Волна денег. Как вести свой спортивный бизнес на Бали

Волна денег. Как вести свой спортивный бизнес на Бали

Владелец школы серфинга Windy Sun Сергей Рубцов рассказал СБК, как поменял московский офис на ненормированный рабочий день на пляже

– Сергей, с чего началась ваша любовь к серфингу?
– В 2009 году я просто купил билеты на Бали, не имея никаких планов. Организаторы серф-лагеря предложили остановиться у них на вилле и дали скидку на обучение. С первого же занятия мне очень понравилось, и, когда отпуск подошел к концу, я решил, что обязательно вернусь. Серфинг меня затягивал, я приезжал на Бали все чаще, тренировался с опытными спортсменами, читал много специализированной литературы, смотрел видео и интересовался всем, что связано с серфингом. В результате накопилось столько знаний, что захотелось поделиться любовью к этому виду спорта со своими друзьями. Они прилетели, у меня получилось их научить, ребята остались довольны.
После этого я пошел на курсы австралийской академии серф-инструкторов, стал сертифицированным специалистом и начал обучать людей. Одновременно работал в офисе в Москве, где холодно, нет солнца и океана. Думал только о том, как бы поскорее вернуться на Бали. Тогда же родилась мысль об открытии школы серфинга. Постепенно разработал бизнес-план, познакомился с единомышленниками. А потом позвонила подруга: «Серега, в новозеландской группе на фейсбуке появилось объявление о продаже школы серфинга на Бали. Что думаешь?» Минут через 10 я решил, что это отличный шанс реализовать задумку. И в 2014 году мы с моим тогдашним партнером Еленой Шевчук, чемпионкой России по серфингу, купили эту школу. Это был работающий бизнес, организация с именем, так что мы даже название не стали менять.

– Какими стали первые шаги?
– Провели аудит клиентской базы, сохранили людей, на которых держалась школа. Начали работать над популяризацией и внедрением новых методик обучения. Хотели сделать его максимально простым и эффективным. Понятно, что серфингу можно учиться всю жизнь, но обычно люди приезжают на 10–14 дней. В этот срок надо поделиться своими знаниями так, чтобы у человека получилось и он остался доволен. Наша задача – передать любовь к серфингу.

– У школы до сих пор два владельца?
– Сейчас я единственный собственник.


Бюрократия по-индонезийски

Регистрация компании на Бали – непростая процедура. Она может занимать до двух лет. В Индонезии есть три типа юридических лиц: CV (Commanditaire Vennootschap) – подобие ИП; PT (Perseroan Terbatas) – ООО; PMA (Penanaman Modal Asing) – ООО с привлечением иностранного капитала. Во всех случаях компания должна быть зарегистрирована на местного жителя. В CV и PT иностранец может стать только спонсором и наемным работником, в PMA – учредителем и совладельцем. От формы собственности зависит количество доступных компании рабочих виз для иностранцев. При этом некоторые должности, например, секретаря на ресепшене, могут занимать только местные. Оформление рабочей визы занимает около четырех месяцев.


– Насколько нужно быть состоятельным, чтобы начать такой бизнес?
– У меня имелся небольшой опыт в Москве: интернет-магазин одежды, компания по установке видеонаблюдения… Но без особого успеха. Серф-школа – это бизнес номер три, первый осознанный выбор. Пришлось взять кредит, но я быстро его вернул. Все окупилось за год с небольшим.

– Сколько человек работает в школе?
– Компания должна быть индонезийская, соответственно, большая часть персонала – граждане Индонезии. Тренируют русскоговорящие ребята и индонезийцы. При приеме на работу мы дополнительно обучаем их нашей методике, чтобы все работали в единой концепции и ученики могли без проблем переходить от одного специалиста к другому. Всего у нас 9 инструкторов, а общий штат – 17 человек. Школа работает с 8 до 19. Уроки сильно зависят от приливов и отливов. Одно занятие длится 2–2,5 часа плюс подготовка до и разбор после. То есть всего 3–4 урока за день. Часто начинаем с 5:30 утра и занимаемся до заката. При определенных условиях можно кататься и ночью, но это сложно для начинающих.

– Налоги на Бали ниже, чем в Москве?
– Примерно такие же.

– А зарплаты?
– Минимальный размер оплаты труда в Индонезии немного выше, чем в России, – в районе $230. Все оформлены официально, по трудовым договорам. Чтобы удержать на работе экспата, ему необходимо предлагать больше.


Серфингу можно учиться всю жизнь, но наша задача – за 10–14 дней передать любовь к этому виду спорта


– Как оформлена клиентская база?
– За все время работы школы с 2009 года ее учениками стали более 15 тыс. человек. На момент приобретения их было 5–6 тыс. Сначала базу вели в Excel, это сложно. Сейчас у нас автоматизированная CRM-система.

– Чем занимаетесь лично вы?
– Контролирую все стороны бизнеса. Я в курсе любой мелочи. Это занимает больше времени, чем обычный рабочий день, – с 5 утра до 12 ночи. Нужно еще успевать думать о стратегическом развитии, заниматься продвижением и маркетингом.

– Как вы рекламируетесь?
– Используем все доступные инструменты продвижения. От качественного сервиса в школе, чтобы ученик рекомендовал нас своим друзьями, до онлайн-маркетинга в социальных сетях. Больше работает интернет-реклама, потому что задача школы – популяризация серфинга. Стараемся давать людям качественный контент, красивые картинки, приятные истории. На аутсорсе работает группа маркетологов.

– Сколько денег тратите на продвижение?
– Около 10% расходов. Еще 25% – зарплатный фонд. Больше всего уходит на операционную деятельность: аренду помещения, оборудование, а его нужно иметь с запасом и часто обновлять.

