Премия за болельщиков

Премия за болельщиков

Три миллиона – трем клубам. Такую премию за высокую посещаемость регулярного чемпионата решил вручить совет Единой лиги ВТБ еще до начала этого сезона. Результаты оказались неутешительными – российские клубы не смогли составить достойную конкуренцию в борьбе за эти деньги.

Сегодня банковской лиге еще далеко до ее старших и опытных заокеанских коллег из Национальной баскетбольной ассоциации, есть чему поучиться и у своих европейских коллег из Евролиги УЛЕБ. 

Единая лига молодая, активно развивается, и уже сегодня можно говорить о росте ТВ-аудитории – 50 игр регулярного чемпионата и все игры плей-офф этого сезона были показаны основным телевизионным партнером – федеральным каналом «Россия-2». За соревнованиями можно было следить и в Интернете. Но главная задача лиги – привлечение болельщика на спортивную арену, что совсем непросто!

Борьбу за своего потребителя банковская лига ведет с очень серьезными конкурентами: в футболе это игры европейских кубков – Лиги чемпионов УЕФА и Лиги Европы, имеющие самую большую аудиторию в европейском спорте; в хоккее – Континентальная хоккейная лига (КХЛ), в которой средняя посещаемость регулярного чемпионата сезона 2012/13 составила 6106 человек. Однако сегодня ЕЛ ВТБ и КХЛ не только конкурируют за зрителя, им приходится плотно взаимодействовать – арены Минска, Риги и Донецка принимают игры обеих лиг, побуждая договариваться и сотрудничать менеджеров всех уровней.

Сильная конкуренция наблюдается в российских мегаполисах: Москва сегодня предлагает разнообразные спортивные «блюда» – игры Лиги чемпионов УЕФА и Лиги Европы (ФК «Спартак» и ФК ЦСКА), на игры КХЛ приглашают сразу три московских клуба («Динамо», ЦСКА и «Спартак»). В Санкт-Петербурге по одной команде в футболе и хоккее, но это клубы с самыми большими бюджетами в своих видах – футбольный «Зенит» и хоккейный СКА. Не удивительно, что наименьшая посещаемость в этом сезоне ЕЛ зафиксирована в питерском СК «Юбилейный», где принимает соперников «Спартак». На игры красно-белых в среднем приходили по 1200 зрителя, при вместимости арены 7500.

Новым вектором в работе с болельщиками у клубов и лиги стало использование социальных сетей – Facebook, «ВКонтакте», Twitter, Google+, Instagram, You Tube и других. Они стали мощным инструментом для продвижения самих клубов, их продуктов и предложений для болельщиков, партнеров, спонсоров, а также для потенциальных клиентов. По количеству привлеченной аудитории в социальные сети среди клубов лидируют с большим отрывом «Жальгирис» и ПБК ЦСКА. Интересно, что если не учитывать подписчиков сети «ВКонтакте», которая не популярна в прибалтийских странах, то «Жальгирис» – бесспорный победитель по всем показателям и, может быть, именно из-за этого собирает самую большую армию болельщиков на своей арене в Каунасе. 

Изменить кардинальным образом ситуацию с низкой посещаемостью баскетбольных матчей в России в этом сезоне не получилось. Все премиальное финансовое вознаграждение трем лучшим клубам по посещаемости матчей Единой лиги ВТБ по итогам регулярного чемпионата уходят в Литву. Премию в три миллиона рублей поделят между собой каунасский «Жальгирис», вильнюсский «Летовус Ритас» и дебютант лиги – «Нептунас» Клайпеда. «Жальгирис» стоит особняком, домашние матчи клуба посещали в среднем почти десять тысяч человек – это рекорд всей баскетбольной Европы. У самого успешного российского клуба, занимающего пятое место по этому показателю, краснодарского «Локомотива-Кубань», на домашних матчах в среднем присутствовало 3828 болельщиков. Интерес краснодарских зрителей по ходу сезона возрастал, и в серии плей-офф уже 4768 болельщика приходило болеть за любимую команду. 

