Двухколесный бизнес

Двухколесный бизнес
Идеи здорового образа жизни получают всё большее распространение. Один из способов увеличить повседневную физическую нагрузку – сменить привычное средство передвижения на велосипед. В этом, кстати, заинтересованы и мэры мегаполисов, мечтающие смягчить проблему пробок. В основе любого бизнеса лежит удовлетворение той или иной потребности, значит, на набирающем популярность тренде можно заработать.

Главная особенность бизнеса по прокату велосипедов – ярко выраженная сезонность. Зимой даже автомобили иногда испытывают трудности с передвижением, что уж говорить о пешеходах. Весной и осенью мешает грязь, брызги которой из-под колёс неминуемо добавят новых цветов выбранной одежде. Поэтому велосипедный сезон стартует в апреле-мае и завершается в сентябре-октябре.

Второй фактор, характерный для Москвы (да и других российских городов) – низкая приспособленность городского пространства к велопрогулкам. В столице появляются велосипедные дорожки, но не всегда в удобных местах, да и несформировавшаяся культура уважения к велосипедистам заставляет пешеходов регулярно занимать проезжую часть. Так что на данный момент вотчиной велосипедистов остаются парки. Это обстоятельство влияет на точки расположения пунктов проката. Целесообразно ставить их в людных местах. После прихода в правительство Москвы Сергея Капкова у столичных парков случился ренессанс, резко выросла посещаемость и спрос на велоуслуги, что позволяет выйти на окупаемость уже после первого сезона.

Первые вложения – аренда помещения и приобретение велосипедов. Оптимальный велопарк состоит из примерно 15-20 велосипедов разных типов: для пересечённой местности, дёрта, стрита, детские, женские. Не рекомендуется экономить на качестве, поскольку при интенсивной эксплуатации они могут быстро прийти в негодность. Также рекомендуется докупить аксессуары, ведь на них тоже можно зарабатывать. Общая величина первоначальных инвестиций может составить около 4-5 тысяч долларов.

При наличии большого количества свободного времени разумно отказаться от найма сотрудников и вести все дела самостоятельно, забирая всю прибыль. Но если на оплате труда можно съэкономить, то от необходимости техобслуживания никуда не деться. Пусть даже велосипеды специально ломают редко, но в процессе эксплуатации велосипед может получить повреждения. Даже если удастся заставить клиента оплатить стоимость запчасти (но лучше этого не делать во избежание негативных отзывов), то ремонт владелец пункта проката осуществляет за свой счёт. Сократить трансакционные издержки позволит договор с веломастерской. Впрочем, ничто не мешает освоить ремесло механика и чинить велосипеды самостоятельно.

Основные риски связаны с погодой (в дождь и сильную жару велосипеды не пользуются популярностью) и угоном транспортного средства. Если с первым предприниматель не в силах справиться, то от второго ущерб минимизируется без особых проблем посредством залога. Это могут быть денежные средства (примерно треть стоимости велосипеда) или документы. Второй вариант позволяет требовать возмещение ущерба в административном порядке, но таит в себе опасность использования клиентом поддельных документов. Ещё один тип рисков связан с оппортунистическим поведением персонала, но его можно устранить, занимаясь делами в одиночку.

В людном месте при высокой загрузке прибыль может составлять около 80-100 тысяч рублей в месяц. Но это в случае одной небольшой точки. Если дела пойдут в гору, можно открыть несколько точек, предложить новые услуги и увеличить прибыль в разы. Впрочем, эффект масштаба работает только у коммерчески ориентированных предприятий. В социальной сфере наблюдается иная картина. Банк Москвы при поддержке департамента транспорта города Москвы в 2012 году открыл 7 бесплатных пунктов проката велосипедов в качестве пробы. В следующем году началась реализация крупного проекта «ВелоБайк». На данный момент работают более ста станций и более тысячи велосипедов, общая сумма инвестиций превысила 100 млн рублей. Впрочем, выручка за сезон-2013 составила лишь 10 млн рублей. Теперь в проект вошёл Сбербанк. Подводить итоги велосезона-2014 ещё рано, но едва ли стоит ожидать, что ситуация радикально изменится.

Тем не менее, если тенденция сохранится, велопрокат может стать прибыльным бизнесом в любых масштабах. Дело за городом, чтобы процесс езды на велосипеде доставлял удовольствие, и общественным мнением.

Автор Андрей Воронов