Успехи и неудачи Евролиги в Белграде

Успехи и неудачи Евролиги в Белграде

Баскетбольный «Финал четырех» в столице Сербии глазами опытных болельщиков

Алексей Патраков, руководитель проектов Сбербанка

Я слежу за «Финалами четырех» с начала 2000-х. В этом году решил наконец-таки увидеть все вживую. Летел из Москвы через Минск, компанией «Белавиа» – ₽22–25 тыс. за билеты туда и обратно. Гостиница – ₽12 тыс. за три ночи. Цены в ресторанах и кафе ниже московских процентов на 20. Билеты на баскетбол стоили ₽16 750 на человека на оба игровых дня (четыре матча). Я приобрел их через ЦСКА, но можно сделать это и самостоятельно на официальном сайте Евролиги. Судя по трибунам, 5–10% мест остались не распроданы.

Весь Белград в эти дни был в символике «Финала четырех»: флаги, автобусы, билборды, плакаты. Арена тоже оказалась забрендирована и внутри, и снаружи. Правда, ориентироваться на ней, как и в городе, приходилось самостоятельно – навигационных табличек я в Белграде не видел, а волонтеры почти не говорили по-английски.

Шоу открытия было красочным и ярким. Мне понравилось, что оно обошлось без бюрократических речей и заняло немного времени. Про баскетбол, который показал ЦСКА, писать здесь не буду, хотя разочарование от игры не могло не сказаться на настроении. Чтобы как-то поднять его, я в перерывах внимательно изучал доступные развлечения. Евролига отдала это время спонсорам и ведущему с конкурсами. Пиво Efes рекламировали слоганом «Efes is offi cial Euroleague beer». При этом на арене попробовать продукт спонсора оказалось нельзя! В буфетах продавался только один вид местного пива. Странно. Другой спонсор – 7 Days. Круассаны на арене продавали, а конкурсы напоминали детские праздники – люди в центре площадки соревновались, кто успеет занять места на пуфиках после остановки музыки. По-моему, это скучно и не вовлекает болельщиков. Неужели сэкономили на маркетинговом агентстве? Даже школьники придумали бы что-то гораздо более веселое и современное. Титульный спонсор Turkish Airlines установил оригинальную инсталляцию в виде корпуса самолета, заполненного официальными мячами Евролиги – это смотрелось интересно и красиво.

Во время матчей работали kiss cam, dance cam и другие стандартные развлечения. Раскидывали и футболки, но только руками, а значит, в одни и те же первые ряды. Конкурсы с бросками выглядели непонятно, а ведущий много кричал, что лично мне не понравилось.

В кафе в перерывах стояли огромные очереди, при этом пространства на стадионе достаточно для установки дополнительных точек питания или хотя бы продажи напитков. Предлагали только снеки, попкорн, круассаны, местное пиво, воду и сладкие газировки. Нормально поесть, как, например, на матчах ЦСКА в «Мегаспорте» оказалось нереально. Две игры разделял час, но одни волонтеры на ломаном английском говорили, что выходить на улицу нельзя, другие, что можно. Я рисковать не стал, перекусывал снеками. Хотя, когда проводишь на арене пять часов, в этом мало удовольствия. Для «Финала четырех», считаю, это провал.

Турецкие болельщики поразили массовостью (около 10 тыс. человек), организацией и интеллигентностью. Каждый раз, когда они начинали петь, – мурашки по коже. При этом все вменяемые, культурные, ни одного пьяного я не видел. После проигранного финала вели себя спокойно, без агрессии. Фанаты «Жальгириса» были тоже очень хороши и дружны. Перед играми болельщики разных команд фотографировались вместе, приятно такое видеть и понимать, что баскетбол – это интеллигентная игра и публика здесь в основном такая же. Российские болельщики тоже в большинстве своем культурные, но и пузатые мужики в майках и с пивом, еле стоящие на ногах, встречались. Как и матерящиеся на трибунах. Стыдно. Работа клуба с болельщиками вызывает вопросы.

Финал «Реал» – «Фенербахче» отодвинул все организационные недостатки на третий план. Я получил огромное удовольствие от атмосферы, напряжения противостояния, качества баскетбола и от осознания, что наконец-то увидел все своими глазами. Всем рекомендую поездки на такие события. Очень интересно посмотреть на уровень спорта, жизни, культуры и быта разных стран и сделать свои выводы.


Валерий и Екатерина Шипицины, болельщики ЦСКА из Тулы

Первое, что бросилось в глаза в Белграде – множество рекламы «Финала четырех». На каждом шагу – баннеры: четыре игрока с призывом приходить смотреть. Вдоль дорог, магистралей, мостов, на столбах висели флаги стран – участниц финала. Все жители Белграда были в курсе происходящего. Сербы разбираются в баскетболе, любят его, поэтому для них это важное событие. А в местной крепости Евролига организовала фан-зону. Стандартные активации спонсоров, много людей.

