Forbes: Федун потратил на «Спартак» миллиард долларов с 2004 года

Forbes: Федун потратил на «Спартак» миллиард долларов с 2004 года
Владелец московского футбольного «Спартака» Леонид Федун потратил на клуб 1 миллиард долларов с 2004 года, пишет деловой журнал Forbes, подводя итоги его 10-летней деятельности на посту президента «красно-белых».

По словам Федуна, московский клуб ежегодно тратит 4-5 миллиардов рублей, зарабатывая при этом 2,5-3 миллиарда. 80% расходов идут на трансферы игроков, их заработную плату, премии. Дефицит бюджета покрывает сам владелец клуба.

Расходы футбольного клуба "Спартак"



Исправить ситуацию, вероятно сможет новый стадион. Как говорит Федун, «Открытие-Арена» будет давать клубу 600-700 миллионов чистого дохода в год, а также освободит от дополнительных затрат на аренду стадиона, которые прежде составляли около 200 миллионов рублей в год.

В последнем сезоне 2013/2014 выручка от продажи абонементов составила 115 млн рублей (всего было продано около 12 тысяч абонементов), от продажи билетов «Спартак» получил 105 млн рублей. Средняя посещаемость домашних матчей клуба в РФПЛ составила чуть менее 13 тысяч человек. В настоящий момент «Спартак» реализовал уже свыше 19 тысяч абонементов на новом стадионе, в том числе все - на «фанатскую» трибуну B. По стоимости они стали значительно дороже, чем в предыдущие годы.

Количество проданных абонементов "Спартака" на новый стадион согласно сообщениям в СМИ



По оценке «Спартака», он является самым популярным клубом России, число его болельщиков составляет 8 млн человек. Однако согласно исследованию компании Nielsen, проведенному в 2010 году по заказу ФК «Зенит», самым популярным оказался именно этот клуб, у которого 12,6 млн болельщиков.

Генеральный директор «красно-белых» Роман Асхабадзе говорит, что клуб ведет активную работу по популяризации «Спартака» и привлечению новых болельщиков, клубная академия футбола, например, проводит мастер-классы и различные турниры в московских школах, с 150 из них заключены меморандумы.

«У “Спартака” армия болельщиков, но они никак не могут это монетизировать, — считает консультант по развитию российских футбольных клубов Дмитрий Марков. — Огромная аудитория никак не вовлекается в жизнь клуба, бренд деградирует, уменьшается и количество болельщиков, что негативно сказывается на продажах билетов и атрибутики».

Клуб реализует продукцию с собственной символикой: форму, одежду, обувь, аксессуары, текстиль, сувениры. Над расширением ассортимента работает группа дизайнеров, что-то предлагают производители. Коммерческая служба клуба анализирует продажи прошлых лет, проводит опросы, на основе которых принимается решение о выпуске новых товаров или увеличении предложения наиболее популярных. В сезоне 2012/2013 выручка от торговли атрибутикой составила 90 млн рублей, а в сезоне 2013/2014, несмотря на закрытие одного магазина, выросла до 100 млн рублей. В ближайшие годы в клубе надеются увеличить продажи в 2-2,5 раза за счет нового флагманского магазина и развития интернет-торговли.

В сезоне 2013/2014 «Спартак» заработал от продажи прав на телетрансляцию матчей со своим участием 186 млн рублей, в предыдущем —165 млн рублей. Низкий доход по этой статье — одна из самых больных тем всех управленцев в российском футболе. «В Англии команда, проведя сезон в высшем дивизионе и вылетевшая в низший, за телеправа получит около 20 млн фунтов, в России ведущий клуб, заняв первое место, заработает 5-6 млн долларов», — говорит Асхабадзе.

От спонсоров в сезоне 2013/2014 «Спартак» получил более 1,7 млрд рублей. Среди них - «Лукойл», Herbalife, PanAtlantik, KIA, технический спонсор Nike. «К сожалению, интерес спонсоров к российскому футболу несопоставим с тем, который есть в Европе. Только сейчас у нас появляются узнаваемые лица — футболисты, тренеры, а также спортивные результаты, которые позволяют выходить на международный рынок», - считает Асхабадзе.

Обеспечение доходной части бюджета клуба в сезоне 2013/2014



Можно предположить, что окупить расходы владельцу «Спартака» поможет девелоперский проект. В 2010 году было создано ЗАО «Тушино 2018», которое объединяет помимо стадиона коммерческую и жилую недвижимость. Ожидается, что продажа недвижимости в рамках этого проекта позволит Федуну покрыть все затраты на «Спартак», сделанные с 2004 года, пишет Forbes.

Отметим, состояние бизнесмена оценивается в 6,5 млрд долларов.
13.08.2014