Без отрыва от производства. Спорт как часть корпоративной стратегии

Без отрыва от производства. Спорт как часть корпоративной стратегии
Изображение: Johnson & Johnson

Спорт как часть корпоративной культуры становится все более заметен в России. Круглый стол на эту тему недавно провела даже корпорация «Роснефть». Директор по развитию СБК Александра Савраева на этой встреча рассказала, как и зачем на Западе здоровый образ жизни делают модным среди офисных работников. 


Велнес (wellness, «хорошее самочувствие») – концепция здорового образа жизни, основанная на сочетании физического и ментального здоровья, здорового питания, разумных физических нагрузок и отказа от вредных привычек


Приобщение своих сотрудников к здоровому образу жизни постепенно становится стандартом для западных компаний в разных отраслях. Считается, что физические упражнения повышают у офисных работников настроение и эффективность, улучшают концентрацию, рабочие взаимоотношения и сопротивляемость стрессу. Поэтому многие фирмы стимулируют занятия спортом: оплачивают абонементы в фитнес-клуб, открывают спортивные площадки и зоны, проводят групповые занятия или организуют команды для участия в корпоративных соревнованиях.

В Google, помимо тренажерных залов в офисах, площадок для бочче, боулинга и хоккея на роликовых коньках, доступны более 200 видов групповых занятий, включая специальный курс «Как танцевать на вечеринке». Swift построил в офисе полноценный спортивный центр с открытым бассейном, столами для пинг-понга, площадками для баскетбола и сквоша. Энергетическая компания ConocoPhillips в своем оздоровительном центре в Оклахоме организует дневные занятия по тай чи, в норвежском офисе проводит готовит работников к 96-километровому велозаезду Nordsjøritt, а в Калгари даже организовали специальную программу для самых малоподвижных сотрудников под говорящим названием «Я не хочу потеть».



Корпоративные велнес-программы выходят далеко за рамки спортивных инициатив. Они все чаще включают в себя медицинские разделы, обучение здоровому образу жизни и даже уроки финансовой грамотности, предупреждающие лишние стрессы. Активно используются и гаджеты. Например, сотрудники консалтинговой фирмы Colliers носят трекеры, которые следят за их сердцебиением, уровнем активности и стрессом. Если устройство замечает отклонение от нормы, оно советует сделать перерыв и размяться или вовсе закончить рабочий день.  

Кейс Johnson & Johnson

Один из главных трендсеттеров в корпоративном оздоровлении – Johnson & Johnson. Этак компания внедряет соответствующие программы еще с начала XX века. Тогда в американском офисе открылся доступ к оздоровительному центру, спортивным объектам и бассейну. Нынешняя цель J&J – улучшить к 2020 году физическую форму минимум 100 тысяч сотрудников. И, судя по результатам последних лет, задача будет перевыполнена. Работники, которые проходить медицинские тесты и фиксировать свою активность получают в конце года скидку $500 на медицинскую страховку.

На прилавках офисных кафе по правилам Johnson & Johnson должно быть больше 80% здоровой еды, сотрудникам обеспечен доступ к бесплатным или дешевым овощам, фруктам, салат-барам и напиткам без сахара. Офисы компании оборудованы спортивными пространствами, дорожками для прогулок и столами для работы стоя. Рассылки от HR призывают отвлечься, размяться или выпить воды, а многие деловые встречи проводятся не в переговорных комнатах, а на прогулке. 

Программа затрагивает не только психическое и физическое здоровье сотрудников, но и их финансы: эффективно управлять деньгами помогают обучающие вебинары, личные консультации со специалистами, юридическая помощь и доступ в систему по образовательному кредитованию. Психологическая поддержка включает в себя консультации с психотерапевтом, доступ к образовательным материалам, мобильное приложение с психологическими практиками и программу поддержки членов семьи.

