Программа «Плавание для всех» ставит амбициозную задачу: до 2030 года обучить плаванию 12,5 млн детей, в том числе 124 тыс. ребят с ограниченными возможностями здоровья.
6 ноября на заседании президентского совета по спорту в Самаре руководитель Федерации водных видов спорта России Дмитрий Мазепин обратил внимание президента страны Владимира Путина на ключевой сдерживающий фактор при реализации программы «Плавание для всех» – инфраструктурные ограничения. Он заявил: «У каждого российского ребенка должна быть возможность заниматься плаванием и укреплять свое здоровье».
Наличие плавательной инфраструктуры в каждом муниципальном образовании к 2030 году – реальная задача, однако требующая объединения ресурсов и усилий всех ветвей власти, бизнеса и общественных объединений.
СБК обсудил с заместителем председателя рабочей группы комиссии по реализации межведомственной программы «Плавание для всех», экспертом комиссии Государственного совета по направлению «Физическая культура и спорт» Игорем Гориным актуальность появления программы, первые шаги по ее внедрению, а также детали финансового обеспечения проекта.

– Строительство больших капитальных бассейнов – непростая задача, получается дорого и затратно по времени. В рамках программы «Плавание для всех» стоит задача внедрить быстровозводимые модульные бассейны. Объясните, пожалуйста, их преимущество. Реально сделать подобные бассейны массовым решением для всей страны?
– Тут корректнее говорить о комплексном решении. В крупных городах, где количество населения обеспечивает нужную пропускную способность, безусловно, требуются капитальные 50- и 25-метровые бассейны. И в большинстве региональных центров они есть. Более того, с учетом объединения в единую федерацию плавания, прыжков в воду, синхронного плавания, водного поло мы ожидаем, что в больших городах появятся полноценные центры водных видов спорта.
Проблема – в доступности бассейнов в муниципальных образованиях с малочисленным населением. По статистике, 47% из них не имеют бассейнов. И это шокирующие цифры. Но строить капитальные бассейны в небольших поселениях с населением, условно, менее 30 тыс. человек нецелесообразно. Их мощности будут использоваться в лучшем случае на 30–40%. Это тот случай, когда объем услуг бассейна должен формироваться согласно потребностям. Мы же не часто встречаем в малых городах крупные музеи, театры, там нет университетов, просто потому что открывать их нецелесообразно.
При этом типовой капитальный бассейн требует ежегодных затрат на содержание примерно в ₽25 млн и более. Для небольших поселений такая сумма составляет минимум треть бюджета – огромная нагрузка. Поэтому для подобных муниципальных образований малобюджетные модульные бассейны малых форм – отличный выход. Если в обычном 25-метровом бассейне порядка 500 тонн воды, то в модульных бассейнах в 10 раз меньше, порядка 50–60 тонн, а значит, и сильно меньше затрат.
Малобюджетные модульные бассейны решают все ключевые задачи: обучение детей и вовлечение их в занятия плаванием, оказание физкультурно-оздоровительных услуг взрослому населению, а также восстановление и реабилитация людей с проблемами со здоровьем. В этих бассейнах можно проводить любые занятия, кроме официальных спортивных соревнований, но они в малых муниципальных образованиях и не проводятся.
– На какой стадии сейчас реализация программы: процесс уже запущен или есть какие-либо барьеры?
– На федеральном уровне уже есть многое из необходимого для реализации программы: существуют поручения президента, сама программа детально прописана с основными направлениями, целями и задачами. Однако программа «Плавание для всех» до сих пор недостаточно интегрирована в госпрограмму «Развитие физической культуры и спорта» и другие госпрограммы. Это в определенной степени затрудняет ее реализацию как межведомственной. Прежде всего, в плане формирования пула государственного (муниципального) социального заказа на услуги плавания.
Есть проблемы с реализацией программы и со стороны региональных органов исполнительной власти. Первое поручение президента о формировании программ по всеобщему обучению плаванию появилось еще в 2019 году. Согласно плану реализации мероприятий программы, во втором квартале 2024 года стояла задача актуализировать и утвердить все региональные программы по плаванию. Но пока это сделали лишь 50 из 89 регионов страны.
Есть и конкретные цифры. Так, для возведения капитального бассейна в регионе потребуется в среднем ₽300–350 млн, то есть суммарные расходы на ликвидацию обозначенного в программе дефицита в 1466 бассейнов до 2030 года по всем регионам составят более ₽500 млрд. Таких денег в ближайшей перспективе, вероятно, выделить не получится. Если же мы рассматриваем малобюджетные модульные бассейны малых форм, то сумма инвестиций на регион составит в среднем ₽150 млн в год без учета софинансирования, то есть суммарно порядка ₽70 млрд за пять лет на все 89 регионов. Причем нужно понимать, что большая часть этих средств может впоследствии вернуться в бюджет за счет налогов.

– Важнейшая задача для реализации программы «Плавание для всех» – привлечение инвестиций от бизнеса. За счет чего получится заинтересовать предпринимателей в строительстве бассейнов в малых поселениях?
Модульный бассейн сможет обеспечить исполнение услуг в общем объеме на ₽15–20 млн в год, тогда как эксплуатационные расходы составят ₽6–7 млн. Разницу, которая, собственно, и послужит компенсацией инвестиционных расходов для бизнеса, посчитать несложно. Окупаемость будет обеспечена.
Там, где на эти показатели выйти не получится, будут реализовываться социальные программы на региональные средства. Повторюсь, деньги из бюджета на это требуются невеликие. И направляться они должны адресно на человека.
– Из всего вами сказанного понятно, что межведомственный характер программы «Плавание для всех», с одной стороны, является ее значимым преимуществом, позволяющим комплексно решать такие сложные задачи, с другой – межведомственность порождает определенные проблемы, часть из которых мы затронули в беседе. Как бы вы охарактеризовали достигнутый уровень взаимодействия участников программы?
– Несмотря на положительную динамику в реализации программы, нельзя не признать наличие проблем, порождаемых именно недостаточным уровнем межведомственного взаимодействия. Среди них наиболее значимая – это затягивание принятия решений из-за многочисленных бюрократических процедур согласования. Яркими примерами являются приведенные выше факты отсутствия региональных программ почти в половине субъектов или проблемы с формированием госсоцзаказа на услуги плавания. В некоторых случаях происходит дублирование решений и неоправданное распыление бюджетных средств, а предоставляемая информация недостаточно единообразна, что может приводить к принятию некорректных управленческих решений.
Еще в протоколе по итогам совещания у заместителя председателя правительства России Дмитрия Чернышенко от 18 марта 2020 года было изложено решение, где в целях выстраивания модели управления и вертикали взаимодействия по эффективной реализации межведомственных программ предлагалось разработать проект четырехстороннего соглашения о сотрудничестве между Минспорта Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов России, общероссийскими и региональными федерациями. В нашем случае это ФВВСР и региональные федерации по виду спорта «плавание». Такие четырехсторонние соглашения позволили бы существенно ускорить и упростить выполнение плана реализации программы «Плавание для всех».
Фото: ФВВСР
Партнерский материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №4 (62) ноябрь 2025
ФВВСР, ИНН: 7704014179