«Я принимаю вызов!»

«Я принимаю вызов!»

Коммерческий директор ООО «Стадион Спартак» Александр Атаманенко о семье, «Донбасс Арене», новых задачах и людях
 
Семья

Для Донбасса у меня, можно сказать, типичные родители. Отец почетный шахтер, поэтому я не понаслышке знаю, что такое шахтерская семья. Весь заработок для содержания семьи обеспечивался его нелегким трудом. Меня с очень раннего возраста приучали к труду, а учитывая то, что мы жили в сельской местности, работы по дому было много. Когда одноклассники еще просили у родителей деньги на свои детские мечты  велосипед, мопед, мы с другом во время летних каникул их зарабатывали. Каждый год, начиная с восьмого класса, работали разнорабочими на элеваторе. Сейчас любовь к труду пытаюсь передать своему сыну.

Образование

В школе я учился отлично, представлял ее на различных олимпиадах, занимая довольно-таки неплохие места. Но окончив ее, пошел учиться не в бюджетный, а в новый коммерческий вуз. Это была Академия бизнеса и права в городе Славянске Донецкой области. На тот момент это были серьезные инвестиции и со стороны моих родителей и с моей, так как образование было совсем недешевое и приходилось тяжело поработать всей семье. Маркетингу, а именно такую специальность, обсудив с родителями, я выбрал, можно было научиться только здесь.



Во время учебы не было никакого понимания, как я буду использовать полученные знания в реальной жизни. Иногда меня посещали сомнения в правильности сделанного выбора.

Начало

Первая работа была на Кипре. Там я познакомился с индустрией гостеприимства. Наша компания занималась организацией чартерных рейсов, бронированием отелей.



Затем меня пригласили работать на строящийся курорт «Форест Парк», состоящий из трех объектов. Отличное место, хорошая концепция. Таких мест мало, не только на Украине, но и в мире. А уже отсюда меня пригласили в «Шахтер». Тогда клуб искал будущего директора стадиона и стоял перед непростым выбором. То ли привлечь очень опытного специалиста в управлении стадионами, но при этом ни на Украине, ни в России таких не было, и получалось, что это мог быть только иностранец, который ничего не понимал бы в местной специфике ведения бизнеса. Второй вариант – взять специалиста из смежной индустрии, обладающего определенными личностными характеристиками: энергичность, коммуникабельность – и дать ему лучшие европейские практики, направив на обучение. Остановились на втором варианте. Я был, если не ошибаюсь, номер 67 в списке претендентов. Доля гостеприимства в современной спортивной инфраструктуре очень большая, поэтому если менеджер с хорошим опытом переходит оттуда в стадионный менеджмент – это один из правильных путей. Основная задача – дать ему понимание лучших мировых и европейских практик, добавить спортивную часть, и на выходе может получиться хороший менеджер.

«Донбасс Арена»

Передо мной стояла задача – за полгода выйти на определенный уровень. Поначалу сложность была в одном – нехватке времени для усвоения огромного объема информации, который еще надо было успевать систематизировать. К сожалению, много поучиться не удалось. Я доволен тем, что учился управлению стадионом на «Амстердам Арене», хотя там ожидал более подробного курса и мне немножко не хватило деталей, прошел обучение EVMI, но лучше того опыта, который ты получаешь на своем объекте ничего не бывает. «Шахтер» значил для меня больше, чем работа, наш коллектив был как одна семья, и словосочетание Shakhtar family не зря появилось. Я провел здесь шесть с половиной лет, и за это время стал тем, кем являюсь на данный момент. С точки зрения управления стадионом, я сформировался именно в «Шахтере».

Цикличность

 Я заметил, что есть некий цикл: 5–6 лет я работаю на одном месте. В то же время я не проектный менеджер. В индустрии гостеприимства есть традиционное разделение на команду запуска, которая готовит объект и выстраивает начальные бизнес-процессы. Затем она передает его уже другой команде, управляющей объектом ежедневно, так сказать, рутинно. Я считаю, что умею хорошо сбалансировать в своей работе и запуск, и последующее сопровождение проекта. Но при этом обязательно должны обновляться цели. Например, как на «Донбасс Арене». Сначала был очень сложный и интересный период подготовки объекта к сдаче в эксплуатацию, затем церемония открытия, но этим все не закончилось. Начались матчи Лиги Европы, Лиги чемпионов, подготовка к Евро-2012 , церемония празднования 75-летия клуба. Постоянно появлялось что-то новое. Таким образом, управляя объектом на ежедневной основе, ты готовишь еще и большой проект, знакомишься с множеством людей, получаешь новые знания.
У президента клуба «Шахтер» Сергея Палкина я научился постоянной постановке очень амбициозных, но реально достижимых задач. И для того чтобы их выполнить, тебе, как правило, предоставляются серьезные полномочия, но при этом и спрос строгий.

