Совместное творчество

Совместное творчество

Новый стадион ФК «Краснодар» стал результатом состоявшегося диалога между заказчиком и архитектором

Партнер архитектурного бюро gmp Architekten von Gerkan, Marg und Partner Хуберт Ниенхофф занимается в том числе проектами стадионов. Только что построенная арена футбольного клуба «Краснодар» сделана под его руководством. В интервью СБК Хуберт Ниенхофф прокомментировал архитектурно-конструктивные решения краснодарского стадиона и объяснил, почему работа над ним была особенно приятной и плодотворной.

– В октябре состоится первый домашний матч ФК «Краснодар» на новом стадионе. Как вы с точки зрения архитектора оцениваете этот стадион? Что это сооружение означает для вас?
– Новый стадион «Краснодара» стал для нас необыкновенным, почти уникальным проектом. Наверное, следует упомянуть, что наше бюро работает по всему миру и за более чем 50 лет мы осуществили около 400 проектов, начиная от жилых домов, офисных зданий, стадионов, аэропортов и заканчивая целым городом, в Европе, Южной Америке, Африке, Азии. Для чемпионатов мира по футболу в Германии, ЮАР и Бразилии мы построили или реконструировали по три стадиона. Также мы возвели два стадиона для чемпионата Европы 2012 года. Основной принцип нашего бюро: архитектура всегда создается в диалоге с местными условиями и задачами. Прежде чем начать работу над проектом, мы внимательно изучаем особенности места. Чем больше мы узнаем о нем, тем лучше для проекта. Поэтому все наши сооружения уникальны. Каждый стадион является результатом этого особенного диалога с местом, функцией и, что не менее важно, с целями и представлениями заказчика.

– И каковы были условия в Краснодаре?
– Стадион в Краснодаре, его облик и качество исполнения обязаны исключительной ситуации: нам посчастливилось работать с заказчиком-визионером, с которым на протяжении всего проекта нас объединяла общая идея сделать уникальное место для футбола.

– В чем именно выражалось это сотрудничество?

– Взаимные уважение и понимание между проектировщиком и заказчиком, сложившиеся в данном проекте, сформировали идеальные условия для создания хорошей архитектуры. Стадион ФК «Краснодар» – это результат постоянного, интенсивного и доверительного диалога, происходившего на протяжении всей работы над проектом, от идеи до реализации. Например, мы вместе выбирали в Италии травертин для фасада, в Испании – кресла для чаши и многое, многое другое с главной целью: подобрать наиболее качественный продукт для каждого элемента стадиона. Но и это еще не все. Впоследствии заказчик доверил нам работу по контролю качества монтажа всех этих высококачественных материалов и компонентов с целью соблюдения актуальных требований современных строительных технологий. Тут нам пригодился наш многолетний опыт в возведении стадионов по всему миру. В результате была сооружена футбольная арена, ставшая не в последнюю очередь показателем способностей российской строительной индустрии.

 

– Вы уже упомянули природный камень, использованный в фасаде арены. Как бы вы в целом описали архитектуру стадиона, ее особенности?
– К решению каждой архитектурной задачи мы подходим целостно. Доступные сегодня технические возможности, а также переход от аналоговой к цифровой технологии проектирования и производства предлагают нам огромный выбор проектировочных подходов. Это помогает добиваться неповторимости в каждом проекте. В нашем комплексном подходе сочетаются разум и чувства. То есть, с одной стороны, рационально-логичное выведение объема из функции и оптимальной конструкции и, с другой, эмоционально-интуитивное создание формы для выражения ею смысла внутреннего содержания. На новой краснодарской арене вам не нужно вешать вывеску «Стадион», для того чтобы его узнали. Архитектура недвусмысленно продолжает традицию античного амфитеатра – прообраза современных стадионов.

 

– Однако внутреннее пространство стадиона предстает бескомпромиссно современным. Как это сочетается с его традиционным внешним обликом?
– В наших проектах стадионов нам очень важна внешняя символичность, однако она всегда подчинена конструктивной логике. Этим мы, несомненно, отличаемся от других архитектурных бюро. Здание стадиона служит одновременно опорой для козырька над трибунами, исполненного в легких вантовых конструкциях. Новые технологии тут встречаются с традицией. Другими словами, и то, и другое слилось в единое целое на основе рационалистического подхода. Кроме того, следует упомянуть и третью особенность стадиона, представляющую собой инновацию, не имеющую аналогов в мире. Благодаря геометрии арены, ее овальной форме, пересекающейся с ориентированными на прямоугольное поле трибунами, верхом второго яруса формируется волнообразный нижний контур видеоэкрана с высоким разрешением, который образует  на площади 4,7 тыс. кв. метров круговую панораму. Ничего подобного вы не увидите ни на одном стадионе мира. В целом концепция проекта объединяет в себе рациональность конструкции и тектонику, образуя захватывающий контраст между легкой и экономичной структурой козырька и архетипической формой чаши и фасада. Все это дополнено новаторскими медиатехнологиями, в результате чего получается насыщенная атмосфера футбольной арены.

– До этого вы говорили о диалоге с местом. Какое влияние на стадион оказала городская среда северо-востока Краснодара?
– И здесь условия были весьма благоприятны. В принципе футбольные стадионы должны представлять собой места, где люди переживают особые моменты. Места, о которых с удовольствием вспоминаешь и которые бережно дополняют город и его культуру. В Краснодаре стадион, расположенный на искусственной возвышенности, непосредственно граничит с живописно расположенной футбольной академией клуба. В дополнение прилегающая территория преобразована нами в большой парк, и логичной частью его является стадион. То, чего нам так не хватало в других проектах, здесь стало возможным только благодаря доверительному сотрудничеству с открытым для новых идей заказчиком. Поэтому стадион и прилегающая территория были соединены в цельную композицию руками одного архитектора.

– Как вы оцениваете значение стадиона для города и региона?
– Я бы не стал преувеличивать наше влияние. Архитекторы не могут изменить мир, но мы, разумеется, видим в каждом отдельном проекте огромную ответственность. Если коротко, отличительная черта архитектуры стадиона – это воспоминания об атмосфере места, несущие глубокий эмоциональный отпечаток. Как только эмоции начинают ассоциироваться со стадионом, он плотно закрепляется в сознании. Конечно, нельзя ожидать, что футбольные болельщики будут обращать внимание только на архитектуру. Но все-таки мы хотели бы создавать стадионы, которые становятся органичной частью городской жизни. Весь комплекс, где стадион является ядром, без сомнения, влияет на окружение и наверняка станет центром притяжения для всего региона.

Источник журнал "СБК. Спорт Бизнес Консалтинг" № 4 (26) октябрь 2016

10.10.2016 Общеспортивная тематика Спортивные сооружения Краснодар