Впечатлило количество болельщиков. Арену забили полностью, особенно на полуфиналах и финале. Больше всего народу из Турции: 60–70% мест заняли люди в желтых майках «Фенербахче». На втором месте «Жальгирис» – два больших сектора, не меньше тысячи человек. Дальше ЦСКА, а вот от «Реала» почти никого. Но они выиграли, поэтому в конце их слышали лучше всех. Удивила дружелюбная атмосфера: даже турки болели очень мирно. Возможно, повезло, что «Жальгирис» выбил в четвертьфинале «Олимпиакос» – с греками у фанатов «Фенербахче» могли бы возникнуть стычки. В холле арены дежурили сербские «омоновцы», но они ни разу не понадобились.

Из плюсов арены отметим удобное расположение рядом с магистралями. Некоторые улицы перекрыли, но мы без пробок подъехали на такси прямо ко входу, полиция спокойно подсказывала маршрут. Сама арена старенькая, но ее отлично украсили. Внутри тоже все удобно. На второй ярус я не поднимался, а с первого игра смотрелась хорошо.

Расстроил контроль на входе: долго, четыре досмотра, но бестолковые. Металлоискатель, к примеру, имелся только на четвертом, а на первых трех у нас два раза проверяли билеты и запрещенные предметы. Вроде бы старались изымать все, что можно бросить на площадку, но пронести ту же зажигалку при желании не составляло проблем. Кстати, в Сербии везде можно курить, даже на арене. И никто не делает замечаний. Для кого-то это плохо, но для курильщиков явный плюс. Тем более, когда билет на два матча игрового дня, а выйти на улицу нельзя, обратно не пустят.

Большой минус кейтерингу. Пицца, бургеры, бутерброды, орешки, попкорн – и все. В пятницу продавали кофе, в воскресенье – нет. Из газировок – только местные. В отличие от Берлина-2016 никакого алкоголя. В Германии были даже крепкие напитки, а тут только безалкогольное пиво.

Из атрибутики продавались шарфы, стандартные майки каждой команды, кепки (очень качественные), блокноты и прочая мелочь. В целом скудный ассортимент, без разнообразия.

Шоу мне не очень понравилось. Особенно на финале. Хотя задумка со спускаемыми кубами, на которых показывали графику, рисовали игроков в огне, хороша. Но в целом слабо, стало даже немного стыдно за Евролигу.


Андрей Григорьев, выпускник Euroleague Basketball Institute

В прошлом году Евролига разместила фан-зону на крыше одного из торговых центров Стамбула, и это выглядело по меньшей мере странно, а то и нелепо. Скорее всего, выбор продиктовали соображения безопасности. Зато в этот раз все активности расположились в крепости Калемегдан. Историческое место превратилось в территорию баскетбола. Смотрелось все красиво, но развлечения не отличались оригинальностью: конкурсы по бросанию мяча в разные кольца, турниры 3 на 3 и 5 на 5, возможность встретить звезд баскетбола – просто и незатейливо. Ничего нового.

В субботу – день между полуфиналами и финалом – футбольная «Црвена Звезда» играла последний домашний матч в сезоне, уже в статусе чемпиона Сербии. Город превратился в красно-белое нечто с салютами, файерами, песнями и добрыми пьянками. А еще спалили праздничный клубный автобус, но это так, издержки. Никаких столкновений футбольных фанатов с турками вопреки ожиданиям многих не случилось.

Про баскетбольные матчи говорить нечего. Шоу в перерывах максимально непонятны. Например, группа барабанщиков между первой и второй четвертью отстукивала какой-то марш без развития, как будто запись заклинило. Даже на Молодежной хоккейной лиге в Санкт-Петербурге видели более крутых музыкантов. Отдельного внимания заслуживает ведущий. Британец на соревновании по исконно американской игре в мяч – это провал. Акцент, слова, шуточки – вообще не про баскетбол. Я будто попал на шоу Грэма Нортона. Ведущий сильно испортил впечатление. А вот предматчевые шоу оказались крутые, тут спорить не приходится. В целом Стамбул-2017 был таким же: стандартный набор развлечений с небольшим количеством национальных акцентов. Никаких новинок, технологических прорывов или чего-то, способного удивить, я не увидел.

Но вообще я провел отличную неделю с прекрасными людьми в не менее прекрасном городе. Максимально благодарен Евролиге за то, что познакомился со всеми ребятами из группы, с которыми мы поддерживаем контакт спустя год, находясь в разных концах планеты. Теперь жду «Финала четырех» – 2019 в столице Страны Басков Витории. Надеюсь, что наши встречи с одногруппниками по Euroleague Basketball Institute станут традицией.

Материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №2 (4) июнь 2018

Похожие статьи

Разные хоккейные поколения в одной ложе
Разные хоккейные поколения в одной ложе

Очередная встреча медиа-клуба «Бесценной Лиги» Mastercard прошла на матче «Спартак» – «Динамо»


Пивные бокалы на стадионах ЧМ-2018 будут реагировать на шум болельщиков
Пивные бокалы на стадионах ЧМ-2018 будут реагировать на шум болельщиков

Официальный спонсор чемпионата мира по футболу запланировал интересную активацию своих прав


«Фонбет» стал официальным партнером Евролиги
«Фонбет» стал официальным партнером Евролиги

Впервые соглашение с главным баскетбольным Еврокубком заключила российская букмекерская компания


Голы в копилку
Голы в копилку

Испанский банк готов платить своим клиентам за каждый гол их любимого клуба


€-лига
€-лига

Новый формат и рекордные заработки баскетбольной Евролиги