Сбитые кулаки

Сбитые кулаки

Пережившее забвение единоборство превращается в шоу-бизнес по лекалам ММА.

Текст: Игорь Лазурный

Бои на голых кулаках были прародителями современного бокса. В Британии в XVIII-XIX веках проводилось множество турниров. Но с появлением перчаток, снижающих урон спортсменам, более кровавая версия единоборств попала под запрет. Вернуться в легальное поле она смогла только спустя сто лет – и уже не только на исторической родине. СБК разобрался, кто и что стоит за кровью, рассечениями и жесткими травмами и можно ли заработать на этом виде единоборств в России.

Где бьют

В современной России кулачные бои вышли из так называемого поп-ММА, основателем которого считается блогер Амиран Сардаров. В 2018 году он создал промоушен «Битва за хайп». Участниками поединков были 200-килограммовые атлеты, сантехники, блогеры, а рефери мог заменить травмированного бойца и победить. После того как проект Сардарова был закрыт, идею продолжили более спортивные бои на голых кулаках, где проявить себя мог любой желающий.

Сейчас в кулачные бои приходят не только ребята с улицы, жаждущие славы, но и состоявшиеся спортсмены. Благодаря кровавому, но зрелищному виду спорта многие надеются заработать деньги и популярность.

До 2018 года бокс голыми кулаками был запрещен в США. В 1920–1950-х годах были популярны подпольные бои

В России полтора десятка организаций, проводящих поединки по боям на голых кулаках. Среди них выделяются Top Dog и Hardcore Fighting Championship. Чуть менее раскрученная организация Punch Club в 2019 году зарегистрировалась в Министерстве юстиции в качестве Федерации боев на голых кулаках, что, впрочем, не дает ей никаких дополнительных полномочий. Правила во всех лигах схожи: двухминутные раунды, борьба и удары ногами запрещены, а кулаки защищены лишь комбинацией тейпа и пластыря.

Промоушен Top Dog создает имидж соревнования для обычных мужиков, которые пришли порубиться в бойцовском клубе. Вместо ринга – стога сена, экипировки нет, можно выходить даже в джинсах. Сначала турниры Top Dog после монтажа показывали на YouTube-канале лиги, а также на канале «Рен ТВ» и в приложении Wink. Один из турниров демонстрировали на Twitch.

Hardcore, появившийся в июне 2020 года, стремится организовывать шоу. В этой лиге много треш-тока и попыток разогревать бои разными инфоповодами. Регламент больше напоминает профессиональные единоборства: небольшая клетка и судьи из числа действующих атлетов и медийных персон. Турниры в прямом эфире не транслируют – их выкладывают в YouTube после монтажа. Качество съемки выше, чем у Top Dog, за счет больших затрат на технику и продакшн.

370,9 кг составил совокупный вес бойцов Дениса Вильданова и Василия Комоцкого, сошедшихся в одной из схваток Punch Club. Это рекорд России для кулачных боев

Еще одна флагманская лига кулачных боев – американская Bare Knukle FC (BKFC). В ней, как правило, выступают бывшие звезды бокса и смешанных единоборств с соответствующими гонорарами. Среди бойцов – известные по UFC Пэйдж Ван Зант, Рэйчел Остович, Майк Перри, Гектор Ломбард, Артем Лобов, бывший чемпион мира по боксу Пол Малиньяджи. BKFC проявляла интерес к российской аудитории и планировала провести турнир в нашей стране, а трансляции боев этого промоушена попадали на «Матч ТВ».

«Мы наблюдаем тенденцию, как в кулачные бои приходят большие звезды из ММА, – рассказывает руководитель Gagarin Sports Management Артем Харланов. – Пэйдж Ван Зант в UFC вполне могла получать $150–200 тыс.
за бой. Но она понимает, что, например, в российском промоушене кулачных боев ее гонорар вырастет втрое. Это конкурентное предложение»
.

Федерация бокса России в ноябре 2021 года официально зарегистрировала кулачные бои в качестве спортивной дисциплины, что сделало их легальными. По данным организации, в соревнованиях в нашей стране регулярно участвуют около 5 тыс. человек.

Сколько получают

Заработки бойцов на голых кулаках в России зависят от самых разных факторов. Один из важнейших – медийность: число подписчиков в соцсетях, количество просмотров на YouTube, репутация в спортивном мире.

