Плата за проезд. В самом дорогом виде спорта деньги решают всё

Плата за проезд. В самом дорогом виде спорта деньги решают всё
На запрос «Формула-1» и деньги «Яндекс» выдает 5 миллионов ответов. В «королевских гонках» платят все: спонсоры – командам, команды – пилотам, иногда пилоты – командам. И все, даже собственная дочь – боссу «Ф-1» Берни Экклстоуну.

КОРОЛИ ЭКОНОМЯТ

Давно ушли в прошлое золотые деньки середины нулевых, когда автопром переживал подъем, а команды-фавориты выкладывали почти по полмиллиарда ежегодно. В нынешнем чемпионате лишь бюджет «Феррари» дотягивает до 300 миллионов евро. Производители, уставшие ждать финансового выхлопа от гигантских вложений, один за другим покидают «королевские гонки». Из «Формулы-1» укатили БМВ, «Тойота», «Хонда». Снялась с чемпионата заводская команда «Рено», и французский концерн ограничивается только тем, что поставляет «конюшням» силовые агрегаты.

Особенно досадно должно быть «Хонде». Дивиденды от ее миллиардных инвестиций в первую «Формулу» снял Росс Браун, выигравший чемпионат на болиде, созданном японской командой еще до того, как «Хонда» покинула чемпионат мира.
Прошли и те времена, когда на болиде «Формулы-1» можно было сколотить миллиардное состояние, что по данным немецкой прессы сделал Михаэль Шумахер. Зарплаты гонщиков по-прежнему велики, но уже не поражают воображение, как 50‑миллионные гонорары Шумахера-старшего и Кими Райкконена пяти-семилетней давности. Огромные зарплаты гонщикам по традиции продолжает платить только «Феррари», в составе которого выступает самый высокооплачиваемый пилот «Больших призов» Фернандо Алонсо. В минувшем сезоне первый номер Скудерии получил 30 млн. евро. У второго в списке формулических богачей – Льюиса Хэмилтона – зарплата почти в два раза меньше.

Правда, это данные прошлого сезона. В этом году как минимум у одного пилота – Себастьяна Феттеля, выигравшего второй чемпионат подряд, благосостояние значительно выросло.

МЕШОК ДЕНЕГ

Сейчас команды «Ф-1» почти перестали привлекать молодых пилотов, не имеющих за спиной солидных спонсоров. Если в 2008 году в «королевских гонках» был лишь один рента-драйвер, то есть гонщик, выступающий за деньги, – Адриан Сутил, то сейчас таких пилотов – шесть.
– Сегодня всюду правят деньги, – вздыхал самый опытный пилот «Формулы-1» Рубенс Барикелло, проигравший конкуренцию не соотечественнику Бруно Сенне, а 15 миллионам нефтяного гиганта «Eike Batista». – Почти нет молодых пилотов, которые пробиваются наверх самостоятельно, заслуженных ветеранов, таких как Ярно (Трулли. – Прим. ред.), спокойно меняют на «мешок денег».
К слову, «мешок денег», о котором говорит Барикелло, принес в «Катерхэм» наш Виталий Петров.
После столкновения с Нараином Картикеяном на «Гран-при Малайзии» Феттель назвал рента-драйверов «движущимися препятствиями». На самом деле оплачиваемые пилоты не так уж и плохи: венесуэлец Пастор Мальдонадо, чей нефтяной спонсор PDVSA оплачивает едва ли не половину бюджета «Уильямса», два года назад выиграл второй по силе формулический чемпионат GP2, Виталий Петров был в нем вторым, француз Шарль Пик – четвертым. Беда в том, что сейчас даже огромный природный талант и хорошие результаты должны подкрепляться тем самым «мешком денег».

ЭККЛСТОУН: ПЛАТИТЬ ДОЛЖНЫ ВСЕ

Если, прочитав все вышеизложенное, вы подумали, что «Формула-1» пребывает в кризисе, то это не совсем так. Проблемы есть у команд и пилотов, но не у владельца коммерческих прав на «королевские гонки» компании «Delta Topco», возглавляемой Берни Экклстоуном. По прогнозу, обнародованному агентством «Рейтер», выручка от проведения чемпионата мира (делится поровну между командами и «Delta Topco») в этом году составит два миллиарда долларов: 700 миллионов принесут контракты с организаторами «Гран-при», 600 – продажа трансляций телеканалам, еще 400 миллионов «Формула» получит от спонсоров и рекламных контрактов. Наконец, 200 миллионов удастся выручить благодаря организации корпоративных мероприятий и еще 100 – прибыль от продажи атрибутики.
К 2015 году прибыль «Больших призов» должна увеличиться в полтора раза. При этом Экклстоун тщательно оберегает свои права. Недавно Берни запретил дочери Тамаре, собравшейся выпускать шампунь под названием «Formula Uno», использовать название прибыльного бренда.

– Отец сказал, что всем приходится платить ему, если они хотят продвигать свои товары и услуги, используя при этом имя «Формулы-1», и что я не могу делать это бесплатно, – заявила шокированная наследница миллиардов.

РЕНТА-ДРАЙВЕРЫ СЕЗОНА-2012*
Пилот    Сумма,  млн. евро
Пастор Мальдонадо (Колумбия)    55
Бруно Сенна (Бразилия)    15
Виталий Петров (Россия)    15
Серхио Перес (Мексика)    7,5
Нараин Картикеян (Индия)    6
Шарль Пик (Франция)    6

По данным «Гардиан». 

ЗАРПЛАТЫ ГОНЩИКОВ В 2011 ГОДУ* (в млн. евро)
Фелипе Масса, Дженсон Баттон 10
Льюис Хэмилтон 16
Михаэль Шумахер, Нико Росберг, Себастьян Феттель, Марк Уэббер 8.0
Фернандо Алонсо 30
Ярно Трулли, Хейкки Ковалайнен 3.0
Рубенс Барикелло 22
Ник Хайдфельд, Тимо Глок 2.0
Адриан Сутил, Камуи Кобаяши 1.0
Виталий Петров 0.5
Себастьян Буэми, Хайме Альгерсуари 0.4
Нараин Картикеян 0.25
Серхио Перес, Пол Ди Реста, Витантонио Льюцци, Пастор Мальдонадо, Жером д’Амброзио 0.1


Источник http://www.sovsport.ru