Рост посещаемости и падение доходов. Новый аудит премьер-лиги

Рост посещаемости и падение доходов. Новый аудит премьер-лиги

Главные результаты второго комплексного финансового исследования работы клубов РПЛ

Ведущая российская футбольная лига продолжила работу с аудиторско-консалтинговым агентством PwC. Впервые они опубликовали информацию об основных финансовых и коммерческих аспектах работы клубов премьер-лиги в феврале этого года. Второе исследование вышло сегодня, сразу после окончания первой половины сезона-2018/19.

Исследование подводит итоги работы клубов в сезоне-2017/18 и в 2017-м финансовом году. Мы выделили самые любопытные факты и цифры, скачать же работу полностью можно по ссылке.

Эффект новых стадионов

Ввод новых стадионов положительно сказался на посещаемости премьер-лиги. Весь сезон на гигантском «Санкт-Петербурге» провел «Зенит», осенью переехал на «ВЭБ Арену» ЦСКА, ближе к концу чемпионата России новые стадионы опробовали «Ростов» и «Урал». В итоге в среднем на каждом матче РФПЛ побывало 13 971 болельщик. Это лучший результат за всю историю чемпионатов России. А показатель сезона-2016/17 оказался превзойден на 22%.

Сезон-2018/19, в котором к стадионам премьер-лиги добавилась «Самара Арена» (и вот-вот добавится «ВТБ Арена», обещает новый рекорд. По итогам 15 туров из 30 средняя посещаемость чемпионата России – 17 507 зрителей.

Логично, что увеличилась и выручка клубов премьер-лиги от продажи билетов и абонементов – до ₽3 млрд. В исследовании говорится о почти 55-процентном приросте, но стоит помнить, что год назад были учтены 12 клубов, а теперь – 13. Хотя, конечно, это не самое «богатое» пополнение. Кроме того, значительный вклад в билетную выручку внесли еврокубки – в сезоне-2017/18 «Спартак» впервые за долгое время попал в групповой этап Лиги чемпионов, а «Зенит» принимал соперников по Лиге Европы опять же на своем новом 68-тысячнике.

Пропорционально количеству зрителей выросло и число стюардов и сотрудников полиции, задействованных на матчах премьер-лиги. При этом сумма штрафов, выплаченных клубами за нарушения болельщиков, продолжает снижаться.


241 человек – средняя численность штата клуба РПЛ


Некоммерческое падение

Но даже рост выручки от билетов и абонементов не позволил клубам премьер-лиги сохранить прибыльность. Главной причиной ухода в минус авторы исследования называют «сокращение доходов, не связанных с коммерческой деятельностью». В качестве положительного фактора отмечается стабильный общий уровень расходов.

В структуре доходов выросла доля статей «Медиаправа внутреннего чемпионата», «Билеты и матчевые мероприятия», «Поступления от УЕФА», «Целевые поступления». Но сильнее всего в процентном соотношении прибавили «Спонсорские и прочие коммерческие доходы». В 2017 году они составили более половины всей выручки клубов лиги.

«Данная ситуация свидетельствует о росте коммерческих доходов клубов РПЛ, напрямую связанных с футбольной деятельностью, что соответствует финансовой политике европейского клубного футбола», – отмечается в исследовании.


75% клубов РПЛ планируют увеличить количество VIP-мест в ближайшие три сезона


Полный титул

Как и в первом выпуске исследования, подробно рассматривается использование клубами своего главного рекламного инвентаря – спортивной формы. В этом разделе речь идет о текущем сезоне-2018/19. Суммарное количество логотипов спонсоров на форме уменьшилось с 75 до 69. При этом в лиге больше нет клубов без титульных спонсоров, а вот популярность мест на трусах и под воротником уменьшилась. Лидером по количеству спонсорских логотипов на игровой форме остается «Спартак», который увеличил их число до двенадцати.

Впервые в исследовании проанализированы отрасли компаний-спонсоров. Первое место по количеству спонсорских соглашений (20) с клубами РПЛ занимают компании пищевой промышленности и общественного питания. На втором месте находятся представители автомобильной отрасли (14). Среди B2B наибольшее присутствие в российском футболе имеют компании промышленного (12) и энергетического (8) секторов. Также отмечается активность букмекерских компаний (8).

Похожие статьи

Арматура для «Динамо»
Арматура для «Динамо»

Московский футбольный клуб представил нового партнера


У «Спартака» появится фирменный квас
У «Спартака» появится фирменный квас

Новым партнером московского футбольного клуба стала марка «Вятский квас»


Поймали футбольную волну. Пять самых упоминаемых брендов ЧМ-2018
Поймали футбольную волну. Пять самых упоминаемых брендов ЧМ-2018

Исследование «СКАН-Интерфакс» определило компании, активнее всего заявлявшие о себе в связи с чемпионатом мира по футболу