Футбол для… кого?

Футбол для… кого?
Основой спорта являются болельщики. Ради них затеваются соревнования, трансляции, стадионы. По крайней мере, номинально. В реальности, конечно, цель несколько иная – вызвать переток средств из карманов болельщиков в кассу спортивных организаций, чтобы возместить расходы и получить прибыль. Это может звучать цинично и неприятно, но, в сущности, нет ничего необычного в монетизации удовлетворения потребности в досуге и развлечениях. Другое дело, что всему есть предел.

Все процессы развиваются циклично. Если проследить развитие спорта, можно выделить следующие этапы: спорт в чистом виде – начало коммерциализации – тотальное «огламуривание» и формирование индустрии. Дальше можно предположить возвращение интереса к чистому спорту и спад интереса к тому, что его окружает. Предлагаю рассмотреть этот процесс с точки зрения посещения стадионов.
Что движет болельщиками, когда они идут в кассу за билетом? Желание посмотреть игру воочию, разделить успех посредством ощущения присутствия и насладиться атмосферой стадиона. Если говорить о футболе, можно выделить два подхода, самыми яркими представителями которого являются Англия и Германия.

Начну с первого. По данным отчёта Deloitte Football Money League, на так называемые Matchday-доходы приходится около 27% общей суммы. С заполняемостью стадионов уже давно нет проблем, несмотря на ряд произошедших изменений. Силён стереотип, что английские фанаты создают неповторимую атмосферу. Теперь это не так. Болельщикам запрещено смотреть матчи стоя. Пение со стадионов ушло, а англичане предпочитают смотреть футбол в пабах, где эта самая атмосфера простоты и близости сохранилась. Минимальная цена в 26 фунтов стерлингов («Арсенал», сезон 2014/15) для местных любителей футбола – перебор. Но стадионы не пустуют – места заняли туристы из Азии. Стадион превратился в театр.



Теперь второй пример. Бундеслига в последние годы стала самым успешным чемпионатом Европы во всех смыслах, а вторая Бундеслига по посещаемости успешно конкурирует со многими высшими дивизионами в других странах. Низшие немецкие стадионы тоже демонстрируют достойную заполняемость стадионов. По всем законам экономики цена билетов должна быть очень высокой. Однако, немецкие менеджеры придерживаются иной философии, и Matchday-доходы здесь ниже, чем в Англии. Футбол должен быть доступным, а из тесных отношений с местными болельщиками можно извлечь больше пользы, чем из далёких американцев и азиатов. Нет, это не значит, что им не хочется иметь свою долю на названных рынках, - команды ездят в коммерческие туры и даже открывают заокеанские представительства – но удовлетворённость своих болельщиков им важнее. Поэтому на матчи мёнхенгладбахской «Боруссии» можно попасть за 14,5 евро. На трибунах есть стоячие места, фотографии красочных предматчевых шоу разлетаются по интернету по всему миру, а от пения армии фанатов порой закладывает уши. При этом болельщикам предлагается качественный «джентельменский набор» сопутствующих услуг: парковка, качественное питание, Wi-Fi и т.д. 



Россия, хоть и движется по своему пути, но во многом отстаёт от Европы лет на двадцать, поэтому чаще всего приходится заимствовать идеи. Наши чиновники восторгаются Англией и мечтают, чтобы всё было как там. Когда речь заходит о стоимости прав на телетрансляции, кивают в сторону Туманного Альбиона. Когда говорят о мифической проблеме хулиганизма на стадионах (в чаше стадиона удалось вспомнить всего один случай за последние 10 лет), ссылаются на Скотленд-Ярд. Даже высший дивизион назвали по её образу и подобию. И вот один клуб решил применить английский подход на практике, вдвое повысив цены на все сектора. Эффект получился ровно обратным. В надежде прогнать нежелательных посетителей стадиона такая мера сильнее ударила по посетителям центральных трибун. Апофеозом стал первый за 2,5 года матч клуба в еврокубках. По идее, самый важный матч второй половины 2014 календарного года. И интрига в противостоянии сохранялась, первый матч закончился вничью. Что мы увидели – объявленные 6520 зрителей, но по факту едва ли набралось 4 тысячи. Для сравнения – на матч аналогичной стадии 3 года назад собрались 13402 зрителя. Вкупе с невыразительной игрой получилось совсем печальное зрелище.



Российский футбол не готов стать элитарным развлечением. Не буду говорить про старые неудобные стадионы с некачественным питанием – в течение 4 лет эта проблема решится. Сам игровой продукт далёк от совершенства – всё-таки сила определяется на международной арене, а российские клубы словно соревнуются, кто эпичнее там выступит со знаком минус. Остаётся атмосфера. «Петровский» без виража выглядит осиротевшим. Дело не в набившей оскомину пиротехнике (при том что в Питере установили вентиляционную систему, не позволяющую дыму проникнуть на поле и помешать ходу матча, а от бросания её на поле спасёт сетка) или в мифическом мате (почему-то упорно отрицается факт, что все неприличные слова устойчиво входят в лексикон детей уже по окончании начальной школы и без футбола), которого всё равно не разобрать, если не знаешь речёвок. Гораздо скучнее без флагов и песен. С учётом качества игры получается переоценённое зрелище, привлекательность которого резко падает. Так что не пришло ещё время английского подхода, да и доля доходов от продажи билетов не так уж велика на самом деле. Может быть, логичнее взять за основу немецкий подход и не прогонять последних болельщиков с трибун?

Автор - Андрей Воронов
01.09.2014