Надежную спортивную инфраструктуру – городу

Надежную спортивную инфраструктуру – городу

На период проведения таких событий принимающий город ожидает нашествие десятков тысяч спортсменов и туристов. Возможности городской инфраструктуры должны соответствовать статусу мероприятия. Нередко это связано с увеличением пропускной способности путей сообщения, строительством новых дорог, расширением энергетических сетей, усовершенствованием городских средств обслуживания, технологическими нововведениями, увеличением номерного фонда, работой с населением и т. д. При этом особое внимание уделяется организации безопасности, охране, работе волонтеров, управлению событиями (спортивными и неспортивными), транспортным услугам, досугу и туризму.

О том, каковы современные технологические тенденции в спортивной индустрии, каким образом должна быть организована комплексная безопасность спортивного события и какую роль в этом играет интегратор, рассказывает Владимир Шелепов, директор по стратегическому развитию направления комплексной безопасности и антитеррористической защиты группы «Астерос».

— Каким образом организация большого спортивного мероприятия влияет на инфраструктуру города, в котором оно проводится?

— Для того чтобы понимать, как оно влияет на инфраструктуру, необходимо разобраться, какие задачи ставит перед собой конкретный регион и страна в целом, решившись на организацию такого события. Причины, по которым проводят крупное спортивное мероприятие на своей территории, становятся понятны при рассмотрении вопроса с более широких макроэкономических позиций: повышается имидж города и страны-организатора, развиваются отдельные города и целые регионы, организуются новые рабочие места, демонстрируется умение правительства справляться со сложным, вызывающим огромный интерес событием. Еще на стадии подачи заявки на его проведение правительство решает целый пул вопросов, связанных со стратегическим развитием города, региона, страны. Очевидно, что крупное спортивное мероприятие дает возможность строить новые объекты, обновлять инфраструктуру и технологии. Например, правительство Китая потратило свыше 150 млн долларов на 450 технологических проектов, специально приуроченных к пекинской Олимпиаде, плюс 200 млн предоставили коммерческие структуры в поддержку этих проектов.

— Какова роль интегратора в построении инфраструктуры спортивного объекта?

— Интегратор — это компания, которая объединяет разрозненные составляющие в единое целое, помогая заказчику получить выгоды на стадии эксплуатации, реализуя стратегию долгосрочного наследия. И здесь главное — точно определить, какие задачи ставит перед собой владелец спортивного объекта, потому что только ясное понимание требуемого результата, позволяет разработать и успешно реализовать проект. Работа интегратора начинается на самом раннем, замысловом этапе. Если говорить о безопасности, то еще при выборе площадки под размещение того или иного сооружения, необходимо провести анализ и оценку рисков, увязать задачу обеспечения безопасности объекта с муниципальными и региональными программами в области безопасности. И только потом определить требования к аппаратно-программному обеспечению.

— Это реализуется на практике?

— К сожалению, на практике зачастую происходит наоборот, что в лучшем случае приводит к дополнительным затратам. Представьте себе, что вы строите стадион. Сколько компаний работает с вами с самого начала работ и затем в процессе эксплуатации? Их количество может исчисляться десятками.

Организация и координация целого комплекса процессов, связанных с созданием инфраструктуры спортивного объекта, — важнейшая задача интегратора. Играя роль связующего звена в проекте, интегратор берет на себя огромную ответственность и обязан вникать в детали каждой локальной задачи, чтобы достичь глобальной цели.

— Что необходимо учесть для обеспечения безопасности спортивного события?

