Футбольная стратегия

Футбольная стратегия

Российский футбольный союз продолжает работу над программным документом, получившим название «Стратегия «Футбол-2020» и нацеленным на развитие этого вида спорта в стране, где им занимается менее двух процентов населения, а более половины не интересуется вообще.

Окончательно сформировать и утвердить стратегию планируют в первом квартале 2014 года. Одним из главных приоритетов объявлен «качественный прорыв в области подготовки специалистов во всех сферах футбольной индустрии». Другими не менее важными приоритетами являются выход на передовые позиции в мире по научно-методическому и медико-биологическому обеспечению футбольных процессов, развитие детско-юношеского и массового футбола, наращивание материально-технической базы всех субъектов. На реализацию проектов рассчитывают привлечь около полутора миллиардов рублей, но при этом значительная часть средств будет потрачена на строительство стадионов и развитие инфраструктуры к чемпионату мира 2018 года.

В погоне за Германией

Едва ли стоит ожидать, что к означенному в документе сроку Россия получит поколение игроков и тренеров, способных решать самые большие турнирные задачи. «В Германии после провала на Евро-2000 программа поощрения футбольных талантов готовилась два года, на государственном уровне были приняты экономические меры содействия развитию футбола и спорта в целом, — рассказал Томас Хайдеманн, партнер в компании CMS Legal Russia. — В частности, существенные налоговые льготы получили компании-спонсоры». Заметим при этом, что сборная ФРГ и «на старых дрожжах» за это время ни разу не опустилась ниже третьего места на чемпионатах мира и дважды попадала в четверку лучших в Европе. В стране были построены новые суперсовременные арены, а посещаемость футбола здесь — самая высокая на континенте.

Обращение к примеру Германии неслучайно: РФС наладил партнерские отношения с Немецким футбольным союзом (ДФБ) и внимательно изучает опыт его работы. Пока российские специалисты могут только завидовать своим коллегам от самого главного — многократной разницы в количестве футболистов и тренеров — до впечатляющей статистики посещения официального сайта ДФБ — более 240 млн просмотров в месяц.

В Германии футболом занимается около 10% жителей, в России — 1,8%. Это значительно меньше показателей, на которые планировали выйти по программе развития 2006 года. Но даже эти данные не вполне достоверны, признает генеральный секретарь РФС Анатолий Воробьев. В них не учитываются многие категории занимающихся, а некоторые цифры не имеют документального подтверждения. Именно поэтому одним из ключевых пунктов новой стратегии будет совершенствование единой информационно-аналитической системы (ЕИАС). В настоящее время она в той или иной степени охватывает только зарегистрированных футболистов (около 350 тыс. человек) и не может служить полноценным инструментом контроля и управления.

Знать, чтобы управлять

Анатолий Воробьев созданием стратегических программ занимается не одно десятилетие. Он принимал участие и в разработке самой первой программы развития футбола, увидевшей свет в 1994 году. Анатолий Иванович признает, что большинство документов такого рода носят декларативный характер, тогда как важнее прописать не то, к чему ты стре- мишься, а как именно собираешься этого достичь — с помощью каких ресурсов и инструментов.

«Нельзя управлять ни одной отраслью, в том числе футболом, если мы не понимаем, из чего состоит объект управления, — уверен Анатолий Воробьев. — Работая над созданием новой системы, мы сотрудничаем с ведущими специалистами в этой области — компанией ФОРС. Первые плоды уже можно увидеть на нашем официальном сайте: если вы пройдете по вкладке «Регионы», то увидите некоторый прообраз первой очереди системы, содержащий данные по региональным федерациям и объединениям».

Полная версия системы должна не только содержать максимально полную информацию об игроках, тренерах, судьях и других участниках футбольного процесса, но и выходить далеко за эти рамки. ЕИАС должна стать площадкой для обмена информацией и обучения, для взаимодействия с болельщиками. Ожидается, что система позволит подробно отслежи- вать прогресс кандидатов в сборные команды и упростит процессы лицензирования, сертификации и аккредитации.