«Еще недавно я как менеджер не воспринимал российские кулачные бои в качестве возможности заработка, – признается Артем Харланов. – Но когда погрузился в эту историю, то был удивлен. Есть бойцы, которые дерутся в российских организациях за ₽20 тыс. и устраивают настоящее месиво. А есть ребята, которые получают по ₽7–8 млн за шестиминутные поединки».

По словам Харланова, за последние годы практически все бойцы друг с другом подрались, и интересных боев не осталось. Поэтому один лишь фактор эксклюзивности поднимает заработок спортсмена в разы.

Как и в других видах единоборств, в боях на голых кулаках существуют личные контракты, в некоторых промоушенах участникам разрешается наносить рекламу на экипировку. Спонсоры самые разные: от магазинов одежды и спортивного питания до строительных компаний, криптобирж и интим-товаров. Суммы таких интеграций не превышают ста тысяч рублей, и только букмекеры платят гораздо больше.

«Некоторые бойцы могут претендовать на высокие гонорары – порядка ₽5 млн. Но таких пять-шесть человек, – добавляет выступающий в BKFC Евгений „Моряк“ Курданов, не называя конкретных имен. – В этом виде спорта на заработок влияют популярность и аудитория, которую можно
привлечь»
.

Откуда деньги

В бойцовский спорт спонсоры идут не слишком охотно. Недавно американские политики сравнивали турниры UFC с петушиными боями, а поединки на голых ку- лаках выглядят еще более вызывающе. Крупный бизнес обычно выступает против жестокости, поэтому отказывается сотрудничать с подобными соревнованиями.

Основными партнерами лиг выступают букмекеры. Впрочем, иногда интерес проявляют и компании из других сегментов: энергетические напитки, производители продуктов питания (на клетке можно встретить баннер «Тульский пряник»!). Также лиги заключают контракты о техническом партнерстве с производителями экипировки, но, как правило, это бартер.

Телеправа в этом виде спорта пока денег не приносят, зато лиги зарабатывают на YouTube. Один из первых крупных боев Top Dog собрал более 11 млн просмотров. Всего на канале лиги 1,32 млн подписчиков,
у Hardcore – более 2 млн. И все же телевидение интересуется этим видом спорта. Недавно в России появился канал «Удар», который показывает в том числе бои на голых кулаках.

Организация одного турнира хорошего уровня по ММА обходится в ₽8–10 млн. В кулачных боях не принято раскрывать бюджеты, но расходы должны быть в пару раз ниже за счет более дешевых площадок, отсутствия затрат на высококачественную трансляцию и экономии на других аспектах.

Зато не скупятся на продакшн итоговых видео, который может обходиться в ₽1–1,5 млн. В итоге можно найти компании, которые организуют ивент под ключ за ₽3–4 млн. Естественно, без учета гонораров топовых бойцов. «Все больше людей начинают интересоваться кулачными боями, – уверен Евгений Курданов. – Раньше многие профессиональные спортсмены высказывались о подобных турнирах пренебрежительно. Но такие реплики
и смешки – в прошлом. Сейчас это уже настоящий спорт, к нему относятся серьезнее»
.

16 млн просмотров собрало самое популярное видео Top Dog на YouTube – бой Пулеметчик vs. Моряк на первом турнире организации в декабря 2019 года

Сможет ли сегмент кулачных боев и дальше развиваться как бизнес, станет понятно в ближайшие год-два. Этого срока должно хватить, чтобы оценить, насколько новый вид спорта прижился в легальном поле. Ведь многих зрителей раньше цепляла «запретность» подобных поединков, подобие «Бойцовского клуба». Но для дальнейшего развития боям на кулаках необходимо выходить из подполья и превращаться в полноценный и открытый бизнес.

Материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №1 (47) март 2022

Похожие статьи


Хабиб Нурмагомедов вошел в пятерку самых популярных россиян в инстаграме
Хабиб Нурмагомедов вошел в пятерку самых популярных россиян в инстаграме

За сутки после боя с Конором Макгрегором на аккаунт российского бойца подписалось более 3 млн человек


UFC назвала московский турнир пятым по посещаемости в своей истории
UFC назвала московский турнир пятым по посещаемости в своей истории

На самом деле он стал шестым, но и это очень хороший показатель. А выручка от билетов составила $1,84 млн


 Камил Гаджиев стал промоутером года
Камил Гаджиев стал промоутером года

Промоутером года по версии телеканала "Боец" назван Камил Гаджиев