«Локомотив» вне игры

«Локомотив» вне игры

Чемпионат мира по футболу повлиял и на российское телевидение. Фильм «Тренер» вышел в эфир сразу после финала Франция – Хорватия, а на развлекательных каналах появились тематические сериалы. И хотя создатели «Вне игры» утверждают, что их проект не про футбол и вообще не про спорт, именно он особенно интересен с точки зрения спортивного бизнеса. Достаточно сказать, что важную роль в производстве этого сериала сыграл футбольный клуб «Локомотив». Зачем ему это было нужно, что он получил взамен и для чего снимался «Вне игры», СБК узнал у генерального продюсера студии Yellow, Black and White Алексея Троцюка.

– Как вы вообще пришли к такой идее? Ведь ваш конек – развлекательное ТВ.
– Мы и делали развлекательное телевидение.

– Где спортивная тема не очень востребована.
– Сказались два фактора. С одной стороны, приближение чемпионата мира по футболу – мы постарались воспользоваться этим. Второе – наш автор Руслан Хачмамук хотел создать такой фильм. Он работал скаутом ЦСКА, у него есть свое видение темы, которое и легло в основу нашего развлекательного проекта.
«Вне игры» не про спорт. Мы рассказываем общую историю о ситуации, когда или ты теряешь возможность заниматься любимым делом, или оно становится никому не нужным. И тебе надо браться за что-то новое, возвращаться в игру, находить себя.

– Если бы не ажиотаж вокруг чемпионата мира, проект состоялся бы?
– Это был хороший момент, но взялись мы за сериал только потому, что знали: можем снять его качественно.

– У вас были сомнения, примет ли публика «Вне игры»?
– Тут все просто: если фильм сделан классно, все будет хорошо. Вне зависимости от темы.

– Много отзывов о том, что очень правдиво показана подноготная.
– Во всех хороших сериалах заложен реальный опыт. Мы ничего специально не сгущали, но хотели показать, как достигается результат. Есть футбольный клуб, есть академия – везде свои интересы. Зная, как это работает, вы сможете лучше понять, например, что происходит с вашим ребенком в футбольной школе. Плюс это и семейная история. Потому что за игроком стоит работа команды, не связанной непосредственно с футболом: его поддерживают, отвозят, помогают со школой… Нашей задачей было запустить формат для платформы Start, рассказать историю, познакомить с героями, за жизнью которых начнет следить достаточная аудитория, чтобы мы продолжали. Для этого использовались все факторы. И чемпионат мира. И понимание «Локомотивом» важности существования бренда в разных средах.

– Как сложилось сотрудничество с «Локомотивом»?
– Инициатива шла с нашей стороны. Нам было важно работать с реальным клубом, поскольку мы делали честный сериал. Остановились на «Локомотиве», так как он развивается, у него много интересных идей, он хочет быть ближе к людям, современно работает. А кроме того, было доверие. Я общаюсь с клубом, но не снимаю сериал под его задачи. Просто если наш фильм будет интересным, он и задачи клуба решит.
«Локомотив» понимает болезни российского футбола. Более того, не все проблемы, показанные в сериале, существуют в академии «Локо». Но, если они вообще есть, о них надо говорить вне зависимости от места. И «Локомотив» никогда нас не просил представить его в лучшем свете. Он только мог что-то подсказать, продемонстрировать положительные стороны футбола. Мы о них порой забывали, стремясь сделать историю резче. А ведь у нас два главных героя: бывший футболист, разочаровавшийся в этой системе и в себе, и фанат, который радуется каждому позитивному результату. Они должны быть в оппозиции, и «Локомотив» помог сторону фаната более четко сформулировать и аргументировать.
Вообще клуб очень помог в реализации проекта, поскольку снимать футбол крайне дорого. У нас не было таких ресурсов. Форма, реальные игроки, воспитанники школы и много другой помощи в организации производства сериала. Нам нужен был такой партнер.