Полностью открытой она не будет никогда, однако впоследствии может стать доступной всем футбольным субъектам вплоть до молодых игроков, занимающихся в академиях. И в любом случае значительная часть информации будет обрабатываться и публиковаться на портале Российского футбольного союза. В базу предполагается включить информацию о болельщиках, в планах выпуск совместно с банком-партнером РФС электронной карты болельщика, которая позволит на выгодных условиях приобретать товары в интернет-магазине РФС, получать достоверную информацию о распределении билетов на матчи и привилегии при посещении топовых футбольных мероприятий.

Человеческий фактор

Если в предыдущей, пока еще действующей версии программы развития футбола основной упор был сделан на строительство инфраструктуры — полей и стадионов, то на этот раз авторы сосредоточились на человеческом факторе.

«Одним из основных принципов новой стратегии является преемственность, — говорит генеральный секретарь Российского футбольного союза Анатолий Воробьев. — Предыдущая стратегия еще действует — до 2016 года. Но с момента ее создания прошло семь лет, многое изменилось, и потребовалось адаптировать ее к новым реалиям. За это время в стране была принята стратегия социально-экономического развития страны до 2020 года, развития физической культуры и спорта на тот же горизонт, сменился президент РФС, Россия получила право провести чемпионат мира 2018 года. Надо готовить тренеров, судей, заниматься научно-методическим и медико-биологическим обеспечением».

Основными направлениями стратегии станут совершенствование системы управления футболом, подъем массовости и укрепление материально-технической базы, упорядочение системы соревнований, совершенствование процесса комплектования сборных команд и подготовки специалистов, а в конечном счете — повышение социального статуса футбола в стране.

Среди конкретных действий, направленных на реализацию стратегии, прописано создание и развитие межрегиональных и региональных центров подготовки футболистов для сборных команд страны. Одна из таких баз в подмосковных Бронницах уже практически готова. Серьезные изменения могут коснуться и профессионального футбола после детального анализа преимуществ и недостатков перехода к системе «осень-весна», изменению лимита на легионеров.

Для этого исполкомом РФС создана рабочая группа по подготовке окончательной редакции стратегии, которую возглавляет президент РФС Николай Толстых. В нее вошли представители лиг, клубов и футбольных профессий: руководители РФПЛ, ФНЛ, юристы, тренеры. Здесь готовы прислушиваться к любым разумным идеям, в том числе поступающим от рядовых болельщиков, и по-прежнему ждут дельных предложений. В мае этого года на конференции РФС проект стратегии «Футбол-2020» был принят в первом чтении. Рассмотреть и принять доработанную версию стратегии должна будет конференция РФС, которая состоится в конце февраля или начале марта будущего года.

Источник: журнал "Спорт Бизнес Консалтинг" №10 Сентябрь 2013

Похожие статьи

Ценностная площадка, месседжи и бренд-челлендж. Каким в РФС представляют второй дивизион
Ценностная площадка, месседжи и бренд-челлендж. Каким в РФС представляют второй дивизион

В маркетинговой стратегии реорганизации ПФЛ, разработанной Российским футбольным союзом, за красивыми формулировками ничего нового


Развитие стандартами и нормами. Правительственный взгляд на спортивную индустрию
Развитие стандартами и нормами. Правительственный взгляд на спортивную индустрию

Утвержденная кабинетом министров стратегия развития спортивной индустрии России касается только производства спортивного оборудования


Хоккей заряжает. Два клуба КХЛ проведут сезон с похожими слоганами
Хоккей заряжает. Два клуба КХЛ проведут сезон с похожими слоганами

ЦСКА и «Трактор» рассказали о своих новых коммуникационных стратегиях


Puma возвращается в баскетбол вместе c Jay-Z
Puma возвращается в баскетбол вместе c Jay-Z

Американский рэпер и продюсер стал креативным директором возрожденного баскетбольного подразделения немецкого производителя спортивной одежды и обуви


РФС объявил о
РФС объявил о "Стратегии-2030"

Вчера стали известны основные положения документа, который в субботу будет вынесен на рассмотрение высшего органа Российского футбольного союза (РФС) — конференции. Речь идет о "Стратегии развития отечественного футбола до 2030 года"


КХЛ второй сезон подряд завершила с прибылью, благодаря спонсорам и ТВ
КХЛ второй сезон подряд завершила с прибылью, благодаря спонсорам и ТВ

Стратегия развития Континентальной хоккейной лиги (КХЛ), принятая в 2015 году, выполнена на 80%