Индекс болельщика. Сколько стоит поход на футбол

Индекс болельщика. Сколько стоит поход на футбол

Сравнение стоимости семейного посещения домашних матчей всех клубов РФПЛ

В борьбе за зрителя спортивные организации давно конкурируют не только друг с другом, но и со всей индустрией развлечений. И мало кому достаточно лишь зрелища – посещение стадиона должно быть удобным и приятным. Особенно если речь идет о семейной аудитории, одной из самых желанных для любого клуба. Чтобы понять, насколько команды Российской футбольной премьер-лиги привлекательны для этой публики, мы посчитали среднюю стоимость похода на матч для семьи из двух взрослых и двух детей.

Методика

По аналогии с оригинальным FCI мы считаем расходы для семьи из двух взрослых и двух школьников (дети до 14 лет). Они отправляются на матч своей любимой команды против среднего соперника – не аутсайдера, но и не топ-клуба. Билеты наши герои берут в семейный сектор, а если его нет – средние по цене на центральной трибуне. Подходя к стадиону, они покупают программку. Коллекцию атрибутики родители и дети пополняют постепенно, так что в стоимость одного матча мы включаем одну кепку и один шарф. Во время игры все члены семьи выпивают по одной порции напитка (0,5 л) и съедают по одной закуске (пицца, хотдог или местный аналог).

В американской версии индекса учитывается еще цена футболки команды и платной парковки у стадиона. Мы собрали эти данные, но не стали их учитывать в итоговом результате – дороговизна формы во многих городах делает ничтожной стоимость остальных услуг, а наличием платной парковки могут похвастать менее половины клубов РФПЛ.

Данные собирались и проверялись в различных источниках: официальные сайты клубов, запросы информации в пресс-службах, опросы болельщиков и изучение публикаций по теме.


Fan Cost Index

Индекс расходов болельщика, Fan Cost Index (FCI), разработало маркетинговое агентство Team Marketing Report. Впервые FCI рассчитали в 1991 году для главных спортивных лиг Северной Америки. Самым дешевым спортивным зрелищем тогда оказался бейсбол – в среднем семейный поход на матч MLB обходился в $79,41. Наибольшие расходы несли любители американского футбола – $151,33 на четверых. Последнее обновление FCI опубликовано в 2016 году. За 25 лет рост цен (80,4%) обогнал накопленную инфляцию, но соотношение между видами спорта не изменилось: на средний матч MLB можно было сходить за $154,41 (+94,4%), а на НФЛ – за $325,71 (+115,2%). Игры НБА и НХЛ обходятся стандартной семье в $260–275.


Индекс болельщика РФПЛ. Кликабельно. Все цены – в рублях


Крайние значения

Самые дорогие билеты у московского «Спартака». Аншлаги действующий чемпион собирает не всегда, зато на особо интересных матчах спрос превышает предложение и часть билетов клуб даже реализует на аукционе. Немного ниже цены у «Локомотива» хотя по заполняемости трибун он не входит даже в десятку лучших команд лиги. Самые дешевые билеты в Туле – семейный комплект на местном стадионе стоит в шесть раз меньше, чем на «Открытие Арене».

Не у всех клубов высшего российского дивизиона можно без дополнительных усилий узнать стоимость атрибутики. Например, у «СКА-Хабаровска» просто нет интернет-магазина. «Ахмат» пишет, что соответствующий раздел в разработке. У «Ростова» он есть, но найти его можно только самостоятельно – ссылка на сайте клуба отсутствует. Нет информации и на сайте «Арсенала», хотя продукцию можно заказать через социальную сеть «ВКонтакте». Самый необычный интернет-магазин у «Тосно». Ассортимент представлен в сильно усеченном формате, но главное – не указаны цены. По словам представителей клуба, есть проблемы правового характера, но скоро их устранят, и магазин примет нормальный вид.


Дополнительные данные индекса болельщика РФПЛ. Кликабельно. Все цены – в рублях. Данные посещаемости по состоянию на 01.03.2018


Самая дорогая атрибутика у «Краснодара». Шарф обойдется в ₽1000 (рекорд), кепка – в ₽1190 (столько же у ЦСКА и «Спартака»). Кстати, бейсболок нет в магазине «Анжи», так что для этого клуба нам пришлось посчитать в FCI два шарфа.

Облачиться в форму любимой команды накладнее всего болельщикам «Спартака» и «Динамо» – за обычную футболку придется отдать ₽5490. Оригинальная игровая и вовсе стоит почти ₽10 тыс. «Зенит», который также экипирует Nike, предлагает более дешевый вариант реплики – за ₽3,5 тыс.

