Как (не) надо делать ютуб-канал. Выводы Марии Командной

Как (не) надо делать ютуб-канал. Выводы Марии Командной
Фото из личного архива Марии Командной

Выступление автора и ведущей ютуб-шоу Commandos Марии Командной на организованной СБК спортивной сессии фестиваля креатива в маркетинге Silver Mercury – о принципах, идеях и ошибках

Я не могу рассказать, как надо делать свой ютуб-канал. Это тема для Юрия Дудя или Евгения Савина. Но я могу рассказать, как не нужно делать, потом что за полгода столкнулась с вещами, которые ты не узнаешь, пока не начнешь сам этим заниматься. Набила шишки и теперь могу ими поделиться. При этом я не блогер. Хорошо знаю ребят, которые сделали себе имя именно блогингом: Герман El Classico, Игорь Олейник, ребята из «Живого футбола». Навыки, которыми обладают они и которыми обладаю я и коллеги с «Матч ТВ», например, совершенно разные. И как раз блогеры и их аудитория – это то самое поколение Z, за которым гонятся рекламодатели.

Для меня Commandos – скорее хобби. После чемпионата мира я закрыла одну большую книгу в своей жизни и ждала следующей. Не могла решить, чем именно хочу заниматься (позже пришла идея, вообще, не касающаяся спорта и медиа), но поняла, что за 13 лет в спортивной журналистике у меня выработался какой-то навык, я очень хорошо знаю спортсменов, люблю их и спорт в целом и пока не готова с этим прощаться. Так возник проект Commandos.

Самое популярное видео у нас на канале собрало 360 тыс. просмотров. Не так много, но это все-таки интервью со спортсменами – специфический жанр. Я изначально знала, что мне не нужны миллионы, честно. Я не тот человек, который будет гоняться за хайпом, задавать неудобные вопросы.


Commandos

В конце 2018 года бывшая ведущая и корреспондент «НТВ-Плюс», «Радио Спорт», Первого канала, «Дождя», «Матч ТВ» и Fox Sports, а также ведущая жеребьевки чемпионата мира по футболу 2018 года Мария Командная запустила свое интернет шоу – Commandos. Жанр – интервью. Герои – спортсмены. За полгода вышло 15 выпусков, собравших чуть больше 1,5 млн просмотров. Собеседниками Командной стали такие звезды, как Евгения Медведева, Георгий Джикия, Массимо Каррера, Антон Шипулин, Игорь Ларионов, Гари Линекер и Уле-Эйнар Бьеорндален. А самым популярным стало интервью с киберспортсменом Владимиром No[o]ne Миненко.



1. Делайте только то, что вам интересно

Иначе это все бессмысленно. При этом интересное можно найти где угодно. Прочитайте книгу Ларри Кинга «А что я здесь делаю? Путь журналиста». Он говорит о том, что даже с сантехником ты можешь сделать отличное интервью. Я считаю, что каждый человек – это бриллиант, который может быть интересным огромной публике, если до этого докопаться.

2. Придумайте, чем вы будете отличаться от других блогеров

С одной стороны, нужно использовать форматы, которые собирают просмотры. Например, у «Локомотива» есть рубрика «Премьер-лига плохих шуток». И мой любимый выпуск в ней – с Брайаном Идову и Федором Смоловым – собрал 250 тыс. просмотров. Это очень хороший показатель. По моему опыту, если у тебя 100 тыс. просмотров, ты уже интересен рекламодателям, это число, которое не зазорно им показать. Но в целом, кроме «Локо» и «Зенита», каналы российских футбольных клубов – это полная лажа. Например, у ЦСКА, на мой взгляд, уровень ниже плинтуса. Это не ютуб, они продолжают делать телевидение, и их продукт неинтересен.

Можно и нужно заимствовать, брать лучшее ото всех. Это не зазорно. Но нужно иметь какую-то самоидентификацию, выделяться в мире других блогеров.

3. Не зовите нишевых гостей на начальном этапе

Сначала все, что вам нужно, – максимально раскрутить свой блог. А когда появится лояльная база подписчиков, сможете делать то, что хотите. Просто немного подождите, это правда важно.


Распространение

Страницы в Facebook и «ВКонтакте» у Commandos появились только 5 июня 2019 года – за два дня выступления Марии на Silver Mercury. 14 июня был создан блог проекта в «Яндекс.Дзен», а 21 июня Командная завела аккаунт в «Одноклассниках».


4. Не позволяйте гостям визировать интервью

Это то, на чем я погорела. Вы не представляете, сколько классных штук пришлось вырезать из интервью просто потому, что спортсмены у нас в стране очень, скажем так, несвободны в выражении своих взглядов. К сожалению. Именно поэтому мне так нравится делать интервью с зарубежными звездами: они свободны, им есть, что сказать, у них есть мнение по многим вопросам – не только спортивным, но и политическим. С ними действительно интересно разговаривать на какие-то общественно-политические темы. Наши спортсмены очень боятся об этом говорить. И мне просто обидно, когда после интервью к тебе подходит пиарщик и говорит: вот это, это и это вырезаем. Я говорю: ок, я-то вырежу, только интервью тогда никто не посмотрит, потому что ты убираешь самое интересное.

Нужно договариваться на берегу и все-таки стараться не визировать интервью.

5. Двигайтесь как можно больше


Это, наверное, смешно звучит от меня, потому что я беру статичные интервью. Но сейчас я уже отхожу от них, следующие выпуски будут совсем другие, в новом формате, с движением.

