Рост посещаемости и падение доходов. Новый аудит премьер-лиги

Рост посещаемости и падение доходов. Новый аудит премьер-лиги

Главные результаты второго комплексного финансового исследования работы клубов РПЛ

Ведущая российская футбольная лига продолжила работу с аудиторско-консалтинговым агентством PwC. Впервые они опубликовали информацию об основных финансовых и коммерческих аспектах работы клубов премьер-лиги в феврале этого года. Второе исследование вышло сегодня, сразу после окончания первой половины сезона-2018/19.

Исследование подводит итоги работы клубов в сезоне-2017/18 и в 2017-м финансовом году. Мы выделили самые любопытные факты и цифры, скачать же работу полностью можно по ссылке.

Эффект новых стадионов

Ввод новых стадионов положительно сказался на посещаемости премьер-лиги. Весь сезон на гигантском «Санкт-Петербурге» провел «Зенит», осенью переехал на «ВЭБ Арену» ЦСКА, ближе к концу чемпионата России новые стадионы опробовали «Ростов» и «Урал». В итоге в среднем на каждом матче РФПЛ побывало 13 971 болельщик. Это лучший результат за всю историю чемпионатов России. А показатель сезона-2016/17 оказался превзойден на 22%.

Сезон-2018/19, в котором к стадионам премьер-лиги добавилась «Самара Арена» (и вот-вот добавится «ВТБ Арена», обещает новый рекорд. По итогам 15 туров из 30 средняя посещаемость чемпионата России – 17 507 зрителей.

Логично, что увеличилась и выручка клубов премьер-лиги от продажи билетов и абонементов – до ₽3 млрд. В исследовании говорится о почти 55-процентном приросте, но стоит помнить, что год назад были учтены 12 клубов, а теперь – 13. Хотя, конечно, это не самое «богатое» пополнение. Кроме того, значительный вклад в билетную выручку внесли еврокубки – в сезоне-2017/18 «Спартак» впервые за долгое время попал в групповой этап Лиги чемпионов, а «Зенит» принимал соперников по Лиге Европы опять же на своем новом 68-тысячнике.

Пропорционально количеству зрителей выросло и число стюардов и сотрудников полиции, задействованных на матчах премьер-лиги. При этом сумма штрафов, выплаченных клубами за нарушения болельщиков, продолжает снижаться.


241 человек – средняя численность штата клуба РПЛ


Некоммерческое падение

Но даже рост выручки от билетов и абонементов не позволил клубам премьер-лиги сохранить прибыльность. Главной причиной ухода в минус авторы исследования называют «сокращение доходов, не связанных с коммерческой деятельностью». В качестве положительного фактора отмечается стабильный общий уровень расходов.

В структуре доходов выросла доля статей «Медиаправа внутреннего чемпионата», «Билеты и матчевые мероприятия», «Поступления от УЕФА», «Целевые поступления». Но сильнее всего в процентном соотношении прибавили «Спонсорские и прочие коммерческие доходы». В 2017 году они составили более половины всей выручки клубов лиги.

«Данная ситуация свидетельствует о росте коммерческих доходов клубов РПЛ, напрямую связанных с футбольной деятельностью, что соответствует финансовой политике европейского клубного футбола», – отмечается в исследовании.


75% клубов РПЛ планируют увеличить количество VIP-мест в ближайшие три сезона


Полный титул

Как и в первом выпуске исследования, подробно рассматривается использование клубами своего главного рекламного инвентаря – спортивной формы. В этом разделе речь идет о текущем сезоне-2018/19. Суммарное количество логотипов спонсоров на форме уменьшилось с 75 до 69. При этом в лиге больше нет клубов без титульных спонсоров, а вот популярность мест на трусах и под воротником уменьшилась. Лидером по количеству спонсорских логотипов на игровой форме остается «Спартак», который увеличил их число до двенадцати.

Впервые в исследовании проанализированы отрасли компаний-спонсоров. Первое место по количеству спонсорских соглашений (20) с клубами РПЛ занимают компании пищевой промышленности и общественного питания. На втором месте находятся представители автомобильной отрасли (14). Среди B2B наибольшее присутствие в российском футболе имеют компании промышленного (12) и энергетического (8) секторов. Также отмечается активность букмекерских компаний (8).

Похожие статьи



Европейская окраина. Финансовые итоги золотого сезона «Спартака»
Европейская окраина. Финансовые итоги золотого сезона «Спартака»

Долгожданное чемпионство увеличило доходы «Спартака» на 22%, но в абсолютных числах лучшая команда РФПЛ сравнима с лидерами не топ-лиг, а чемпионатов Швейцарии и Нидерландов


«Ближайшая цель – ₽100 млн в год». Как «Спартак» находит спонсоров
«Ближайшая цель – ₽100 млн в год». Как «Спартак» находит спонсоров

Переговоры с нуля, жестокая «Бывшая» и рост доходов – в интервью руководителя спонсорских проектов ХК «Спартак» Роберта Тер-Абрамяна