, рассуждал генеральный директор компании «Оптимальные инженерные системы» Иван Казанцев. Он представил две ледовые арены, которые преобразились с приходом новых эксплуатантов. В Первоуральске было заменено устаревшее оборудование, а в Митине пришлось переделывать мультимедиа на площадке, которая открылась всего полгода назад. Причина – стремление проводить на объекте не только тренировки любителей, но и коммерческие события, массовые мероприятия и небольшие шоу. В результате загрузка приблизилась к максимальной.
По мнению Казанцева, качественный проект может получиться в двух случаях. Первый – если инвестор, заказчик сам имеет большой опыт эксплуатации спортивных объектов и использует эти знания при подготовке технического задания и контроле проектирования. Второй, более распространенный вариант, – выбор в качестве подрядчиков по разделам компаний, которые «много раз делали плохо и в итоге научились делать хорошо, то есть опытных и отлично разбирающихся в своей теме. И уже они смогут убедить инвестора выбрать правильные решения.

«Это касается не только мультимедиа, но и любых систем. Спортивные объекты отличаются от общего строительства, есть специфические требования, знание которых позволяет реально сэкономить, как минимум, в процессе эксплуатации. Взять тот же шоу-свет. Можно вообще его не сделать. Можно сделать на 100%, закупив все оборудование за десятки миллионов рублей. А можно найти вариант, когда все кабельные линии разведены, подготовлены места под монтаж, но при этом оборудование недорогое, для мероприятий среднего уровня, с возможностью легкого использования арендованного света», – добавил эксперт.
Польза сомнений
Своим опытом поделилась управляющий партнер «Снегирь Арены» Светлана Медведева. Этот спорткомплекс в Новой Москве отличает высочайшая эффективность. На территории в 6,7 тыс. м² удалось разместить две ледовые арены, три сквош-корта, универсальный спортивный зал, хоккейный тренировочный центр, зал йоги, три зала ОФП и хореографии, зал единоборств, тренажерный зал, а также всю необходимую инфраструктуру (12 раздевалок, кафе и кофепоинт, тренерские, судейскую, административные и прочие вспомогательные помещения и помещения для инженерного оборудования). В итоге 90% общей площади комплекса используются в коммерческих целях. Среди оборудования, дополнительные расходы на которые оказались полностью оправданы, Светлана назвала систему утилизации тепла (позволяет обогревать яму таяния тепла и грунт за счет холодильной машины) и систему управления светом на ПО Awada (позволяет не только экономить электроэнергию, но и управлять расписанием арендаторов).

По словам Медведевой, заказчику важно ставить под сомнение все, что предлагают проектировщики и подрядчики, требовать от них обоснований любого решения. И даже ссылки на нормативы надо проверять, потому что те могут оказаться либо рекомендательными и избыточными, либо устаревшими и недостаточными.
В качестве негативного примера Светлана привела историю со строительством борцовского зала в торговом центре. Там заказчики согласились с подрядчиком, что света на 300 люкс хватит, но в итоге «получился настоящий факап», и пришлось переделывать освещение.
Диалог с заказчиком
Интересные решения для спортивных объектов представила Лилия Гайнутдинова, продакт-менеджер ProTone, российского разработчика и производителя акустических систем. В портфеле компании – озвучивание футбольного стадиона «Спартак» во Владикавказе, хоккейной Арены Кузнецких металлургов и футбольного манежа в Новокузнецке, стадиона «Енисей» в Красноярске и дворца спорта «Арктика» в Норильске. Каждый проект учитывает и специфику объекта, и поставленные задачи, и бюджет. А подбор оборудования начинается с акустического расчета.
По мнению эксперта, архитектурные недостатки в большинстве случаев нельзя полноценно исправить оборудованием. Однако отельные проблемы решить реальное – например, если речь идет о доозвучивании отдельных зон.

О том, как разговаривать с инвесторами и заказчиками, продвигая свои решения, рассказал директор по развитию бизнеса компании «РС Интеграция» Сергей Карпов. Ключевые шаги: как можно более раннее начало диалога, в момент, когда только появилась задумка проекта; подбор для разных участников процесса своих аргументов, подчеркивающих ценность решения; готовность подкрепить слова кейсами и отзывами; умение оперировать стоимостью владения; предложение не просто продажи, а долгосрочного доверительного партнерства.
Строительство спортивного объекта, как правило, сложный и специфический проект с большим количеством заинтересованных сторон. В то же время, зачастую это желанный заказ и страница в портфолио для многих подрядчиков. А значит, конкуренция на рынке высокая. В такой ситуации стандартные методы работы не подходят, считает Сергей Карпов, – нужно играть на опережение. А чтобы лучше понимать, с кем, о чем и на каком языке договариваться, эксперт рекомендует рисовать карту проекта, наглядно показывающую все взаимодействия.

Пользовательское мнение
Взглядом эксплуатанта поделился начальник службы слаботочных систем, диспетчеризации и телерадиовещания московского футбольного «Спартака» Владимир Петенин. Как и другие главные стадионы столицы «Лукойл Арена» установила светодиодное спортивное освещение, которое в том числе используется и во время предматчевых шоу. Но для больших представлений всегда арендуется дополнительный свет.

Следующим шагом модернизации мультимедийного оборудования «Лукойл Арены» станет замена экранов. Качество тех, что были установлены к открытию стадиона, клуб устраивает, но их срок службы подходит к концу, а производитель ушел из России.
Главный технолог внестудийного производства телеканала «Матч ТВ», а также профессиональный светотехних Владислав Фёдоров обратил внимание на проблемы с нормативными документами. Устаревшие или просто некорректно написанные требования потом копируются в регламенты и проектную документацию. В итоге, на некоторых стадионах свет после обновления оборудования становится хуже, чем был.

По словам Фёдорова, в итоге документы не учитывают множество возможных описок. Один из распространенных примеров – упоминание необходимости «равномерности» без указания конкретных параметров и их значений. В итоге, главным источником знания становится экспертность. Свет в спорте Владислав назвал «системой и искусством», а в качестве положительного примера привел UEFA Handbook, в котором раздел Stadium Lighting Guide занимает 78 страниц. Разработка аналогичного документа для Российского футбольного союза, к огорчению Фёдорова, застопорилась.
Фото: Light + Audio Tec