Были и аншлаги – 10 полных залов в регулярном сезоне собирали игры в Клайпеде, Донецке и Каунасе. Два аншлага в серии плей-офф на пятой полуфинальной игре в Химках (БК «Химки» – ЦСКА) – 5300 зрителей и в третьей игре финала в Краснодаре («Локомотив» – ЦСКА) – 7500 зрителей. В этом же сезоне был обновлен рекорд лиги – игра на Zalgiris Arena в Каунасе между давними друзьями-соперниками «Жальгирис» – ЦСКА собрала 15 812 любителя баскетбола. Но многие арены, на которых клубы проводят свои игры, до сих пор заполнены максимум на половину – в Минске, Риге и Казани. В этих городах любят баскетбол, и есть все шансы на повышение заполняемости больших арен во время игр ЕЛ ВТБ в будущем.

Необходимо активно применять современные технологии для привлечения новых болельщиков, создавать удобные условия пребывания на баскетбольных аренах (парковка, питание, детские комнаты), организовывать развлекательные мероприятия до и после баскетбольных игр.

Еще одним резервом для роста аудитории являются планы клубов по переезду на новые арены. Так, со следующего года баскетбольный клуб «Спартак» будет принимать своих соперников по лиге на Крестовском острове в Санкт-Петербурге в своем новом доме на семь тысяч зрителей. На новую арену со следующего года планируют переехать и баскетболисты «Красных крыльев», в середине лета клуб получит в пользование «Лада Арену» в Тольятти вместимостью 6500 зрителей.

Баскетбольный клуб «Донецк» сообщает о начале строительства новой многофункциональной арены на 12 тыс. мест, которую планируют открыть в 2014 году. Объект строится к чемпионату Европы по баскетболу 2015 года, который будет проходить в шести городах Украины, в Донецке в том числе.

Есть возможность расширить свою зрительскую аудиторию и проводить ключевые игры Единой лиги у ПБК ЦСКА в ДС «Мегаспорт» (вместимость 14 тыс. зрителей). Тем более, что опыт проведения игр Евролиги на этой арене у клуба есть и все потенциальные возможности еще не были до конца использованы.

Сама лига занимает активную позицию в привлечении финансирования в баскетбол. С самого начала существует титульный спонсор – российский Банк ВТБ, четыре официальных спонсора – нефтяная компания «ЛУКОЙЛ», группа «Астерос», группа компаний «Соллерс» и компания «БЕКО», но работа по расширению предложений для сотрудничества с новыми спонсорами и партнерами не прекращается.

Дальнейшее развитие лиги и интерес к ней будет зависеть во многом от клубного менеджмента всех участников. Единая лига активно поддерживает и стимулирует клубы в области привлечения болельщиков на игры. По итогам выступления в сезоне 2012/2013 годов, 16 из 20 клубов получат из бюджета лиги премиальные, которые позволят пополнить бюджеты клубов.

Чемпион 2013 года – ПБК ЦСКА (Москва) получил от спонсоров лиги 7 млн рублей, финалисты из БК «Локомотив-Кубань» (Краснодар) пополнят свою казну на 6,1 млн рублей. Получат свои призовые и все остальные участники серии плей-офф сезона 2012/2013.

Примеры, которые показывают ведущие клубы лиги («Жальгирис», «Локомотив», «Химки»), говорят о том, что у всех участников ЕЛ ВТБ есть еще нереализованные возможности привлечения новых болельщиков за счет яркой игры, программ лояльности, работы с социальными сетями, обеспечения комфортных условий на аренах и эмоциональных запоминающихся мероприятий.

Источник: журнал "Спорт Бизнес Консалтинг" №9 Июль 2013

Похожие статьи

На что живет российский баскетбол. Бюджеты Единой лиги ВТБ
На что живет российский баскетбол. Бюджеты Единой лиги ВТБ

ЦСКА – самый богатый, «Автодор» – самый экономный, «Уникс» – самый прибыльный




«Локомотив» установил клубный рекорд кассовых сборов
«Локомотив» установил клубный рекорд кассовых сборов

Продажа билетов на домашний матч со «Спартаком» принесла железнодорожникам 30 млн рублей


Посещаемость Единой Лиги ВТБ
Посещаемость Единой Лиги ВТБ

Второй сезон кряду самой посещаемым клубом чемпионата становится новичок лиги. В прошлом году это был волгоградский «Красный Октябрь», нынче – саратовский «Автодор»