НБА заявляет об экспансии

НБА заявляет об экспансии
Дэвид Уоттс, вице-президент НБА Россия, рассказал СБК о потенциальном рынке баскетбола в России

Будучи основанной 78 лет назад, Национальная баскетбольная ассоциация стала одной из самых успешных спортивных лиг с доходом более 5 млрд долларов за сезон 2012–2013 гг.

Недавно лига нацелилась на мировую экспансию, а одним из потенциальных рынков стала Россия. Несмотря на смену власти в организации, когда 1 февраля 2014 года Дэвида Стерна, менеджера с 30-летним опытом управления баскетбольной ассоциацией, сменил Адам Сильвер, НБА не планирует менять курс по увеличению базы болельщиков по всему земному шару.



Матчи НБА транслируются на 46 языках более чем в 216 странах мира, сообщается на NBA.com. Телевизионными партнерами лиги являются такие крупнейшие телеканалы, как ТНТ, ABC и ESPN. На сегодняшний день средняя стоимость команды НБА составляет порядка 634 млн долларов, а заработная плата игроков – 4 млн долларов в год, пишет «ИТАР-ТАСС». О популярности НБА говорит и  тот факт, что звезды баскетбола имеют крупнейшие рекламные контракты среди коллег из других североамериканских  профессиональных лиг. На сайте ассоциации можно насчитать более 69 спонсоров.

«Мы знаем, что в России есть большой интерес к баскетболу, – комментирует Дэвид Уоттс, вице-президент НБА по России. – Сейчас лига проводит исследование: кто любит и смотрит баскетбол, а также оценивает потенциальную целевую аудиторию. После проведения повторного опроса (последние данные были получены 3 года назад компанией Global Sports Intelligence), мы планируем увеличить интерес к баскетболу в целом и максимально обеспечивать физический контакт зрителя с нашими «продуктами» – матчами, соревнованиями, акциями, игроками. Кроме того, база потенциальных болельщиков важна и для наших коммерческих партнеров, которые стремятся развивать свой бренд в России. Известно, что мы давно работаем по всему миру с SAP, Coca-Cola, Adidas, автомобильными, телекоммуникационными и с другими категориями партнеров».

Продукт

Главный «продукт» для продвижения на рынке – игры. Очевидно, что менеджмент организации заинтересован в максимальном увеличении количества телезрителей. На сегодняшний день, по словам Давида, планируется сотрудничество как с федеральными, так и с кабельными каналами. Формула простая: чем больше людей будут вовлечены в просмотры игр, тем больше будут продажи товаров лиги – бейсболки, джерси и т. д. У НБА существуют такие партнеры, как Adidas и Spalding, которые сейчас планируют расширять линейку продукции лиги на российском рынке. В ближайшее время откроется русскоязычный сайт при поддержке локального интернет СМИ.

Инструменты продвижения

Среди конкретных инструментов – акции с партнерами. Недавно НБА заключила сделку с компанией «Сибур». В рамках сотрудничества запланирована реконструкция 10 баскетбольных площадок по всей России, где есть присутствие компании. На каждую из них планируется привозить игроков, ветеранов, тренеров, а также организовывать мастер-классы. Уже летом 2014 года в Россию может приехать молодежный турнир НБА.

В ближайшее время менеджмент НБА рассматривает возможность проведения матча звезд НБА или клуба НБА с российским клубом.

Постоянное взаимодействие с аудиторией будет осуществляться за счет трансляции матчей.

«У нас сейчас есть несколько телевизионных партнеров, среди которых, например, VIASAT. На канале транслируется 4–5 игр каждую неделю. Другим партнером является РБК, который транслирует яркие моменты в передаче «Игра богов», – добавил Дэвид Уоттс.



