Первая прибыльная лига

Первая прибыльная лига

10 января 2018 года стартовал первый сезон Overwatch League. Проект сразу получил восторженные отзывы в прессе (от ESPN до Times), внимание болельщиков и высокие оценки профессионалов индустрии. Чем новая киберспортивная лига заслужила столько авансов?

Overwatch – это сетевой командный шутер, «стрелялка». Здесь нет сюжетов из реальности, как в Counter-Strike (спецназ против террористов) или Call of Durty (мировые войны). Игра компании Blizzard – вымышленный мир со своими героями, оружием, суперспособностями. Релиз Overwatch состоялся 24 мая 2016 года, и в первый год игра поставила рекорды по продажам и количеству одновременно подключенных пользователей. Постепенно ажиотаж упал, и Blizzard сделала сле-дующий ход – запустила собственную киберспортивную лигу.

Золотой миллиард

Рынок видеоигр в 2017 году оценивался примерно в $109 млрд. На киберспорт приходится всего около $1 млрд, но издатели активно вкладывают в него деньги, потому что поняли: регулярные турниры продлевают игре жизнь. Самый яркий пример – Сounter-Strike, в которую играют около 14 млн человек (не считая китайцев, пользующихся особой версией). Впервые она вышла в 2000 году, а главная для современного киберспорта модификация Global Offensive была презентована в 2012-м. И даже если киберспортивная составляющая сама по себе приносит издателю (компания Valve) убытки, продажи основного продукта и внутриигровых предметов, так называемых скинов, их с лихвой оправдывают.


30 млн человек играют в Overwatch по всему миру


По другой своей игре, Dota 2, Valve ежегодно проводит турнир The International с рекордным для индустрии призовым фондом (в 2017-м команды разыграли почти $25 млн). Издатель League of Legends – компания Riot Games – вкладывает миллионы долларов в свои киберспортивные лиги по всему миру и собирает на трансляциях больше всего зрителей – только финал прошлогоднего чемпионата мира посмотрело 40 тыс. человек на арене и около 70 млн в Интернете. Но даже эти суперсобытия, насколько можно судить (официальных данных нет), оценивая масштабы, вложенные средства и количество спонсоров, далеки от самоокупаемости. В Blizzard же решили выйти на новый уровень – зарабатывать непосредственно на киберспорте.



«Overwatch уже объединила более 30 млн игроков по всему миру. Новая лига – это возможность вознаградить наиболее успешных из них».
Исполнительный директор Activision Blizzard Бобби Котик



Одна из главных причин, не позволяющих делать крупные киберспортивные соревнования коммерчески успешными, – отсутствие специалистов из других профильных секторов, в первую очередь из маркетинга. Часто им занимаются бывшие геймеры, плохо понимающие, как монетизировать зрителя, работать с правами и успешно их продавать. Поэтому Blizzard сразу пошла к людям, которые очень хорошо понимают, как зарабатывать на игре, – к владельцам профессиональных клубов из американских спортивных лиг.

В Overwatch League девять команд из США и по одной из Великобритании, Китая и Южной Кореи. Los Angeles Gladiators принадлежат братьям Кронке, владеющим лондонским «Арсеналом» (футбол), «Лос-Анджелес Рэмс» (НФЛ, американский футбол), «Денвер Наггетс» (НБА, баскетбол) и «Колорадо Эвеланш» (НХЛ, хоккей). Boston Uprising входит в бизнес-группу Роберта Крафта вместе с «Нью-Ингленд Пэтриотс» (НФЛ) и «Нью-Ингленд Революшн» (МЛС, футбол). Philadelphia Fusion основала компания Comcast Spectacor, в чей портфель входит «Филадельфия Флаерз» (НХЛ). А у New York Excelsior общее управление с «Нью-Йорк Метс» (МЛБ, бейсбол).

Чем соревнования по не самой популярной компьютерной игре привлекли людей, уже хорошо зарабатывающих на спорте? Истинные мотивы, если отбросить политес вроде «это перспективная индустрия» и «нам интересна эта аудитория», кроются в системе организации турнира.


Спонсоры

Партнерами Overwatch League стали действительно серьезные игроки: HP, Toyota, Intel, T-Mobile, Sour Patch Kids. Ранее компании такого уровня спонсировали киберспортивные турниры редко – можно вспомнить лишь сотрудничество ESL и Mercedes. По словам вице-президента Blizzard по киберспорту Майка Сепсо, контракты с HP и Intel стали рекордно дорогими для индустрии. Лиге остается добавить в число партнеров Coca-Cola и McDonald’s, и ее спонсорский пул будет выглядеть не менее солидно, чем у Олимпийских игр.
Первое спонсорское соглашение с отдельной командой в новой лиге заключила сеть ресторанов Jack in the Box, чья прибыль в 2016 году превысила $1,5 млрд. Компания стала официальным кафе Dallas Fuel и заняла единственное доступное по регламенту соревнований рекламное место на форме «Далласа». Детали соглашения не раскрываются, известно лишь, что это многолетний контракт.

Домашняя модель

Каждое из 12 мест в лиге стоит $20 млн в сезон. Со всеми командами заключены контракты на участие до 2020 года включительно. Значит, только на вступительных взносах за три года Blizzard гарантированно заработает $720 млн. При этом в будущем лига может расшириться. Плюс трансляции – в этом сезоне сумма сделки между Overwatch League и стриминговым сервисом Twitch составила $90 млн. И это еще не проданы телевизионные права, за которыми в следующем сезоне наверняка выстроится очередь. Еще до запуска соревнований парни из Blizzard оказались в плюсе. Такого в киберспорте не было никогда.