Форс-мажор

Перед уходом коммерческий директор мне вручил грамоту, в которой указано, что я провел 100 матчей. И на каждом из этих матчей, когда ты выходишь на террасу перед зоной контроля, видишь почти заполненный стадион, слышишь гимн клуба, то понимаешь, как это круто, и гордишься своим делом. Но особый момент был, когда во время матча Украина – Франция на Евро-2012 начался ураган. Игра была остановлена, а вокруг «Донбасс Арены» сложилась очень небезопасная ситуация: шел ливень при шквальном ветре, летали временные ограждения и оторванные крыши с временных киосков атрибутики, установленных УЕФА. Мы вынуждены были эвакуировать весь персонал не со стадиона, а на него. Дважды в нас попадала молния. В городском парке сломалось 26 деревьев. Управление заполненным стадионом (44 тысячи) и прилегающей территорией в таких форс-мажорных обстоятельствах было настоящим испытанием. Болельщики наслаждались вынужденной паузой, ели в фаст-фудах, куда мы были вынуждены срочно подвезти запасы еды. В тот момент, даже если бы приняли решение об отмене матча, людей выпускать было нельзя. Когда ливень кончился, и правильно построенное поле справилось с потоками воды, матч продолжился. Потом мы испытали гордость за то, что хорошо справились с ситуацией, особенно когда на следующий день получили благодарственное письмо от Мишеля Платини.

Стадион «Спартак»

Наше сотрудничество, правда, в другом качестве – консультанта – началось еще год назад. За это время я смог почувствовать корпоративную культуру, и она мне близка. Но интересные задачи и тот вызов, что заложен в этой работе, существенно повлияли на мое решение о переходе. Ведь если посмотреть на проект «Тушино-2018», то он поражает своей масштабностью, это не только стадион и малая арена… В общем, новое руководство пообещало, что скучать мне не придется. Проект инфраструктуры великолепный и объекты будут вводиться в эксплуатацию, надеюсь, вплоть до 2022–23 года. От акционера «Спартака» я услышал задачу – сделать спорт неубыточным бизнесом.



 Хотелось бы, чтобы следующие мои достижения были связаны с проектами «Спартака» и через два-три сезона я смог принести приятную проблему руководству. А именно – необходимость увеличения вместимости стадиона, потому что спрос такой большой, что перестало хватать мест. Я считаю, что у бренда «Спартак» для этого есть все.



Консалтинг – это объект, персонал и опыт. Когда ты получил все эти три составляющие, тогда можно передавать накопленные знания, поэтому со временем будут уместны и консультационные услуги. Но первоочередная задача – запустить объект, наладить все сервисы и вывести их на должный уровень. Сейчас как раз работа идет над целями, задачами, которые должны быть правильно прописаны, достижимы, измеряемы и т. п.

Критика

Так как организация имеет стадии развития, то с течением времени неизбежно происходит бюрократизация. Важно уметь поддерживать баланс между необходимым и достаточным, что мне удавалось на прежнем месте работы. Для поддержания его необходимо, во-первых, сохранять критичный взгляд на самих себя, то есть помнить, что критика всегда уместна, если она конструктивна. Не зря на «Донбасс Арене» неотъемлемой частью любого обучения был курс «Жалоба как подарок». Во-вторых, абсолютно нормальной практикой является привлечение внешних консультантов, даже если тебе кажется, что ты уже много знаешь.

Люди

Всю свою жизнь, и личную, и профессиональную, я стараюсь выстраивать на основе христианских ценностей, и в людях мне, соответственно, не нравится все, что им противоречит. Мне трудно сработаться с лживыми и неискренними людьми, с теми, кто зазнается, считает, что он знает уже все. Этакие «мегаспециалисты». Полезно смеяться над собой. Ценю скромность, открытость и искренность. Ее сложно изобразить. И никакое новое дело невозможно сделать без людей, так называемых пионеров, которые, зная, что могут ошибиться, не боятся идти вперед и открывать все новые и новые горизонты.

Источник: Журнал "Спорт Бизнес Консалтинг" № 4 Август/Сентябрь 2014 (16)
 
17.11.2014