Ключевая разработка компании – образовательный курс Energy for Performance, который может пройти каждый сотрудник и который учит справляться с выгоранием, стрессом и неопределенностью, восстанавливать силы, контролировать вовлечение, соблюдать режим труда и отдыха, увеличивать продуктивность и развивать таланты. Считается, что благодаря курсу сотрудники более осознанно подходят к своему здоровью и реже принимают решение об уходе из компании, что сэкономило ей около $200 млн за шесть лет. По данным компании, у прошедших двухдневный курс шансы на повышение по службе вырастали на 25%.

Еще один инструмент велнес-программы – приложение Healthy & M. Оно позволяет подключать фитнес-трекеры, отслеживает сон, питание и подвижность, дает персональные рекомендации.

Руководители Johnson & Johnson довольны результатами программы. Они утверждают, что в конце 1990-х около 12% компании были курящими, а после введения в 2006 году антитабачной политики этот показатель снизился до 3–4%. Показателен и процент гипертоников: среди сотрудников их только 9,2%, тогда как в целом в США – около 30%.

«Наши расходы на здравоохранение в США в среднем на два-три процентных пункта ниже, чем у большинства крупных корпораций», – заявил в 2018 году Питер Фазоло, доктор философии, исполнительный вице-президент Johnson & Johnson и директор по персоналу компании.

Тренды велнес-программ

Персонализация
Развитие возможностей IT-индустрии делает программы оздоровления более продуктивными. Технологии позволяют заменить массовые рассылки и рекомендации на индивидуальные: в зависимости от психологического портрета, активности и предпочтений человека; а также подбирать подходящие триггеры и персонифицировать программу.

Финансовая грамотность
Финансовые проблемы часто вызывают повышенный стресс сотрудников, что снижает продуктивность и вызывает невынужденные ошибки. В 2018 году только 14% из 1544 респондентов Corporate Insight указали, что их работодатели предлагают программы обучения работе с финансами. При этом 53% участников опроса заявили, что им не хватает таких курсов.

Борьба с выгоранием
61% американцев признается, что сталкивается с выгоранием на работе. Они страдают от усталости, бессонницы, болей, тревоги, набора веса, потери внимания, вспышек гнева, депрессии и гипертонии. Чтобы это предотвратить, компании убеждают работников расслабляться и «перезаряжаться»: делать перерывы, вырабатывать полезные привычки, работать по гибкому графику и обязательно брать оплачиваемый отпуск.

Забота о себе
Apple назвала заботу о себе глобальным трендом 2018 года: все большее количество людей заботится о своем ментальном здоровье и внутреннем развитии. Тренд создает запрос на использование ментальных практик и программ развития в корпоративных wellness-программах и в какой-то степени упрощает их реализацию. Программы работают лучше, если атмосфера в офисе поощряет сотрудников заниматься собой.


Борьба с «болезнями цивилизации»

Исследование Министерства труда и Департамента здравоохранения США утверждает, что с помощью корпоративных оздоровительных программ можно эффективно сдерживать «болезни цивилизации», среди которых сердечно-сосудистые заболевания, диабет, артрит, депрессия, деменция и некоторые виды рака. Причины таких болезней часто связаны с образом жизни: курением, употреблением наркотиков и алкоголя, несбалансированным питанием, недостатком или избытком физической активности и стрессом.

Для экономики страны и работодателей это важный аргумент в пользу велнес-программ. Ведь одна американская экономика только в 2016 году по подсчетам Milken Institute, потеряла $2,6 трлн триллиона долларов из-за снижения продуктивности больных людей и их близких.

По данным исследования Гарвардского университета, опубликованного в 2013 году, каждый доллар, потраченный на корпоративную велнес-программу, снижает медицинские расходы компании на $3,27, а расходы, связанные с пропусками по болезни – на $2,73! А исполнительный директор страховой компании Aetna Марка Бертолини тогда же утверждал, что после введения в их офисах занятий йогой и медитацией, расходы на медицинское обслуживание сотрудников снизились на 7%.

