За просмотр чемпионского матча по шахматам зрителям придется заплатить

За просмотр чемпионского матча по шахматам зрителям придется заплатить

В шахматах впервые будет предпринята попытка монетизировать аудиторию с помощью реализующегося в других видах спорта формата pay-per-view. За право посмотреть полноценные видеотрансляции чемпионского матча между норвежцем Магнусом Карлсеном и россиянином Сергеем Карякиным на новой интернет-платформе поклонникам шахмат предлагается заплатить деньги. В компании Agon, занимающейся организацией событий в рамках шахматного чемпионского цикла, не готовы спрогнозировать, какую сумму удастся собрать благодаря эксперименту, но уверены, что pay-per-view — единственный способ превратить шахматы в коммерчески успешный вид.

Компания Agon провела презентацию новой интернет-платформы, на которой будет транслироваться матч за титул чемпиона мира по шахматам. Поединок открывается 10 ноября в Нью-Йорке, а соперничать в нем будут обладатель звания норвежец Магнус Карлсен и россиянин Сергей Карякин.

На официальном сайте матча зрителям будет доступна опция смотреть партии в режиме, как его называет Agon, "виртуальной реальности" — "с обзором в 360 градусов". При этом пользователи компьютеров и мобильных устройств смогут выбирать, за каким участком игрового зала, за кем из оппонентов наблюдать и какой комментарий слушать — в исполнении эксперта, рассказывающего о ситуации в партии, или, скажем, ведущего, концентрирующегося на околошахматных событиях и на не слишком глубоко погруженной в нюансы публике. Партнером Agon в сфере трансляции видеоконтента стала компания Livestream.

Впрочем, гораздо интереснее технических новшеств другое. Официальный сайт — единственная площадка, на которой можно будет увидеть картинку матча. Ряду партнерских сайтов (планируется, что их будет всего около десяти) Agon, обладающий коммерческими правами на поединок, позволит транслировать лишь запись ходов в партиях. При этом за доступ к видеотрансляции болельщикам придется платить. Стоимость пакета на 12 партий матча составляет $15.

Речь, таким образом, идет о до сих пор не применявшемся в шахматах формате pay-per-view, предусматривающем покупку живой трансляции конкретного события. Он уже давно и эффективно используется в других видах спорта. Например, в профессиональном боксе pay-per-view вообще является основной статьей доходов, которые получают организаторы топовых матчей. Именно поступления от него формируют призовые фонды. Рекордным в этом смысле был прошлогодний бой между американцем Флойдом Мейуэзером и филиппинцем Мэнни Пакьяо. Его платную прямую трансляцию, которую в Америке вели каналы Showtime и HBO, посмотрели 4,4 млн домохозяйств, а стоимость покупки составляла почти $100. То есть она сгенерировала более $400 млн.

Во что выльется шахматный эксперимент, сказать достаточно сложно. Монетизация аудитории в шахматах всегда была огромной проблемой, но в Agon уверены, что есть причины думать о том, что в этой сфере можно добиться прорыва уже во время нью-йоркского матча, несмотря на сформировавшуюся за долгое время у шахматных болельщиков привычку получать подробную информацию о партиях бесплатно.

Глава компании Илья Мерензон рассказал, что в целом по размеру аудитории шахматы входят в число лидеров в мировом спорте. Согласно исследованиям Agon, общее количество зарегистрированных пользователей топ-пятерки шахматных сайтов превышает 30 млн человек. От 2% до 4% их подписчиков пользуются платными ресурсами. "С одной стороны, статистика вроде бы скромная. С другой — все равно речь идет о сотнях тысяч болельщиков",— сказал господин Мерензон. При этом во время матча за титул чемпиона мира Agon, позиционируя его в том числе как шоу, надеется захватить "гораздо больший сегмент рынка, чем обычно".

От точных прогнозов, касающихся интереса к матчу со стороны пользователей его сайта, Илья Мерензон воздержался. Глава Agon предположил, что он будет "как минимум в четыре раза выше", чем у предыдущего чемпионского поединка, в котором Магнус Карлсен в 2014 году выиграл в Сочи у индийца Вишванатана Ананда, а процент выбравших платную картинку также превзойдет традиционный. Если это случится, то организаторам удастся компенсировать инвестиции в создание онлайн-платформы для матча: источники "Ъ" оценивают ее в сумму, близкую к $1 млн.

Впрочем, Илья Мерензон уточнил, что, каким бы ни был коммерческий итог нью-йоркского эксперимента, на его взгляд, без pay-per-view "будущее шахмат как коммерчески успешного вида спорта в любом случае невозможно". С этим, по его словам, согласились и многие представители Международной шахматной федерации (FIDE), присутствовавшие на презентации формата, а также организаторы турниров, которые получат возможность в дальнейшем использовать разработанную для матча Магнуса Карлсена и Сергея Карякина платформу.

19.09.2016 Шахматы Спортивные мероприятия СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ Коммерсант

Похожие статьи

Российская шахматная федерация получает от генерального партнера ₽30 млн ежегодно
Российская шахматная федерация получает от генерального партнера ₽30 млн ежегодно
16.05.2017 Шахматы Инвестиции и финансы Россия

Химический холдинг «Фосагро» доволен сотрудничеством с РШФ


Шахматы: перезагрузка
Шахматы: перезагрузка
17.03.2017 Шахматы Выставки и конференции, Реклама и маркетинг Россия, Москва

21 марта организатор матча между Сергеем Карякиным и Магнусом Карлсеном поделится опытом привлечения спонсоров и продвижения мероприятия среди зрителей


«ФосАгро» станет партнером матча за звание чемпиона мира по шахматам
«ФосАгро» станет партнером матча за звание чемпиона мира по шахматам
01.09.2016 Шахматы Соглашения и сделки Regnum

Российская компания «Фосагро» подписала контракт о стратегическом партнерстве с компанией Agon (владеет брендом World Chess) в рамках турнира за звание Чемпиона мира по шахматам, который пройдет в Нью-Йорке с 11 по 30 ноября