Первая сессия «Старт 2.0: перспективы и возможности спортивного бизнеса» началась с обсуждения перспектив возвращения наших спортсменов на международную арену и развития профессионального и массового национального спорта. Генеральный секретарь Федерации водных видов спорта России Радмир Габдуллин заявил, что последние три года не только оказали давление на спорт и связанный с ним бизнес, но и дали им новые возможности и новую энергию. В итоге, по мнению спикера, «бизнес смог адаптироваться и не бросил в сложной ситуации спорт». Также Габдуллин отметил необходимость выстраивать правильные долгосрочные взаимовыгодные отношения и с крупными компаниями или корпорациями, и с региональными властями. Федерация водных видов спорта – одна из немногих, чьи спортсмены вернулись на международную арену: сейчас они готовятся к чемпионату мира в Сингапуре.
Олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике Ангелина Мельникова поблагодарила бизнес за поддержку спортсменов. И отметила ответственность, которая приходит к атлетам вместе с успехами. «Когда спортсмен становится популярным, на него накладывается дополнительная ответственность. Он должен знать, что говорить, как выглядеть и как презентовать свои социальные сети. Все это составляющие имиджа, которые также влияют и на репутацию вида спорта в целом», – считает Ангелина.
Советник генерального директора «Фонбета» Николай Оганезов рассказал, как трансформировался бизнес из-за пандемии. По его словам, букмекеры нарастили поддержку спортсменов, сконцентрировавшись на российских спортивных мероприятиях. Постоянно увеличивается и сумма целевых отчислений. В 2024 году они составили ₽35,3 млрд, из которых «Фонбет» внес ₽12 млрд – в два раза больше, чем в 2023-м. А в ближайшие три года размер отчислений увеличится с 2% до 2,5% от выручки букмекеров. «Спорт и букмекерский бизнес неотделимы друг от друга», – поддержал коллегу вице-президент «Лиги ставок» Ратмир Ронами.
Сессию «Спорт для всех: открывая двери инклюзии» модератор Игорь Барадачев, директор программ Фонда Потанина, учредитель Академии социального спорта, начал с рассказа о том, как 13 лет назад он участвовал в создании адаптивной хоккейной детской команды, и они с коллегами не смогли найти для нее каток. Им отказывали под предлогом: «У нас тут приличные люди катаются». Сейчас в такое трудно поверить, считает спикер.
Двукратная олимпийская чемпионка по фехтованию Яна Егорян вовлечена в тему инклюзии в том числе по личным мотивам. «У меня в семье есть человек с инвалидностью, и я понимаю, насколько сложно таким людям», – объяснила Яна. Она перечислила основные проблемы, которые не дают особенным людям жить полноценной активной жизнью: отсутствие соответствующей инфраструктуры, информационный и социальный барьеры и т.д. Такие люди тоже хотят участвовать в инклюзивных программах, но не знают, как. Значит, следует их научить. «Если будет желание, всегда найдутся варианты как помочь», – поддержал Егорян олимпийский чемпион по лыжным гонкам, депутат Мособлдумы Александр Легков, предложив тактику «маленьких шажков». О своих шагах по дороге помощи особенным детям поведал двукратный обладатель Кубка Стэнли Михаил Сергачев. Сначала он и его коллеги покупали для подопечных билеты на матчи, потом стали организовывать любительские турниры. В дальнейших планах – проводить инклюзивные соревнования.
Олимпийский чемпион по фигурному катанию, заместитель генерального директора «Фонбета» Алексей Ягудин также поделился историями о том, как с коллегами «участвовал в мероприятиях, которые приносили детям радость». В благотворительность он вовлекся после сочинского фестиваля по адаптивному хоккею. «Я показывал особенным детям обычные упражнения и увидел, что они не могут их повторить. Мне посоветовали вести себя так, как будто все участники полностью здоровы. И я убедился, что таких детей иногда больше силы воли, чем у нас», – отметил Ягудин. Подробнее о миссии благотворительной программы «ДоброFON» рассказал Николай Оганезов. Несмотря на то, что лишь в 10 субъектах России приняты программы адаптации, в которые можно «вписаться» бизнесу, в 2024 году на социальные проекты «Фонбет» направила более ₽1,5 млрд.