Игроки «Локомотива» Маринато Гилерме (в центре) и братья Алексей и Антон Миранчуки на премьере сериала

– В ответ «Локомотив» получил продакт плейсмент?
– Маркетинг сложно измерить. Не могу сказать, кто больше получил. Клуб немного нас профинансировал, но не под эти деньги создавался сериал.
Когда мы начинали три года назад, «Локомотив» шел на 10-м месте. Когда сериал вышел, «Локомотив» стал чемпионом. Не знаю, есть ли наш вклад, но мы изначально говорили, что делаем хорошее дело, а значит, нам будет неплохо.
Благодаря «Вне игры» многим людям стала лучше знакома школа «Локомотива». Теперь они могут отправить своих детей туда. Других сериалов о футбольных школах в России нет и в ближайшее время не появится. Следовательно, еще лет 10 все молодые футболисты будут смотреть «Вне игры». И там хорошо выглядит бренд «Локомотив». Работа проведена сейчас, но еще долго будет приносить клубу пользу.

– Вы привлекали консультантов из футбольного мира?
– Нет. В основе истории лежит опыт нашего автора, этого достаточно. Мы не занимаемся спортивной журналистикой, не снимаем документальный фильм. Главное было рассказать историю из жизни – о том, что у нас не очень хорошо умеют работать с неформатом, с тем, что не дает результат прямо сейчас. Это большая проблема. За границей таким игрокам уделяют больше внимания. Ведь даже Месси – это футболист, которого могло бы не быть, если бы многие люди не рискнули вложиться в него, оценив талант. Думаю, что в России никто бы с ним не возился.

– «Вне игры» – затратный проект?
– Это большой проект, сложный и дорогой для нашей страны. Бюджет – около Ᵽ7,5 млн за получасовой эпизод. На «Супере» средняя доля премьерных выпусков оказалась в четыре раза выше средней доли канала. Также «Вне игры» принес много подписчиков сервису Start. По большому счету он подтвердил гипотезу, что люди готовы приходить на интересные шоу. Сериал посмотрели более 60 тыс. человек. Не хуже, чем «Отель Элеон», «Бывшие» – наши хиты, хотя там это были продолжения популярных шоу, а здесь самостоятельный бренд. Как сериал «Вне игры» состоялся.

– А как бизнес?
– Конечно, раз мы готовим новый сезон.

– Продолжение будет тоже с «Локомотивом»?
– Да, потому что это очень комфортный и мощный партнер. Только если кто-то вдруг захочет нас завалить деньгами, чтобы тоже интегрировать свой бренд… Но более идеального партнера представить сложно. Сомневаюсь, что кто-то предложит нам такие же условия.

– Вообще вы видите потенциал у спортивных тем?
– Как сделать. Спорт сам по себе не приносит рейтинга. Та же «Молодежка» к реальному хоккею не слишком привязана. Людям важны конкретные герои. Интересна нам их судьба или нет? От этого зависит перспектива шоу. А чем конкретно они занимаются: бегают, воюют или просто сидят курят – не так важно.
У меня давно есть идея про женский волейбол. Понимаю, что можно сделать очень круто: там есть и узнаваемые персонажи – тот же Карполь, небольшой мужчина в окружении высоких девушек, и система отношений… Наши прошлые спортивные достижения собирают в прокате огромные деньги. Вопрос – кто этим будет заниматься и как хорошо. Но я не сталкивался с ситуацией, когда сняли классный сериал, с темой, характерами, интересными действиями – и его никто не посмотрел.

Беседовал Дмитрий Христич

Материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №3 (35) октябрь 2018

Похожие статьи

«Матч Премьер» заявил о 24-процентном росте абонентской базы
«Матч Премьер» заявил о 24-процентном росте абонентской базы

За первые после ребрендинга 35 дней работы число подписчиков канала выросло на 114 тыс.


У «Спартака» появится фирменный квас
У «Спартака» появится фирменный квас

Новым партнером московского футбольного клуба стала марка «Вятский квас»


Under Armour пришел в российский футбол
Under Armour пришел в российский футбол

Первым клубом-партнером экипировщика стал московский «Локомотив»


«Локомотив» забрал чемпионство у «Спартака». Пока только рекламное
«Локомотив» забрал чемпионство у «Спартака». Пока только рекламное

Второй год подряд главный претендент на победу в чемпионате России получает премию Effie Russia


«Локомотив» усиливает маркетинговую работу
«Локомотив» усиливает маркетинговую работу

В московском футбольном клубе организован департамент маркетинга и коммуникаций