Легендарная «Маракана» в Рио-де-Жанейро, где Пеле забил свой тысячный гол в карьере, один из крупнейших стадионов в мире, был реконструирован к чемпионату мира по футболу и будущим Олимпийским играм. Учитывая, что болельщики сыграли ключевую роль в успехе стадиона, что при проектировании их интересы были поставлены во главу угла. «Маракана» десятилетиями страдала от коррозии, поскольку болельщики обычно не хотели стоять в очередях в туалеты и искали альтернативные способы решения проблемы. Реконструкция, обошедшаяся в $500 млн, решила эту проблему. Это классический пример того, как забота о болельщиках может уменьшить ущерб стадиону.
Это не единственный пример, где недостаток понимания потребностей и желаний зрителей приводил к несовершенствам при проектировании. Противоречивые требования часто приводят к странностям. Например стадион «Лестера» Power Stadium, где яркая подсветка рекламных щитов должна была привлечь внимание зрителей. Но вместо этого они жаловались на головные боли, тошноту и боль в глазах.

Стадионы – это отдельные рынки, так что понятно, почему владельцам хочется поставить рекламу во главу угла. Но коммерческие усилия не должны перетягивать одеяло на себя от болельщицкого опыта похода на стадион. Зрители – вот кто действительно окупает инвестиции в рекламу, поскольку они приобретают продаваемые товары.
Решение проблемы относительно простое – необходимо понимать зрителя. Есть ряд способов увеличить видимость рекламы, основанных на психологии потребителя. Их реализация повысит эффективность рекламы без ущерба для общего впечатления болельщиков. Решение существует – концепция проектирования, ориентированного на зрителя.
Несколько лет назад игроки и болельщики на стадионе Metrodome в Миннеаполисе говорили, что на фоне белой крыши им тяжело увидеть бейсбольный мяч – главный элемент игры. Решение было простым, найти его тоже было несложно, но как реализовать скрытый в ней потенциал? Здесь как раз в игру вступила упомянутая концепция.

Эта ситуация показала, что понимание пользователей стадиона (зрителей, спортсменов и персонала) является крайне важным. Чтобы оптимизировать функциональность и достичь желаемых экономических успехов, стадионам следует обратиться к этой концепции.
Многие говорят о концепции проектирования, ориентированного на зрителя, в терминах интерфейса, но она может быть применена к любой системе, подразумевающей взаимодействие с пользователем. Можно назвать её философией. Это процесс, который фокусируется на физических и когнитивных потребностях, а также ограничениях пользователей, с которыми сталкиваются пользователи. Концепция учитывает множество факторов, включая информацию о пользователях, их целях, необходимых действиях системы, требуемой информации и способах её доставки.
Этот подход является дополняющим к существующим методикам проектирования и может быть интегрирован в специфические проекты. Он с большой долей вероятности определит нюансы, незаметные другим подходам. Специалисты могут решить эти с виду простые, но на самом деле многоплановые вопросы.
Ими используется множество методов, от анализа задач, требований и консультаций с пользователями до эвристических оценок, моделирования толпы и оценки навигации. Они помогают команде проектировщиков сделать будущий стадион функциональным и удобным для использования.
Побочный эффект – экономия на издержках, связанных с перепроектированием на более поздних стадиях. Например, если говорить о стадионах, то гораздо дешевле будет убедиться, что рекламные пространства расположены таким образом, чтобы максимизировать удобство и доход, чем убирать и переставлять их. Нет нужды говорить о потерях и прибыли и неблагоприятных впечатлениях от стадиона, если систему навигации невозможно понять и использовать.
Концепция проектирования, ориентированного на зрителя, может увеличить денежные потоки путём увеличения их доступности внутри стадиона. В перерывах матчей можно купить еду и атрибутику, но они обычно слишком короткие, если учесть, что большинство людей сделает это именно в этот период. Понимание поведения людей и психологии потребителя поможет проделать долгий путь к максимизации денежных потоков. Понимание того, как люди ориентируются на стадионе, поможет определить оптимальные точки размещения магазинов и киосков, например.
Существует множество путей имплементации концепции проектирования, ориентированного на зрителя. Однако, проблема в том, как убедить заинтересованные лица в том, что она создаёт стоимость. Впрочем, на примере некоторых крупнейших стадионов мира с вместимостью болеет 100 тыс. человек можно показать, что пользователь стадиона должен быть в центре всей концепции проектирования.