Полный реестр спортивной промышленности России как способ уйти от импортозависимости

Полный реестр спортивной промышленности России как способ уйти от импортозависимости

Провести ревизию отрасли и создать национальный портал спортиндустрии предлагает Николай Федоренко – хоккейный эксперт, сотрудничающий с Ночной хоккейной лигой

Современная ситуация в мире и России способствует развороту в сторону развития собственной качественной и конкурентоспособной промышленности, и спортивная здесь не является исключением.  Но для того, чтобы что-то развивать, надо ясно понимать – что и в каком количестве необходимо производить, географию производства, требуемые мощности, стандартизацию продукции, уровень конкуренции и так далее. Какие-то аспекты определяются рыночными принципами, то бишь потребностью покупателя, а какие-то могут решаться только при непосредственном влиянии государства на экономику.

Две главные проблемы

Спортивный инвентарь, экипировка и оборудование требуют организации производства, а значит, аренду площадей под цеха, создание рабочих мест, закупку оборудования, сырья, станков, и еще много действий, позволяющих получить на выходе полный производственный цикл. По итогам работ понадобится проведение рекламной компании, и выходов на внутренние и внешние рынки сбыта.

Однако, если пристально изучать положение дел в спортивной промышленности России, мы неизбежно сталкиваемся с двумя основными проблемами.

Проблема 1: российские производители работают на импортных станках и выпускают продукцию на основе импортных комплектующих.

Наши предприятия способны производить готовую продукцию, однако комплектующие для неизменно приобретаются за рубежом (например, в Китае и Германии). То есть российская спортивная промышленность целиком и полностью зависит от импорта, и начинает быстро «просаживаться» из-за перебоев с поставками и роста цен. Итог – развал бизнеса, ориентированного на спортивную промышленность, дефицит на рыке, рост цен на существующие изделия.  

Проблема 2: спортивные чиновники и функционеры плохо знают спортивную промышленность.

Анализ показывает, что знания многих спортивных чиновников и функционеров об отрасли крайне невелики, из-за чего происходят всевозможные неприятные ситуации с проведением тендеров и закупкой продукции, непригодной для использования в том или ином виде спорта, либо сложности на спортивных объектах. Например, в одном сибирском регионе произошел скандал, когда для УСЗ, в котором проводятся баскетбольные матчи, чиновники на тендере закупили хоккейное табло. Система проведения тендеров оставляет желать лучшего, так как проводится «на коленке» через первую десятку сайтов, выпадающих в интернет-поисковиках.

Достаточно часто от спортивных функционеров можно услышать, что в России практически не выпускается отечественный спортивный инвентарь. Реже звучит позиция, суть которой сводится к тому, что спортивные чиновники и функционеры просто не знают рынка, да и не занимаются его проработкой.

Что делать?

Эти проблемы ставят перед государством и бизнесом естественный вопрос: какие же меры нужно предпринимать, чтобы в России спортивная промышленность стала конкурентной, способной производить собственный инвентарь, оборудование и экипировку, создавать товары из отечественных деталей, резко снижая зависимость страны от импортных комплектующих, а спортивные организации могли бы заниматься проведением закупок и тендеров без серьезных просчетов?

Ответом могут быть два следующих шага. Во-первых, необходима полная инвентаризация спортивной промышленности – предприятий и ИП, занимающихся выпуском готовых спортивных изделий, и производителей комплектующих.

Во-вторых, требуется создание официального портала спортивной промышленности, на котором были бы отражены сведения обо всех этих предприятиях. К примеру, велосипед выпускает российское предприятие. Однако оно занимается только сборкой, а все 57 деталей велосипеда привозятся из КНР, ФРГ или Литвы. Отражение подобной информации на официальном портале спортивной промышленности создаст удручающее впечатление как у специалистов, так и у обычных граждан, интересующихся вопросом. Но скрывать реальное положение дел – еще хуже, ведь проблема не исчезает сама, если ее замалчивать.

Реестр спортивной промышленности

К сожалению, аналогов подобного рода проектов в нашей стране нет. Лишь Ассоциация производителей и экспортеров отечественных спортивных товаров и оборудования (АПЭОСТО) спроектировала свой сайт, на котором можно найти информацию о ГОСТах, реестр производителей, законодательные акты о спортивной индустрии, требования к безопасности, и информацию о тендерах.

АПЭОСТО сделал большое дело. Тем не менее, создатели сайта не ставили перед собой задачи полной инвентаризации спортивной промышленности России. Да и, судя по всему, серьезных людских и финансовых ресурсов на поддержание работы сайта, включая политику активного привлечение на его платформу фирм, компаний и предприятий споривно-промышленного направления, АПЭОСТО не закладывало. Поэтому отсутствие динамики не позволило сайту развиваться дальше, расширяя горизонты работы в географическом и профильном направлениях.

Официальный портал спортивной промышленности должен удовлетворять потребность бизнеса, государства и спортивных функционеров. Он должен содержать информацию, размещенную на сайте АПЭОСТО в части федеральных законов, требований безопасности, ГОСТов и проведения тендеров. Однако реестр производителей нуждается в пересмотре и переделке.

Реестр создается в табличном варианте и включает в себя несколько уровней:

  • 1 уровень – вид спорта (футбол, хоккей, баскетбол, гандбол, велоспорт, борьба, бокс, керлинг и пр.);
  • 2 уровень – российские производители спортивной продукции: велозавод, компания по пошиву экипировки, компания по производству надувных изделий, компания по монтажу спортивных площадок, компания по производству хоккейных бортов и пр. Если российский производитель не производит комплектующих, то в графе ставится отметка – производитель в РФ отсутствует;
  • 3 уровень – реестр комплектующих (или номенклатура) спортивного инвентаря, техники и экипировки с указанием российских производителей. Если их нет, в графе ставится отметка – производитель в РФ отсутствует.

Вот примеры.

Подчеркну, что создание такого реестра имеет исключительно практические цели, не подразумевая какого-либо ущемления иностранных производителей. Это нужно для сбора данных по наличию или отсутствию товаров отечественного производства на нашем рынке.

Качество комплектующих не является предметом обсуждения в этой статье. Но нужно четко понимать, что качество готовой продукции как минимум не должно уступать зарубежным аналогам, а как максимум – отечественные производители должны стремиться к выпуску товара, превосходящего по характеристикам импортные изделия.

Основная цель этой работы – насытить российский спортивный рынок товарами, созданными из «родных» комплектующих, их популяризация и выход на зарубежные рынки сбыта. Такая база данных позволит разложить спортивную промышленность России, образно говоря, на мелкие детали, провести широкий и системный анализ создавшегося положения, выделить сильные и слабые стороны и подготовить полноценный план действий частного бизнеса и государства в деле правильной организации спортивной промышленности и уменьшения влияния на нее со стороны импортеров товаров и деталей. В конечном итоге это поможет достичь одной из основных целей экономики любой уважающей себя страны – способности обеспечить себя за счет внутренних ресурсов необходимыми промышленными продуктами в случае непредвиденных или чрезвычайных ситуаций.

Силами частного бизнеса поставленной цели и сопутствующих ей задач не решить. Требуется поддержка государства. Вполне логично задействовать в данной работе Российский союз промышленников и предпринимателей, в структуре которого действует Комиссия по спорту, выполняющая, правда, весьма узкие для РСПП задачи. Объединенные ресурсы государства и РСПП помогут созданию общероссийской базы спортивной промышленности. Кстати, в базе могли бы быть заинтересованы и предприятия из Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении с которыми можно налаживать отношения через структуры Евразийского экономического союза.