«Паспорт болельщика»: будет ли востребован опыт Сочи?

«Паспорт болельщика»: будет ли востребован опыт Сочи?
В последнее время на развитие и популяризацию спорта государство выделяет немаленькие суммы, поэтому, на территории России, как грибы, строятся новые спортивные комплексы и площадки. Важно, что большинство новых сооружений находятся в регионах нашей страны, где еще 6-7 лет назад  обеспеченность спортивными сооружениями находилась за критической отметкой, не говоря уже о пропускной способности таких центров. Ситуация кардинально изменилась лишь за последние годы – Россия раз за разом выигрывает право проведения крупных спортивных соревнований – Зимние Олимпийские игры в Сочи, Универсиада в Казани, а также различные чемпионаты мира и Европы.  В одно мгновение отрасль спортивных сооружений  стала одной из самых перспективных и быстроразвивающихся в России. За последние 3 года было построено более тысячи оборудованных спортивных площадок,  более ста крупных спортивных комплексов и стадионов, не считая Олимпийские объекты. По федеральной целевой программе предусмотрено открытие порядка четырех тысяч спортивных объектов. По статистическим данным, в течение дня все спортивные сооружения России могут принять более 8,7 млн зрителей, а такие масштабы требуют не только соблюдение основных технологий строительства, но и современного подхода с точки зрения высоких технологий.

Спортивное ID

Идея создать единую карту, позволяющую «покрывать» потребности людей, приходящих на стадион, возникает не первый раз. Обычно все сводится к сложности разработки или вопросу цены.

Что действительно нужно человеку, пришедшему на матч/тренировку? В идеале это выглядело бы так: покупаешь в интернете билет на матч или абонемент, вся информация зачисляется на твой персональный пластик – некое «Спортивное ID» или загружается в Passbook твоего телефона. По приезду сканируешь свою карту или штрих-код с телефона – система подсказывает, куда припарковать автомобиль, на территории спортивного комплекса никаких очередей и проверки билетов, приложил пластик – прошел. Захотел купить футболку с логотипом любимой команды – получи бонусы с покупки, захотел выпить кофе или пообедать – расплачивайся бонусами или используй их при покупках в магазинах-партнерах и получай скидки. Описанная ситуация кажется утопией, но оснащенность современных стадионов действительно позволяет работать именно так!

Большая польза от маленьких нововведений

При таком подходе, прежде всего, повышается лояльность клиентов, а значит, повышается вероятность того, что болельщик с удовольствием придет на следующий матч, купит абонемент и еще какую-нибудь спортивную атрибутику. Во-вторых, повышается пропускная способность спортивного объекта, где во время крупных соревнований скапливаются огромные очереди. Так или иначе, через несколько лет наличие подобных универсальных систем на спортивных объектах станет международным стандартом. Такая система хранит и накапливает данные обо всех болельщиках, позволяет проводить маркетинговые рассылки по сегментированной базе и облегчает возможность покупки/учета/возврата билетов и абонементов.
Кто справится?
На текущий момент на рынке IT-систем достаточно вендоров, которые смогли бы справиться с разработкой описанной системы. Основное внимание необходимо уделить следующим факторам:
  • Возможность интеграции системы с другими базами (БКС, 1С, системы лояльности и др.);
  • Наличие специалистов по развитию системы;
  • Развитие и усовершенствование программного продукта.
Опыт ведущих российских спортивных клубов доказывает эффективность перехода на новый, более современный формат работы с болельщиками. Можно сказать, что футбольные клубы «Локомотив» и «Рубин», хоккейные клубы «Спартак», «Донбасс», «СКА», «АК Барс» уже сделали первые локальные шаги в этом направлении, начав использовать технологии Microsoft Dynamics CRM при ведении внешних связей клуба. Сейчас на основе системы формируются структурированные базы данных, ведутся адресные рассылки, консолидируется информация о проданных абонементах, учитывается и анализируется посещение матчей болельщиками, ведется работа по построению программ лояльности. В среднем представители каждого из спортивных клубов констатировали следующие результаты в работе:
  • увеличение в 50 раз объемов хранящейся информации о болельщиках;
  • четырехкратный рост количества ответов от болельщиков при проведении рассылок.

Первые шаги

Первые попытки использования единой пластиковой карты уже были предприняты в Сочи на XXII Олимпийских играх. Каждому болельщику для покупки билета необходимо было получить карту регистрации, предъявив свой паспорт и пройдя проверку органов исполнительной власти. Получив свой «паспорт болельщика» туристы и жители Олимпийской деревни смогли беспрепятственно посещать концерты, мероприятия, соревнования, предоставляя только лишь свой новый «документ». Помимо того, что каждый зритель увез с собой этот небольшой сувенир, такое внимание к сбору информации о болельщиках позволило обеспечить дополнительную безопасность Игр.
Надеемся, что Олимпийские Игры в Сочи станут хорошим примером для популяризации внедрения современных информационных технологий при организации спортивных мероприятий.

Анастасия Устеникова, компания НОРБИТ