Спикеры сессии «Как бренды создают легенды: маркетинг в спорте» обсуждали варианты создания аутентичных связей между брендами и спортсменами, успешные рекламные кампании и роль социальных медиа и инновационных технологий в продвижении брендов через спорт.
Исполнительный директор сети барбершопов Britva Валерий Безлюдный рассказал о партнерстве с футбольным и хоккейным «Спартаком» и Лигой любительского футбола AFL. По его словам, все соглашения были бартерными, и пришлось подходить к ним креативно. «С хоккеистами мы заколлабились через подрастающее поколение – стрижем бесплатно тренерский клуб и молодежную команду», – отметил Безлюдный.
Главный редактор Championat.com Вячеслав Опахин поделился, как портал открывает для России молодых спортсменов и « создает героев». А управляющий директор ODDS.ru, директор по развитию бизнеса «Рейтинга букмекеров» Арам Погосян рассказал, как бизнес может использовать медийные возможности звезд. Лицами Премии РБ были африканские и латиноамериканские топ-футболисты, а в этом году Москву посетил итальянец Франческо Тотти. Его приезду предшествовала яркая рекламная кампания «Император едет в Третий Рим». Ее аудитория в соцсетях превысила 105 млн человек, в СМИ и медиа – 67 млн. «Если бы охваты по России были бы в три раза меньше, мы и тогда были бы довольны», – заявил Погосян.
Компания Amazing Red для продвижения бренда привлекает легенды спорта и медийных личностей, развивает спортивный клуб Amazing Rockets. Руководитель по бренд-маркетингу компании Никита Сердюк назвал его «хабом, где мы объединяем любителей спорта, спортивные сообщества и площадки города». Для коллабораций выбираются беговые клубы, которые двигают в массы и спорт, и культуру, мотивируя участников не только побегать вместе, но и, например, сходить на выставку.
Директор по продукту «Лиги ставок» Денис Теплов рассказал о создании соцсети для игроков, делающих ставки на спорт. «Сигнал» дал им возможность не только обсуждать ход матчей, но и делиться своими прогнозами.
Сессия «Активный выбор: культура здорового образа жизни» началась с рассказа спортивного предпринимателя Вадима Янгирова о возрождении и развитии Казанского марафона. За 10 лет число его участников выросло с 2,6 тыс. до 35 тыс.
Статистикой о состоянии отрасли фитнес-клубов по просьбе модератора, главного редактора Forbes Sport Евгения Зуенко, поделилась Елена Силина, президент Национального фитнес-сообщества. Несмотря на то что с момента пандемии к 2025 году срок окупаемость этого бизнеса вырос в два раза (до пяти лет), а стартовые инвестиции на открытие клуба увеличились, совокупная выручка отрасли за январь-апрель 2025 года составила ₽72,24 млрд. В фитнес-клубах сейчас занимаются 7,1 млн человек, что на 0,4 млн больше, чем в прошлом году. Самая распространенная стратегия операторов – поддерживать и развивать существующие площадки, но около 23% рассматривают возможность масштабирования.
Важным направлением для клубов является корпоративный спорт, когда работодатель оплачивает абонемент сотрудникам. Но пока, по данным Силиной, лишь 22% клубов сохранили объем таких продаж. И только 22% опрошенных работодателей полностью оплачивают абонемент, около половины компенсируют до трети расходов.
Руководитель корпоративного направления «Фитмоста» Анна Кулакова полагает, что на работодателя сейчас ложится миссия по всестороннему развитию команды. А программы корпоративного спорта повышают лояльность, уменьшают текучку, да и просто «счастливые здоровые люди более продуктивны». Кулакова уверена, что необходимо научить людей заботиться о себе: встать с дивана, отказаться от телевизора и пойти на спорт. Согласно опросам «Фитмоста», 59% компаний в последние три года увеличили бюджеты на программы заботы о сотрудниках.
Завершил форум паблик-ток генерального директора FCongress Ольги Орешниковой с Дэном Мильштейном, агентом НХЛ, основателем международной компании Gold Star. Он рассказал историю своего успеха: сначала работа в общепите, потом банковское дело и, наконец, собственный бизнес. «Я это делаю не из-за денег. Я это делаю ради эмоций, когда нахожусь в моменте успеха с ребятами. Я питаюсь от этого энергией», – резюмировал Мильштейн.
Фото: FCongress