– Как работают источники привлечения людей?
– Интернет дает около 60% лидов. Остальные делятся на офлайнрекламу (брошюры, стенды), мероприятия и сарафанное радио.


Развитие серфинга в мире и Индонезии

По прогнозам, к 2022 году рынок серфинга может вырасти до $9,5 млрд благодаря интересу к этому виду спорта и тренду на здоровый образ жизни. Журнал The Economist посчитал, что во всем мире серфинг активизирует экономическую деятельность на сумму около $50 млрд в год. Около $20 млн из них – на самых популярных курортах. Развитие новых точек способно привести к росту экономики в этом регионе на 3% в течение следующих пяти лет, особенно если речь идет о развивающихся странах.
Самые крупные игроки – США и Австралия. С 1992-го по 2013 год пятью самыми быстрорастущими рынками стали Коста-Рика, Перу, Малайзия, Вьетнам и Новая Зеландия. На Бали и соседнем острове Нуса Лембонган около 33 мест для серфинга. Туризм – второй по величине сектор экономики Индонезии, он приносит 3–4% ВВП ($4,5 млрд).


– Недавно вы открыли отель на 12 номеров. Это плановое развитие?
– Спрос на наши услуги рос, люди постоянно спрашивали, где можно остановиться. Три года назад мы начали сотрудничать с одним из отелей. Затем стали думать, как построить свою гостиницу. Сейчас она полностью занята. Вообще в мире есть три вида обучения серфингу. Первый – непосредственно школа. Жилье ученики находят сами и приходят на уроки. Второй – серф-кэмп при отеле. Это, наверное, один из самых востребованных и выгодных вариантов для людей, потому что в стоимость проживания уже входят ежедневные занятия серфингом. И третий – это серф-лагерь. Программа, купив которую человек может не думать об организации своего отдыха. Обычно в серф-лагерях обучению отводится от 25% до 50% времени.

– Где вы покупаете оборудование?
– У нас два производителя досок. Один делает ученические мягкие модели, другой – жесткие. Это индонезийские компании, ручное производство. Стараемся, чтобы ученики занимались с качественным инвентарем. Иначе человек может разочароваться.


Серфинг – это не спорт ленивых, расслабленных ребят с выгоревшими волосами, а занятие максимально сконцентрированных людей


– Кто ваши конкуренты?
– Здесь, на Бали, нельзя сказать, что мы конкуренты. Мы, скорее, коллеги, так как заняты одним делом – популяризируем серфинг, несем его в массы, воспитываем молодежь и стараемся делать обучение максимально простым, понятным и комфортным. Рядом есть две серьезные англоязычные школы. Rip Curl, самая старая на Бали, и Odysseys. На них можно равняться.
Лицензированных школ, аккредитованных одной из международных компаний по обучению (их всего две – Австралийская академия серф-инструкторов (ASI) и Международная ассоциация серфинга (ISA)), на самом деле не более десяти. Встретить людей, готовых учить серфингу, легко. Но являются ли они профессионалами? Может показаться, что серфинг – это спорт ленивых, расслабленных ребят с выгоревшими волосами, но в реальности человек должен быть максимально сконцентрирован.

– Какие основные советы дадите человеку, желающему открыть бизнес на Бали?
– Первое – необходимо ответить себе на вопрос «Зачем?» Второе – поставить долгосрочную цель на 10–15 лет. Третье – изучить местное законодательство. Четвертое – найти профессиональную команду, которая будет полностью разделять твои взгляды. И пятое – делать все для достижения результата.

Беседовала Александра Савраева


Бюджет серф-школы

Сергей Жуковский, директор по развитию Федерации серфинга России

Основные расходы серф-школы – оборудование, аренда или покупка помещений, продвижение и зарплаты персонала. Стоимость хороших досок – ₽40–80 тыс. Школа должна иметь специальные длинные мягкие доски для обучения минимум 10–15 штук. В холодных странах нужны еще гидрокостюмы (по ₽12–15 тыс. за штуку). Продвижение в Интернете, SMM в зависимости от каналов и задач пиарщика может стоить ₽15–50 тыс. В средней школе работает от 5 до 10 инструкторов с зарплатой $500–900 в месяц.

Если школа предоставляет проживание, ей понадобится купить или арендовать отель. Стоимость недвижимости на Бали напрямую зависит от расположения и обычно колеблется между $100 тыс. и $1,5 млн. Содержание большой виллы в 400–500 м² обойдется $6–10 тыс. в год. На Бали дорогие электричество и горячая вода. Усредненные цены на недвижимость таковы: одна сотка стоит около $10 тыс., а 1 м² жилой площади – $700–1000.

За год через популярную школу проходит 1,5–2 тыс. учеников. Выручка с одного ученика – $200–400 за 10 дней. Итого $300–800 тыс. в год. Кэмп без помещения выгодней, потому что достаточно придумать историю и заняться рекламой и пиаром. Доход приносят спортсмены, заранее выплачивающие стоимость обучения. Все расходы – продвижение и тренер. Обычно кэмп организуется для групп от 10 до 20 человек. В одном лагере работает 1–2 тренера. Некоторые школы привлекают знаменитых или харизматичных тренеров, которые становятся одним из основных каналов привлечения учеников.

Материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №1 (33) март–апрель 2018

Похожие статьи

Спортивная CRM
Спортивная CRM

Компания Sportand.me выпустила новый инструмент управления специально для коммерческих спортивных школ





Евгений Плющенко за 60 тыс. рублей в час
Евгений Плющенко за 60 тыс. рублей в час

Стали известны расценки академии фигурного катания «Ангелы Плющенко»