В Туле перекусить можно только в разрозненных палатках около стадиона, и качество в них, по отзывам, невысокое. Широкий ассортимент, вплоть до горячих блюд, у «Динамо», а «Локомотив» и «Зенит» устраивают кулинарные фестивали, где можно попробовать что-то поизысканнее стандартных закусок. Хороший выбор предоставляет «Тосно» – команда Ленинградской области, выступающая в Санкт-Петербурге. Главный хит – профитроли с карамелью за ₽150.

У большинства стадионов можно припарковаться бесплатно, причем не особенно далеко. В случае «Тосно» не обязательно обзаводиться пропуском за ₽500 – 10 минут пешком до «Петровского», прямо скажем, не проблема. А вот заплатить ₽900 за паркинг на стадионе «Санкт-Петербург» смысл есть – встать бесплатно можно разве что у метро, в получасе ходьбы. Парковки на «Открытие Арене» и «ВЭБ Арене» доступны только обладателям премиальных билетов, но если красно-синие открыто призывают пользоваться площадями соседнего торгового центра «Авиапарк», то красно-белым остаются лишь тушинские дворы.

Итог

В прошлом сезоне «Спартак» стал чемпионом России, и теперь он монетизирует триумф – ₽6690 за стандартный семейный поход на футбол. Отрыв от второго места, «Локомотива», – ₽850. В пятерке четыре московских клуба и «Краснодар», и только в двух городах индекс болельщика превышает ₽5000. Меньше ₽3000 показатель также у пяти клубов – «Рубина», «Арсенала», «Амкара», «Анжи» и «Ахмата». При этом зависимости заполняемости стадионов от стоимости основных услуг не видно. Дорогие «Спартак» и «Краснодар» по проценту занятых кресел уступают только «Зениту», а в дешевых Казани и Махачкале на футбол ходят хуже всего.


Другие миры

В декабре 2012 года адаптацию модели FCI для Континентальной хоккейной лиги сделало издание «Бизнес Online». В их расчетах присутствуют парковка, пиво (неактуальный для большинства футбольных стадионов России напиток) и частичная оплата командного свитера. Для сравнения с футболом мы на основании данных коллег пересчитали индекс болельщика КХЛ по своей формуле. Получилось, что дешевле всего стандартный набор в Нижнекамске – для семьи из четырех человек поход на домашний матч «Нефтехимика» обойдется в ₽1620. Самый высокий FCI в лиге у рижского «Динамо» – ₽9340.
Похожее исследование под названием Price of Football («Цена футбола») ежегодно проводит BBC. Вещатель собирает данные о стоимости билетов, абонементов, пирогов (главная стадионная еда британских болельщиков), атрибутики более чем двух сотен клубов, большинство из которых представляют Великобританию. Также в свой индекс BBC включает стоимость подписки на платные каналы, показывающие матчи Английской премьер-лиги. Если пересчитать затраты стандартной семьи по нашей методике, то получится, что посещение игры аутсайдера чемпионата Англии «Сток Сити» обойдется минимум в £176,5 (₽13 922), а топ-клуба, вроде «Челси», – от £228 (₽17 989).


Текст: Андрей Воронов
Фото: Дмитрий Христич

Материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №1 (33) март–апрель 2018


Полная таблица индекса болельщика РФПЛ. Кликабельно. Все цены – в рублях. Данные посещаемости по состоянию на 01.03.2018


Похожие статьи

Превращаем арену в центр развлечений
Превращаем арену в центр развлечений

Хоккейный клуб «Сочи» провел уникальное исследование аудитории, чтобы предложить болельщикам наилучший досуг


Баттл за болельщика
Баттл за болельщика

Рэперы, блогеры и Ланнистеры – российские клубы в поисках аудитории берутся за самые популярные неспортивные темы


Дерби с молотка
Дерби с молотка

«Спартак» выставит часть билетов на матч против ЦСКА на аукцион


2690 болельщиков на борту. Новый автобус «Спартака»
2690 болельщиков на борту. Новый автобус «Спартака»

Московский «Спартак» нанес на клубный автобус имена своих самых преданных болельщиков


Наука влияния на болельщиков
Наука влияния на болельщиков

Мастер-класс по заполнению трибун с помощью комплексного «Индекса баскетбола» – на «Экспо-Баскете 2017»!