Портал SportsPro составил свой
Дональд Трамп
Президент США
Влияния нового президента США на спортивную индустрию авторы SportsPro откровенно боятся. В первую очередь их беспокоит высокая степень неопределенности, которую вносит во все сферы жизни эксцентричная манера поведения Трампа.
Формально, смена администрации в Белом доме не должна затронуть заявку Лос-Анджелеса на проведение летних Олимпийских игр 2024 года. Но на ее судьбу существенное влияние могут оказать новые законы об иммиграции.
«Как можно говорить о потенциальном сотрудничестве между США и Мексикой по подготовке совместной заявки на чемпионат мира по футболу 2026 года, в то время как между этими странами строится бетонная стена?» – переживают о другом крупном турнире, который могла бы принять Америка, авторы SportPro.
Лос-Анджелес борется за право проведения Олимпийских игр при помощи соцсетей
Есть у них и еще один вопрос, возможно, немного неожиданный для нас: «Как терпимость Трампа к Владимиру Путину повлияет на попытки уменьшить зловредное влияние России на все сферы, начиная управлением и заканчивая антидопинговыми разоблачениями?»
Пессимистичный прогноз подразумевает еще и возможность раскола в американском профессиональном спорте. Споры между сторонниками и противниками Трампа часто ведутся без малейшего уважения к оппонентам. «Легко представить, что, например, в ближайшие несколько лет могут разойтись пути НБА, как очень активного сторонника Трампа, и NASCAR или NFL. И трудно сказать, удастся ли им удовлетворить свои амбиции за рубежом», – замечает SportsPro. Для сильно ориентированного на международный рынок американского спорта переключение президентского внимания на внутренние дела страны может означать появление серьезных проблем.
Си Цзиньпин
Председатель Китайской народной республики
Си Цзиньпин не скрывает своей страсти к футболу. Если раньше Китай недооценивал значение командных видов спорта, отдавая явное предпочтение индивидуальным состязаниям, то теперь президент страны намеревается приобщиться к экономическим и политическим ценностям, связанным с самой популярной игрой в мире. Реакция китайских инвесторов на призыв Си к превращению Китая в мировую футбольную супердержаву стала одной из самых заметных историй 2016 года.
Тенденция команд китайской Суперлиги предлагать безумные гонорары может сойти на нет после того, как Главное управление по делам спорта Китая сурово раскритиковало ведущие клубы страны за «неразумные» расходы и заявило о своих планах ввести регулирование в отношении заработка игроков. Управление также подвергло критике чрезмерные инвестиции китайцев в европейские клубы. Председатель КНР хочет видеть превосходство Китая, а не купленный за границей престиж. К 2020 году планируется оборудовать 70 000 полей и 20 000 футбольных спортшкол, а в масштабе Китая ставится задача воспитать собственных игроков мирового класса, чтобы выиграть чемпионат мира не позднее 2050 года.
Новая спортивная сверхдержава
Футбол – не единственный вид спорта в Китае, в который делаются масштабные вложения. В октябре 2016 года компания Alisports пообещала за 10 лет
Богатство напоказ и работа на государство
Как далеко простираются амбиции футбольного Китая
Правительство, возглавляемое Си Цзиньпином, не просто стимулирует рост инвестиций – спорту отведена главная роль в борьбе с приписываемой стране коррупцией. В самом конце года замминистра спорта Сяо Тянь был отправлен в тюрьму за взяточничество, и вряд ли кто-то удивится, если за его арестом в 2017 году последуют другие резонансные разоблачения.
Фатма Самура
Генеральный секретарь ФИФА
В первые дни 2017 года ФИФА сделала
на увеличении числа участников чемпионата мира
Кроме того, в своей программе Инфантино гарантировал финансовую прозрачность международной федерации.
Все это продолжение реорганизации, начавшейся еще при Зеппа Блаттере. Восстановление репутации ФИФА, веры в то, что она способна работать честно, займет много времени. И в основном, этим процессом будет руководить Фатма Самура из Сенегала, ранее работавшая в ООН.
Самура – первая женщина на посту генсека ФИФА. Ее назначение можно воспринимать как стремление организации к большей открытости, но недостаток опыта в спорте играет против нее.
Как предполагают авторы рейтинга, первой серьезной проблемой для нового генерального секретаря станет Кубок Конфедераций 2017 года. Ей предстоит проявить немало «ловкости», чтобы выйти без репутационных потерь из турнира, проходящего в стране, которую так массово обвиняют в коррупции и использовании допинга. Чемпионаты мира 2018-го и 2022 годов, который примут Россия и Катар, тоже вызывают немало вопросов.
Каспер Рорштед
Генеральный директор adidas
Когда в январе 2016 года adidas объявил о планируемом назначении Каспера Рорштеда генеральным директором, рыночная стоимость компании взлетела почти до €1 млрд. И одновременно упала оценка возглавляемого им немецкого производителя химических и бытовых товаров Henkel.
Рорштед за восемь лет смог восстановить былое величие Henkel и был приглашен повторить этот успеха в adidas. В октябре прошлого года adidas назвал себя вторым по популярности брендом спортивной одежды в США, хотя три года подряд занимал третье место, уступая Under Armour. Несмотря на замедление роста выручки по всему миру, немецкий бренд по-прежнему надеется бросить вызов американской компании Nike. Нацелился adidas и на самый большой рынок в мире. В начале 2017 года немцы запустили маркетинговую кампанию под девизом «Один на миллиард», намекающую на достижение превосходства в Китае к 2020 году.
Рорштед ставит перед собой прозаичные задачи. Главной среди них является определение будущего бренда-лидера 1990-х Reebok, который был куплен еще в 2005-м. Есть признаки, считает SportsPro, что Reebok ждет скорее обновление, чем продажа.
Оливер Ниггли
Генеральный директор WADA
В июле прошлого года юрист Оливер Ниггли сменил Дэвида Хаумана на посту генерального директора Всемирного антидопингового агентства (WADA). До этого он работал исполнительным директором и главным юристом агентства. Швейцарец, хоть и не выражается так же ярко, как его прямолинейный новозеландский предшественник, выставляет себя главным героем беспрестанной и непрерывно политизируемой антидопинговой борьбы
2016 год стал непростым для WADA – независимой организации, основанной в 1999 году и совместно спонсируемой спортивными федерациями и национальными правительствами. Хакерская атака группы Fancy Bears и втягивание в публичные дискуссии, скандал с разрешениями на терапевтическое использование запрещенных препаратов и разоблачительный доклад Макларена о российской допинговой программе – никогда раньше агентство не попадало под столь серьезный прицел. После того, как МОК отказался удовлетворить ходатайство агентства о полном запрете допуска российских спортсменов на Олимпиаду в Рио-де-Жанейро, появились опасения за само будущее WADA. Эти разногласия выявили тревожный раскол в спортивной верхушке, главные чиновники МОК критиковали неправильно составленные протоколы WADA и его явную неспособность эффективно решать допинговые вопросы, что в итоге привело к призывам тщательно пересмотреть существующую в мире систему борьбы с допингом.
В этом году WADA должно предпринять ответные меры. В октябре олимпийский саммит рекомендовал предоставить агентству больше полномочий, подтвердив его лидирующую роль в борьбе за «чистый» спорт. Учитывая эту поддержку и широкие права на ведение расследований, от Ниггли и президента WADA сэра Крейга Риди ждут правильного выбора методов ведения борьбы в условиях, когда доверие к спорту находится под угрозой.