С другой стороны, иногда отслеживание здоровья сотрудников вызывает и вопросы. И те же финансовые стимулы, которые предлагаются работникам, успешно проходящим все тесты, на поверку оказываются, скорее, избавлением от штрафов. Принятое в 2006 году администрацией Джорджа Буша правило и так называемая «поправка Safety» внесенная в закон в 2010-м при Обаме фактически позволили компаниями просто перекладывать часть собственных расходов на медицинское обслуживание на тех сотрудников, кто не соответствует определенным критериям по здоровью. При том, что сами эти критерии также неоднозначны и не имеют утвержденных государственных стандартов. Не всегда вызывает доверие и статистика эффективности. Сделанное по заказу правительства США исследование некоммерческой организации RAND показало что увеличение финансового стимулирования на $10 приводит к потере сотрудником всего… 13 граммов веса.


Что предлагают сотрудникам американские компании

Исследование SHRM, основанное на опросе специалистов персонала из базы данных агентства. В последнем опросе в яваре 2017 года приняли участие 3227 респондентов. Таблица показывает долю компаний, предлагающих своим сотрудникам те или иные услуги, связанные со здоровым образом жизни и медицинским обслуживанием. 

Стрелка в столбце «Изменения за 5 лет» означает статистически значимые изменения с 2013-го по 2017 год. Процентные значения, выделенные зеленым и красным, показывают статистически значимые изменения по сравнению с предыдущим годом: зеленый означает повышение, красный – понижение. 
Звездочка (*) означает, что льгота изменилась по сравнению с предыдущим годом и не может сравниваться напрямую. Прочерк (-) означает, что льгота не фигурировала в опросе соответствующего года.


1. На значения могло повлиять изменение названия пункта в 2016 году.
2. Например, рассылка, колонка, письма, твиты.


3. Например, глюкоза, холестерин.


4. Способная помогать работникам принимать более обоснованные решения о здоровье.
5. Используется, чтобы помогать сотрудникам меняться и лучше управлять привычками.


6. Покрытие стоимости замены обычного рабочего стола на стоячий.


7. Например, йога и аэробика.



Мобильные приложения для спорта на работе

Welltok
корпоративная платформа управления здоровьем, в которой сотрудники могут устанавливать индивидуальные цели, отслеживать активность и играть в развивающие игры. В приложении персонал может обмениваться полезными советами, фотографиями, рецептами и выстраивать социальные связи.

Hotseat
приложение, которое заставит чаще отходить от рабочих мест. В нем можно создавать челленджи внутри офиса, в которых всегда побеждает последний устоявший на ногах. Синхронизируется с iCal и посылает уведомления о том, что пора размяться.

Endomondo, Nike Training Club, Nike Run Club, Runtastic
приложения для фитнеса и бега от Under Armour, Nike и adidas. Отслеживают упражнения, выдают статистику, позволяют ставить и достигать цели и заниматься по видеоурокам.

BurnAlong
видео с комплексами упражнений и корпоративные фитнес-челленджи. Больше 35 программ, среди которых йога, танцы, работа с лишним весом, кардио, пилатес, подготовка к родам, бокс, медитация и другие.  

MeQuilibrium
корпоративное приложение, с помощью персональных советов помогает вырабатывать правильные привычки для поддержания формы. Встроенные психологические практики помогают справляться со стрессом, повышать сопротивляемость внешним факторам и продуктивность.

BetterSpace
приложение для психологической поддержки, развивает шесть сфер жизни (сон, физкультура, социальные связи, значимые активности, помощь другим и управление стрессом) и помогает найти источники вдохновения. На пробном запуске платформа показала 80% вовлеченность, в два раза выше, чем у классических программ помощи персоналу.

InsideOut
еще одно приложение для ментального развития с собственной базой специалистов, доступных 24/7, персонифицированными инструментами саморазвития и мероприятиями для пользователей. Доступно как для корпораций, так и для отдельных пользователей.


Похожие статьи

Спорт и танцы как образ жизни и бизнес
Спорт и танцы как образ жизни и бизнес

Международный фестиваль Russian Fitness Fair 2.0 пройдет в Москве 23–25 августа





ОДНА КОМАНДА: увеличение лояльности сотрудников к спонсорству в спорте
ОДНА КОМАНДА: увеличение лояльности сотрудников к спонсорству в спорте

Спонсорские активации имеют значение не только для внешней среды компании, но и для внутренней