Михаил Прокопец: «Пивные компании научились обходить ограничения»

Михаил Прокопец: «Пивные компании научились обходить ограничения»

На вопросы о правовых нюансах взаимодействия спортивной индустрии и пивных брендов правовому спецпроекту СБК ответил руководитель практики спортивного права юридической фирмы «ЮСТ»

– Какими законами регламентируются сегодняшние ограничения на рекламу и продажу пива на стадионах?

– Ограничения на рекламу пива установлены в Законе о рекламе, согласно которому такая реклама не должна размещаться в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от них. Запрет на розничную продажу алкогольной продукции на объектах спорта и на прилегающих к ним территориях установлен в Законе об обороте алкогольной продукции.

– Отличается ли российское законодательсто, регулирующее этот вопрос, от законов других стран?

– В большинстве европейских стран разрешена реклама и продажа пива на стадионах и иных спортивных объектах. Реклама пивных компаний приносят огромный доход спортивным федерациям, клубам, владельцам и арендаторам спортивных объектов. Наиболее наглядным примером является долгое и плодотворное сотрудничество UEFA и пивоваренной компании Heineken. Финансовый аспект выступает основным аргументом в пользу разрешения властями продвижения пивных брендов в спорте.

Очевидно, что отсутствие рекламы пива на спортивных объектах не решит проблему повышенного потребления алкоголя и даже не будет способствовать ее снижению. Вместе с тем, закрывая пивным компаниям доступ на стадионы, мы лишаемся тех средств, которые можно было бы направить, например, на развитие детско-юношеского спорта или другие социальные проекты. Пивные и алкогольные компании научились обходить законодательные ограничения, например, размещая свою рекламу в местах проведения соревнований за рубежом при условии их трансляции в РФ. В данном случае рекламный месседж все равно достигает зрителей, но российский спорт не получает ни копейки – все средства получают зарубежные рекламораспространители.

– Возможно ли спонсорство алкогольных компаний и продажа алкоголя на таких спортивных мероприятиях, как, например, пляжный футбол?

– В действующем законодательстве отсутствует запрет на спонсирование алкогольными компаниями спортивных мероприятий, однако ключевым условием любого спонсорского договора в сфере спорта является предоставление спонсору различных прав на рекламу своей продукции на спортивном мероприятии, размещение логотипа на форме спортсменов, вокруг спортивного объекта.

В связи с невозможностью обеспечить спонсору вышеперечисленные права спонсорство пивными компаниями спортивных мероприятий редко встречается в российской практике.

Продажа алкоголя на любых спортивных мероприятиях невозможна в силу прямого запрета.

– Как вы считаете, вернется ли пиво на российские стадионы или будут сделаны лишь уступки в сторону организаторов и спонсоров международных спортивных мероприятий?

– Полагаю, что реклама пива появится на стадионах, как только футбольные и пивные лоббисты поймут, что им стоит объединить усилия в этом направлении для общей выгоды.

Размещение рекламы пива и пивных брендов является условием проведения ряда крупных спортивных мероприятий. Особенно это актуально в период подготовки к проведению ФИФА Чемпионата мира по футболу – 2018 в России. Исполнение рекламных обязательств ФИФА перед компаниями-спонсорами, в число которых входят и пивные компании, – одно из основных условий предоставления нашей стране права принимать мундиаль.

По вопросу разрешения продажи пива на стадионах думаю, что на такой либеральный шаг власти не решатся, несмотря на положительный европейский опыт. Культуры употребления спиртных напитков в общественных местах у нас явно не хватает, поэтому сравнение с Европой вряд ли уместно в данном вопросе. Интересно, что в Бразилии до недавнего момента тоже была запрещена продажа пива на стадионах, однако под давлением ФИФА парламент страны снял эти ограничения на время поведения Чемпионата мира по футболу – 2014. Аналогичная история произошла и в Польше перед Евро-2012.

– Закон об обороте алкогольной продукции запрещает ее розничную продажу на объектах спорта и прилегающих к ним территориях. Что именно следует понимать под объектами спорта? Возможна ли продажа алкоголя, например, в кафе фитнес-клубов, вблизи катков в торговых центрах?

– Согласно Закону о физической культуре и спорте под объектами спорта понимаются объекты недвижимого имущества или комплексы недвижимого имущества, специально предназначенные для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий. Таким образом, для признания за каким-либо объектом статуса объекта спорта необходимо наличие двух критериев: принадлежность объекта к недвижимому имуществу и его целевое предназначение.

Фитнес-клубы относятся к недвижимости и предназначены для проведения физкультурных мероприятий, поэтому имеются все необходимые признаки, позволяющие отнести их к объектам спорта, что исключает продажу и употребление алкоголя в фитнес-клубе и на прилегающей территории. Что касается катков в торговых центрах, думаю, что такое сооружение не относится к недвижимому имуществу и, следовательно, не признается объектом спорта. Каток является лишь частью площади торгового центра, оборудованной специальными устройствами для заливки льда и поддержания его температуры, но не самостоятельным объектом. Кроме того, такие катки не предназначены для занятия спортом и выполняют скорее развлекательную функцию, нежели физкультурно-оздоровительную. На мой взгляд, продажа алкогольных напитков вблизи катков в торговых центрах будет соответствовать нормам законодательства.