Особенности электронного бизнеса в спорте

Особенности электронного бизнеса в спорте
Управление спортивной электронной торговлей имеет ряд схожих черт с менеджментом в традиционной торговле. Традиционная торговая точка – явление физическое, а интернет-магазин имеет виртуальную природу. Менеджер по продажам в интернете концентрируется на оптимизации процесса оплаты, доставки и обеспечении безопасности, а у спортивного менеджера есть три зоны ответственности: местоположение, размер торговой точки и презентация.

Местоположение – позиция точки осуществления продаж на карте. В традиционном управлении продажами спортивных товаров и услуг основными параметрами точки является уровень конкуренции в районе, популярность места, адекватная площадь и доступность для покупателей. Если речь идёт о спортивной электронной торговле, под местоположением понимается сайт с понятным интерфейсом, который легко найти через поиск. Увеличению трафика способствует размещение рекламных объявлений на сайтах партнёров и спонсоров. На сайте самой организации ссылки должны быть понятными и на видном месте, а переход к нужной информации должен занимать не более трёх кликов. Кроме того, организациям необходимо не жалеть средств на SEO-оптимизацию, чтобы пользователи без труда могли находить сайт при помощи поисковиков.

Размер торговой точки обычно зависит от ассортимента и необходимого размера запасов, а также от потенциального числа покупателей, которые зайдут в здание. Кроме того, имеют значение системы жизнеобеспечения здания, парковка и число входов. Если спортивная организация ведёт торговлю в Интернете, то под размером точки понимается пропускная способность сайта, объём базы данных и вычислительная мощность.

Пропускная способность портала – это объём информации, который может единовременно проходить по выбранному каналу. По отраслевым стандартам считается, что средняя нагрузка не должна превышать 30% от максимальной пропускной способности, а в пиковые моменты – 70%. Для спортивной организации принципиально важно, чтобы сайт поддерживал графику высокого разрешения, потоковое аудио и видео и серверы для скачивания файлов. Само собой, всё это требует инвестиций в техническое обеспечение. Если сайт не сможет справляться с нагрузкой, информация будет отображаться медленно, что в свою очередь ударит по продажам.
Вычислительная мощность – объём информации, который может быть обработан на сайт в момент времени. От неё зависит объём товаров и услуг, который может быть показан на сайте, объём транзакций и уровень взаимодействия организации с посетителями сайта – рассылка, форумы, онлайн-поддержка.

Объём базы данных не менее важен, чем всё вышеперечисленное. Работа в электронной среде позволяет спортивной организации хранить и обрабатывать колоссальный объём информации, включая демографические данные, историю покупок и выводить модели потребления. Кроме того, ценным инструментом спортивного маркетинга является отслеживание маршрута перемещения пользователя по сайту.

Презентация – это то, как потребители видят спортивные товары и услуги. Как в традиционной торговле, так и в электронной, ключевыми факторами являются внутренняя планировка магазина и обслуживание клиентов.
Внутренняя планировка традиционной торговой точки – это сочетание идеального имиджа по собственным убеждениям и по мнению целевой аудитории. В электронной коммерции внутренняя планировка больше известна под термином «интерфейс». Интерфейс – это не только дизайнерское решение, но и система, определяющая удобство пользователя при работе с сайтом. Соответственно, маркетолог должен тесно взаимодействовать с программистами, чтобы на сайте отображалась необходимая информация, а доступ к ней не был осложнён. Это частично отправляет нас к предыдущему пункту (базы данных, пропускная способность, вычислительная мощность). Соответственно, для этого необходимо обладать программным обеспечением, способным поддерживать желаемый уровень сервиса.

Обслуживание клиентов в традиционной торговой точке имеет своей целью создание и поддержание позитивного имиджа спортивной организации и делает процесс покупки для потребителя более приятным. Это не только взаимодействие продавца с клиентом, но и неявные связи через рекламу и промоакции. В электронной торговле такого физического взаимодействия нет, и клиенты толком не сталкиваются со средой, в которой происходят покупки. Но это не значит, что от маркетолога не требуется быть учтивым и сообразительным, ведь взаимодействие с покупателями всё равно имеет место быть. Отличие в том, что оно проходит через Интернет, и маркетолог должен умело пользоваться рассылкой, форумами, чатами и модулями онлайн-поддержки.

Материал подготовлен Андреем Вороновым