Мнения

Илона Корстин, заместитель генерального директора Единой лиги ВТБ: «С одной стороны, хорошо, что лучшая баскетбольная лига планирует развиваться в России. В своей работе мы часто ориентируемся на нее: в НБА знают, как работать со зрителями, и в области маркетинга мы пытаемся перенять лучшее. С другой, я не уверена, что в России ассоциация будет иметь такой огромный успех, как в США, так как здесь другая культура и менталитет. Тем не менее любые инвестиции в развитие баскетбола и баскетбольной инфраструктуры несут положительный эффект для всей отрасли и способствует росту популярности баскетбола по всей стране. Мы не видим для нас конкуренции – нашим зрителям интересно смотреть на российских игроков, при этом у нас высокое качество игры и интрига сохраняется до самого финала чемпионата».

Максим Садовников, руководитель отдела продаж ПБК ЦСКА: «НБА как ведущая баскетбольная лига вряд ли нуждается в рекомендациях. За ее спиной годы плодотворной работы как на внутреннем, так и на международных рынках. У НБА есть хороший качественный продукт, который востребован любителями баскетбола во всем мире. Насколько будет успешна лига на российском рынке с учетом нашего менталитета и популярности баскетбола, покажет время. Далеко не все инструменты продвижения и продаж, в отличие от США, работают в нашей действительности. Результат придет только при грамотном сочетании американского бизнес-подхода и российских реалий».

Борислав Гуляев, баскетбольный эксперт, президент БК «Бизоны»: «Будет ли успешен продукт NBA в России – однозначного мнения нет, все зависит от исполнения и исполнителей. К тому же, кто знает, не исключено, что «Сибур» вошел в этот проект с целью контролировать и регулировать глубину проникновения НБА на российский рынок. Тем не менее баскетбольный и спортивный рынок в России еще даже не начал зарождаться, и тот, кто первым предпримет попытки его завоевать, имеет наибольшие шансы на успех. По крайней мере, НБА абсолютно ничем не рискует, если я правильно понимаю механизм соглашения, все финансовые вложения берет на себя «Сибур». С другой стороны, площадки будут построены и будут функционировать в России, так что это в любом случае win-win ситуация для инвестора».

Валерий Гореликов, директор маркетингового агентства Sportteam: «Прогноз положительный, так как НБА и «Сибур» – серьезные бизнес-структуры и дорожат своим именем, чтобы подписывать пустые договоры. Во-вторых, у российского бизнеса в НБА есть серьезное лобби в виде хозяина «Бруклин Нетс» Михаила Прохорова, который обещал перенести лучшие технологии из американского баскетбола на российскую землю. Успешность продукта во многом зависит от участников проекта. Проект будет успешным – в стране много поклонников НБА, имеются сильные баскетбольные клубы, которые конкурируют в Европе, есть ЕЛ ВТБ, которая объединяет в себе клубы из Восточной Европы и России, и перспективный проект в студенческом баскетболе – АСБ (Ассоциация студенческого баскетбола), в которой выступают более 800 команд. Развит баскетбол и на уровне спортивных школ. Сегодня это хороший фундамент для совместных инициатив НБА и «Сибура» в России. Для успешной реализации надо грамотно использовать имеющиеся ресурсы у партнеров. Прописать программу активации прав, привлечь профессиональный менеджмент, заинтересовать нужные стороны в российском баскетболе и следить за исполнением поставленных задач».

Наталья Антоненко, пресс-секретарь «Сибура»: «Соглашение действует в течение трех лет. Стоимость контракта не раскрывается. Стороны совместно выберут площадки, расположенные в городах деятельности компании «Сибур»: Пермь, Тольятти, Воронеж, Томск, Санкт-Петербург, Дзержинск и другие. Список предварительный и будет уточняться. Первым городом, где реконструируют площадку, станет Пермь. Реконструкция будет проводиться силами NBA, «Сибур» окажет консультационную, организационную и административную помощь в рамках проекта и частично софинансирует строительство.
«Сибур» поддерживает различные проекты, направленные на популяризацию здорового образа жизни. Мы оказываем содействие баскетбольным, волейбольным, футбольным, хоккейным клубам, спортивным центрам и школам в регионах и т. д.
Такое понятие, как возврат инвестиций, тут вряд ли употребимо, все же проект социальный и направлен на поддержку здорового образа жизни и популяризацию спорта в регионах».

Источник статьи журнал "Спорт Бизнес Консалтинг" №1 (2014).
20.10.2014