Хотела привести пример сериала «Скорая помощь». В нашем детстве мы смотрели его по НТВ, и там все время врачи ходили. Сериал «Клиника» – то же самое. Голливудские сценаристы не дураки. Когда у тебя есть динамика в кадре, это притягивает зрителя.



6. Занимайтесь продвижением

Это тоже одна из шишек, которую я набила, потому что мы не занимались продвижением вообще никак. Единственное – я выкладывала ссылки на видео в своих соцсетях. Этого реально мало, какими бы большими ни были ваши аккаунты.

Я вообще считаю, что в современном мире ценность журналиста в том, какая у него аудитория, какого качества, сколько человек на него подписаны и прислушиваются к его мнению. Сейчас настало время микроинфлюенсеров – это те, у кого не миллионы или сотни тысяч подписчиков. У них могут быть тысяча или десять тысяч подписчиков, но зато максимально лояльных.

Несколько лет со мной общался один спортивный бренд, предлагал стать их амбассадором. Я спрашивала, зачем им я с 55 тыс. подписчиков в инстаграме, когда можно взять фитнес-модель с 5 млн подписчиков. Ответили, что такой вариант им не подходит – модели чаще всего не отличаются друг от друга, а они ищут людей с индивидуальностью, у которых есть за что зацепиться.

Возвращаясь к продвижению. Светлана Гуляева, раскручивающая на ютубе телеканал «Дождь», сказала, что я очень стесняюсь говорить зрителям подписаться на мой блог, оставить комментарий… Мне-то казалось, что, если человеку интересно, он сам подпишется. Но нет. Согласно исследованию, количество подписок увеличивается примерно на 20%, если вы просите об этом ваших зрителей. Также часто что-то разыгрывают, задают вопросы аудитории, дают темы для обсуждения. Нужно генерировать комментарии в своем блоге, чтобы алгоритм ютуба заметил ваше видео.

Вы должны изучать, как вообще работает сервис. Я некоторые нюансы узнала всего пару месяцев назад. Например, если люди приходят в ваше видео из разных соцсетей, ютуб понимает, что оно интересно и продвигает его. Там много интересных фишек, которые просто так никто не расскажет.

Сотрудничайте и делаете партнерские выпуски с другими блогерами и площадками. Помните про «Вконтакте» и» Яндекс.Дзен». Деньги для этого не нужны.


Смена площадки

Последний на данный момент выпуск Commandos – интервью с бывшим хоккеистом Игорем Ларионовым – вышел сначала во «ВКонтакте», и был поддержан рекламной кампанией. В итоге только в этой сети у видео почти 200 тыс. просмотров за месяц. Для сравнения, на ютубе у этого выпуска 86 тыс. просмотров.


7. Не гонитесь за частотой выпуска, гонитесь за качеством

Это, на мой взгляд, очень важно. Не надо выпускать шлак каждую неделю, хотя нужно все-таки стараться держать периодичность. Хотя тут тоже нет точного ответа, как лучше. Вся полемика вокруг ютуба такая – не существует универсального рецепта, как сделать блог популярным. Все сами пытаются нащупать дорожку к успеху.

8. Не публикуйте ничего в праздники

Один из самых непопулярных наших выпусков – интервью с Антоном Шипулиным. Для меня это странно. Он сейчас баллотируется в депутаты и много ездит по городам России. У него огромная аудитория, люди, которые буквально на него молятся. Но из-за того, что он решил связать свою жизнь с политикой, там столько негативных комментариев и дизлайков… И мы еще совершили ошибку – выложили видео в майские каникулы. Люди в это время смотрели видео про катастрофу суперджета, а еще вышла новая Собчак, и они забрали всю аудиторию. Я бы советовала не постить ничего в праздники.

9. Придерживайтесь своих принципов

Будьте такими, какие вы есть, не сходите с ума из-за просмотров. У меня недавно была дилемма: снимать или не снимать Спирика. Это Алексей Спиридонов, скандальный волейболист, который постоянно ругается матом в твиттере, выкладывает свое голые фотографии и так далее. Я хотела устроить арт, снять его на помойке, потому что он воплощает собой треш. Но я настолько в этом неорганична, мне это настолько претит, что подумала, что мне это не нужно. Ну, соберу я 100–200 тыс. просмотров, придет ко мне какой-то рекламодатель, но глобально мне как человеку это не нужно.

И еще. Почему люди перестали смотреть российское телевидение? Оно чернушное, политизированное, неинтересное. И рекламодатели оттуда уходят. Я разговаривала со многими брендами – им становится неинтересна аудитория телика, потому что она не платежеспособная. Рекламные бюджеты будут уходить на ютуб, и это классно.

Похожие статьи

YouTube проводит неделю спорта
YouTube проводит неделю спорта

Видеохостинг составит подборки роликов разных спортивных организаций



«Весь твой гон не стоит спущенного мяча». Видео недели
«Весь твой гон не стоит спущенного мяча». Видео недели

Первый в России рэп-баттл между спортсменами организовал «Зенит-Казань». Получилось качественно


Добрая сила. Регбисты защищают японцев
Добрая сила. Регбисты защищают японцев

Оригинальный рекламный ролик страховой компании – спонсора сборной Новой Зеландии по регби


Прыжок на новую высоту
Прыжок на новую высоту

Пошаговая инструкция раскрутки непопулярного вида спорта с минимальными затратами