Без карты – никуда
Сторонники внедрения карты болельщика уверены: на стадионах РПЛ небезопасно. Депутаты и чиновники ратовали за введение документа, удостоверяющего личность зрителя на трибуне. За образец взяли Fan ID – паспорт болельщика, который был обязательным на Кубке конфедераций-2017, ЧМ-2018 и петербургских матчах Евро-2020. Аналог документа для чемпионата России появился летом.
Для прохода на трибуны от болельщиков требуют QR-код, который можно получить, заполнив заявку на Госуслугах и подтвердив личность в МФЦ. По заявлениям разработчиков, получение карты занимает не более 5 минут.
Карта болельщика нужна не только зрителям, но и всем, кто посещает стадион в день матча: организаторам, командам, тренерам и журналистам.
Заплатят, но не за все
За оформление карты на Госуслугах отвечает Минцифры, но оснащением и адаптацией систем контроля доступа стадионов (СКД) занимается Минспорт через единого оператора работ – «Федеральной дирекции организации и проведения спортивных и физкультурных мероприятий».
Стадионы должны соответствовать нормативам. В них, например, прописано количество турникетов со считывателями и мониторами, на которые выводится фотография болельщика, полное имя и отчество и первая буква фамилии. На турникеты устанавливается программное обеспечение, которое передает данные по защищенным каналам связи в центральный сегмент Системы идентификации болельщиков (СИБ). Обязательно должна быть установлена система защиты информации, иначе стадион не пройдет аттестацию и не получит сертификат, необходимый для работы с персональными данными. При этом настройка самого СИБ происходит в центре, а управление СКД только с самого стадиона, согласно модели угроз и нарушителя. Турникеты работают по расписанию для разных клиентских групп: если игра начинается в 19:00, СКД будет пропускать болельщиков с 16:00, а для персонала и команды доступ открывается с 00:00. СКД настроена таким образом, что человек по карте болельщика может пройти через турникеты, соответствующие его праву доступа, то есть зритель не может пройти через турникеты для аккредитованных лиц и наоборот.
По словам Дмитрия Корэ, деньги можно вернуть за проектирование, модернизацию ПО, создание подсистемы защиты информации, аттестацию для соответствия требованиям обработки персональных данных, а также дозакупку мониторов и считывателей. Существует система расчета, которая определяет, сколько турникетов должно быть на стадионе. Если собственник устанавливает больше, чем надо, то ему деньги вернут только за необходимый для соответствия требованиям объем оборудования.
Всего на адаптацию арен под Fan ID в этом году выделили ₽386 млн, из которых ₽180 млн – на компенсацию для негосударственных арен. Правда, ни один стадион пока деньги не получил – работы на объектах еще не закончены. Кроме того, суммы, заложенные в бюджет, меньше, чем планируют потратить клубы. Источники СБК сообщили, что расходы на установку могут составить ₽200 млн на стадион. Согласно сайту госзакупок, стартовая цена одного только проектирования системы на «ВТБ Арене» составила ₽1,25 млн. А, например, в «Спартаке» даже не рассчитывают на возврат средств.
При этом, по словам министра спорта Олега Матыцина, в ближайшие годы государство увеличит расходы на обслуживание СИБ.
Противоречивые цифры
На конец ноября выдано 318 тыс. карт болельщика, а процент отказов, по данным Минспорта, составил тысячные доли процентов. Как сообщает ведомство, с момента введения в действие СИБ основания для отказа в оформлении карты возникли только в 30 случаях.
По данным МВД, с момента введения СИБ количество правонарушений заметно снизилось. В первом круге РПЛ на стадионах их стало меньше в два раза по сравнению с доковидным сезоном-2019/20. Причем речь о всех стадионах, в том числе о тех, где Fan ID еще не требовали. На 98% снизилось количество случаев использования пиротехники. Зафиксировано только четыре файера на стадионе в Воронеже, но там еще нет СИБ. При этом в сезоне-2019/20 на матчах применили 185 пиротехнических изделий.
Правда, все эти показатели получены на фоне очень низкой посещаемости. Многие фанаты бойкотируют игры и отказываются оформлять Fan ID. По словам главы РПЛ Александра Алаева, средняя посещаемость матчей составила 10 500 зрителей. Игры сезона-2018/19 в среднем собирали 16 817 человек.
Если сравнивать с доковидным периодом, средняя заполняемость стадионов упала на 37%. Это сказывается и на выручке клубов. Например, «Зенит» в письме Минцифре сообщал, что с введением карты болельщика он недополучит ₽1,5 млрд за сезон. Лига хочет вернуть зрителей на трибуны, но пока предлагает немного: упростить процедуру получения, отметить Fan ID для некоторых категорий и мотивировать болельщиков получать карты с помощью программы лояльности.
Материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №4 (50) декабрь 2022