Первый сезон лиги завершится 28 июля, после чего организаторы собираются провести свой вариант Матча звезд


Ключевое новшество Overwatch League – привязка команд к городам. Например, в первом туре «Шанхайские драконы» встречались с «Гладиаторами из Лос-Анджелеса». Прямо как в профессиональных лигах Северной Америки. Хотя в киберспорте принято, что команды представляют страны или целые регионы и не имеют географических отсылок в названии. Сейчас все соревнования проводятся в калифорнийской Blizzard Arena, но уже со следующего сезона команды начнут обзаводиться собственными площадками в городах приписки. Это тоже похоже на классическую модель – свой стадион, собственные болельщики, возможность продажи абонементов, магазины атрибутики, спонсорские контракты, в том числе на название арен.



«Участие в киберспортивных мероприятиях станет превосходным дополнением к нашим достижениям в области традиционного спорта и индустрии развлечений, и мы уверены, что Overwatch League обладает уникальными возможностями в своей сфере».
Президент и исполнительный директор Comcast Spectacor Дэйв Скотт



Сам турнир также проходит по системе, привычной поклонникам большого спорта, – регулярный чемпионат и плей-офф с участием шести сильнейших команд. Призовой фонд – $3,5 млн. Максимум, который может выиграть одна команда (в случае побед на каждом из четырех промежуточных этапов «регулярки» и первого места в плей-офф), – $1,7 млн. Немного по сравнению со вступительным взносом, но именно поэтому у Overwatch League есть шансы стать успешным бизнесом.


$20–30 стоит билет в Blizzard Arena на один игровой день Overwatch League


В киберспорте финансовый успех команд чаще всего зависит от спортивных результатов, то есть от полученных призовых. В Overwatch League команды будут зарабатывать, как в профессиональных американских лигах, – на абонементах, спонсорах, билетах, атрибутике. Официально о ставке на такую модель не говорилось, но ее подтверждают как призовой фонд, так и другие факты. Во-первых, основной упор сделан на Северную Америку, регион, где потребитель привык платить за шоу. Во-вторых, Blizzard не продавала права на трансляции на каких-либо других языках, кроме английского, китайского, корейского и французского (европейская штаб-квартира компании расположена в Версале). На запросы разных компаний из СНГ были получены примерно такие ответы: «Пока мы не планируем показ у вас». Это означает только одно: регионы с болельщиками, напрямую не вовлеченными в лигу, Blizzard не интересуют. Деньги будут зарабатываться на американском и азиатском рынках.


Трансляции

Владельцы Twitch должны быть довольны – они купили эксклюзивные права на показ Overwatch League, и теперь лига радует их количеством зрителей. Почти 1,7 млн человек одновременно смотрело одну из первых трансляций, а в среднем матчи в пике набирают по 200 тыс. зрителей (без учета китайской аудитории, которую в киберспорте принято выносить за скобки, так как она сильно превосходит общемировую и искажает любые сравнения). Таких показателей не ожидали даже самые большие фанаты игры. Наверняка сказалось и высокое качество самих трансляций – заметно, что и тут Blizzard переняла опыт коллег из большого спорта: много самой разнообразной статистики, профессиональные комментаторы, умеющие приправить любой игровой момент эмоциями, студии аналитики.

Решающие детали

Blizzard Arena вмещает всего 450 зрителей. И каждый тур – соревнования проходят со среды по субботу – на арене солдаут. Атрибутика, а ее тоже немного, разлетается и становится дефицитом. Количество постов в соцсетях с вопросом, где ее можно купить, зашкаливает. И это, скорее, не просчет организаторов, а эксперимент, в ходе которого владельцы команд получат понимание: какой вместимости строить стадионы, какие товары заказывать.



«Мы изучали рынок киберспорта много лет и ждали возможности выйти на него. Невероятный успех Overwatch вкупе с детальной проработкой структуры и стратегии лиги дали нам эту возможность».
Президент и исполнительный директор Kraft Group Роберт Крафт



Еще одна деталь, много говорящая об организаторах. В регламенте Overwatch League прописано в том числе и поведение игроков. Феликс Ленджиел из Dallas Fuel после проигранного матча грубо прошелся по нетрадиционной сексуальной ориентации соперника, за что тут же был оштрафован и дисквалифицирован до конца сезона. Для индустрии, где даже на крупнейших турнирах организаторы забывают заключать с командами медиаконтракты, а на оскорбления в соцсетях вообще не обращают внимания, это уникальный случай.


2 игрока из России выступают в Overwatch League: Станислав Mistakes Данилов – за Boston Uprising, Георгий ShadowBurn Гуща – за Philadelphia Fusion


И последнее. Минимальная зарплата игрока в Overwatch League – $50 тыс. долларов в сезон плюс процент от призовых. Максимальная – $150 тыс. долларов, не очень много по меркам киберспорта. С развитием лиги зарплаты будут расти, но в ближайшие годы раздутых бюджетов у команд не будет. И это еще один довод в пользу предположения о том, что первый в мире киберспортивный турнир, построенный по лекалам успешной спортивной индустрии, имеет шансы на светлое будущее.

Текст: Роман Чернявский, шеф-редактор Game Show


Похожие статьи

Волна денег. Как вести свой спортивный бизнес на Бали
Волна денег. Как вести свой спортивный бизнес на Бали

Владелец школы серфинга Windy Sun Сергей Рубцов рассказал СБК, как поменял московский офис на ненормированный рабочий день на пляже




Роналдо стал совладельцем киберспортивной команды
Роналдо стал совладельцем киберспортивной команды

Легендарный бразильский футболист купил 50% CNB e-Sports Club вместе с професиональным игроком в покер Андре Аккари