Регулирование использования олимпийской символики

Регулирование использования олимпийской символики
Важность символов в спорте никем не оспаривается. С точки зрения спортивной идентичности, например, эмблема футбольного клуба имеет колоссальное культурное значение для болельщиков. В то же время она является объектом нематериальной собственности, на котором клуб хочет заработать и защитить от незаконного использования. Олимпийские символы в той же степени важны для олимпийского движения.

Значение и ценности олимпизма отражены в символах. К ним относятся кольца, девиз и огонь. Эти символы передают сообщения в простой и прямой манере. Они придают Играм и олимпийскому движению идентичность.

Так что указанные символы имеют важный культурный резонанс и стараются выразить современные олимпийские ценности. Их описывают как гуманистичные и отражающие как универсальную философию, так и более локальные посылы, учитывающие культуру, историю и географическое положение отдельных стран. Эти ценности и их символическое выражение рассматривались олимпийским движением как фундаментальные и поэтому священные. Впрочем, уже на Олимпиаде-84 в Лос-Анджелесе наблюдалось тотальное превращение ритуальных элементов в товар. Олимпийский факел, который пропитан духом древних Игр, подразумевавшим его доставку из Олимпии в принимающий год, не стал исключением. Эстафета олимпийского огня приобрела международное значение для современных Игр.

Олимпийская хартия определяет следующие элементы олимпийской нематериальной собственности: Олимпийский символ, флаг, девиз (citius, altius, fortius и все переводы), гимн, названия (включая Олимпийские игры и Игры Олимпиады), опознавательные знаки, эмблемы, пламя и факелы. Пять переплетённых колец символизируют единство пяти континентов и встречу спортсменов со всего мира на Олимпийских играх. Это один из самых узнаваемых символов в мире, с ним знакомы 93% населения планеты, что даёт ему колоссальный коммерческий потенциал.

Олимпийский символ был разработан бароном Пьером де Кубертеном в 1913 году, а источником вдохновения стал символ Союза французских спортивных обществ. Символ был представлен на Олимпийском конгрессе 1914 года в Париже, а цвета были позаимствованы из флагов стран, соревновавшихся на Играх до 1912 года.

Хотя олимпийский символ и многие другие объекты нематериальной собственности изначально предназначались для внутреннего пользования, довольно быстро стало понятно, что их эксплуатация может принести немалую выгоду. Можно вспомнить появление «Олимпийского хлеба Helms» на Олимпиаде-32 в Лос-Анджелесе. Несмотря на недовольство МОК сторонним использованием слова «олимпийский», никаких шагов по защите нематериальной собственности не предпринималось до 1949 года, когда национальным Олимпийским комитетам было предписано внести олимпийские символы в правовое поле.

Олимпийский символ был защищён ещё до появления современных агрессивных маркетинговых стратегий. Спецификация прав собственности заслуживает отдельного внимания. Правило 7 Олимпийской хартии гласит: все права на Олимпийские игры и Олимпийские объекты нематериальной собственности принадлежат МОК, который обладает исключительным правом пользования. Как только образован местный оргкомитет Игр, объекты переходят в совместное пользование МОК и местного оргкомитета. Уровень защиты отличается в зависимости от законодательства. С 1981 года 45 стран ратифицировали Найробийское соглашение о защите олимпийского символа, что предоставляет защиту в пользу МОК. А вот, например, в Великобритании защита символики, слов и фраз составлена в пользу национального Олимпийского комитета. Такой разброс привёл к тому, что внесение требуемых изменений в законодательство стало обязательным условием подписания контракта с городом-хозяином Игр. Каждые Игры появляются всё более креативные способы обойти защиту нематериальной собственности, но и защита бренда становится более всеобъемлющей, а наказание нарушителей более суровым.

Автор Андрей Воронов