— Прежде всего, повторюсь, нужно начинать работу на самых ранних стадиях, понимая, что безопасность — это не просто набор технических систем. Чтобы обеспечить безопасность и комфорт всех участников спортивного события, необходимо разработать гене-ральные планы стадионов и прилегающей к ним территории, установить зоны и периметры безопасности, разработать планы обеспечения безопасности во внесоревновательные дни и во время проведения спортивного мероприятия. Необходимо организовать правильные коммуникации с болельщиками — информировать о предстоящем событии, о вариантах размещения, проведения досуга и т. д. Безусловно, к событию должны быть подготовлены и технические системы: контроля доступа (турникеты и рамки), охранно-тревожной сигнализации, телевизионного наблюдения, выявления диверсионно-террористических средств, сбора и обработки информации и т. д. И последнее, но не по важности, — должны быть подготовлены силы обеспечения безопасности.

— Билетно-пропускная система — это первое, с чем сталкивается рядовой зритель при проходе на спортивную арену. Каковы современные подходы к созданию БПС «без очередей»?

— БПС не должна создаваться как автономная система, ее необходимо интегрировать в стадионную инфраструктуру. Например, важнейший элемент деятельности спортивного клуба — формирование программы лояльности для его членов. И роль БПС в решении этой задачи весьма существенна. Также важно учитывать, что системы доступа на стадион имеют свою специфику, отличающуюся от аэропорта, банка или кинотеатра. Я убежден, что человек, не посещавший спортивные соревнования, не может спроектировать качественную инфраструктуру для их проведения.

Что касается борьбы с очередями, то этот вопрос не только технический, но и во многом организационный. Для того чтобы сгладить пиковые нагрузки на входные группы спортивного сооружения, нужно предложить зрителям дополнительные сервисы, стимулирующие их приходить пораньше.

— Не могли бы Вы привести примеры типичных ошибок при проектировании спортивного объекта на примере футбольного стадиона и обратный, позитивный пример?

— Начнем с позитивного примера — это «Донбасс Арена» в Донецке, которая строилась не под чемпионат Европы, как многие думают, а для ФК «Шахтер» и его болельщиков. ЧЕ был особым, специфическим периодом функционирования стадиона, но не более того. Грамотная политика работающих в Донецке специалистов привела к операционной окупаемости арены уже в первый сезон, а средняя посещаемость растет из года в год и сейчас составляет более 40 тысяч зрителей. Я считаю, что наиболее правильный путь не разбирать часть трибун, как сейчас планируется для арен ЧМ-2018, а поработать с болельщиками, чтобы и после чемпионата мира стадионы заполнялись, а не пустовали. Но это серьезная и кропотливая работа. Проще демонтировать часть трибун…

— Интегратор в спортивной индустрии — это относительно новая отраслевая ниша. Скажите, как к этому пришла группа «Астерос»? Каковы ваши планы по развитию данного направления?

— Я бы не сказал, что интегратор в спорте — это новая ниша. Просто в нашей стране современные спортивные арены начали строиться относительно недавно. Для «Астерос» спортивное направление является одним из приоритетов в реализации долгосрочной стратегии, направленной на индустриальное лидерство на рынке инжиниринга и ИТ-инфраструктуры.

Основной фокус практики систем комплексной безопасности и антитеррористической защиты в «Астерос» будет направлен на реализацию комплексного подхода на всех этапах проектирования, строительства и эксплуатации — от анализа рисков и составления модели угроз до модернизации существующих систем либо их утилизации. Если говорить о глобальных планах — мы хотим на собственном примере доказать, что в России есть огромный интеллектуальный и технологический потенциал, для того чтобы возводить сложные инженерные объекты для спортивной индустрии, не просто отвечающие международным стандартам, но и способные успешно конкурировать с мировыми лидерами.

Источник: журнал "Спорт Бизнес Консалтинг" №10 Сентябрь 2013

Похожие статьи

Технологические решения и интеграция на спортивных объектах
Технологические решения и интеграция на спортивных объектах

Об особенностях интеграции инновационных технологий, обеспечивающих качественное функционирование спортивных сооружений, управление ими, и решениях вопросов безопасности рассказывает Олег Липов, руководитель Дирекции инженерных систем компании «Астерос»