Александр Яхнич: «Мы решили пойти дальше принятых стандартов»

Александр Яхнич: «Мы решили пойти дальше принятых стандартов»

Об опыте

Я уже лет 20 занимаюсь прямыми инвестициями. Это не инвестиционный фонд в классическом понятии, но что-то вроде него. За это время было много успешных проектов. Мы консолидировали для группы инвесторов блок-пакет «Ярэнерго», участвовали в реформе РАО ЕЭС. Были инвестиции в транспорт, мы с партнером владели речным портом. Это интересный опыт: взяли объект в предбанкротной ситуации, за два года сделали лучшим предприятием области, вывели на очень хорошую рентабельность, обновили флот. Речным проектом мы занимались около трех лет, позже продали его – так, собственно, поступали со всеми инвестициями. Был опыт и в ритейле: одной из известных сетей помогали с освоением территории в регионах.

Об удачном выборе

Как я попал в мотоспорт? О, эту историю я могу рассказывать бесконечно, и менее интересной она не стала. Все началось с того, что я удачно женился. В начале двухтысячных у нас супругой Надеждой было гораздо больше свободного времени, нежели сейчас, и мы постоянно искали драйв. К техническим видам спорта нас тянуло всегда. Году в 2004-м мы нашли во Франции команду «Формулы-1», попробовали потренироваться с ребятами – понравилось, стали летать туда регулярно, готовиться к стартам на разных болидах. Разумеется, это некий упрощенный «туристский» вариант гонок, но было очень здорово. Так мы впервые попали на трек. Постепенно Надежда пришла к тому, что спорта в этих «покатушках» не так много, как хотелось бы. Начались поиски достойной замены. Ею-то и стал мотоцикл – сначала в городских условиях, а затем и на профессиональной трассе. У меня же становилось все меньше свободного времени и пришлось отстраниться от практической части этого вида спорта. На самом деле, шоссейно-кольцевые гонки в России существуют уже достаточно давно, правда, они были не так известны, как сегодня. Моя супруга была первой девушкой-участницей чемпионата России.

О моменте истины

Команда «Яхнич Мотоспорт» (Yakhnich Motorsport) родилась в 2007 году и изначально состояла исключительно из женщин. Могу сказать, воспринимали мы ее как «фан», ни о каком бизнесе тогда речь не шла. Но, как известно, амбиции двигают государства. Девушкам оказалось мало быть лучшими в стране, захотелось международных побед. Первый же выезд на чемпионат Европы завершился полным фиаско – мы даже не смогли пройти квалификацию. Тогда-то, наверное, и настал переломный момент. Не хочу никого обидеть, но российский шоссейно-кольцевой мотоспорт был совершенно неконкурентоспособен на международной арене. Безусловно, ребята выкладывались, делали все, что было в их силах. Однако этого оказалось недостаточно – просто не было индустрии. С удовольствием отмечу, нам удалось достаточно быстро изменить ситуацию. За последние четыре-пять лет была создана отличная база для подготовки спортсменов, а на чемпионате мира, помимо нас, выступают еще три российские команды.

О нелогичности спорта

На заре проекта «Яхнич Мотоспорт» пришлось столкнуться с тем, что в энергетике, транспорте, девелопменте бизнес-процессы «считаемы», чего не скажешь о спорте. Естественно, я воспринимал его больше как венчур. Спортивный маркетинг в России достаточно специфичен, и выстраивать деловые схемы, основываясь на нем, достаточно тяжело. Я решил изначально построить продукт по западным технологиям, адаптированным для нашей страны. Мы не делаем ставки на столь популярные для российского спорта политическую и социальную составляющие – наш проект должен стать максимально интересен всем участникам процесса и коммерческим компаниям. 

О героях и оруженосцах

Мы можем создавать какие-то материальные вещи, но, если нет спортивного подкрепления, все теряет смысл. Для нас, безусловно, большой успех, что в России появился свой высококлассный пилот – человек, который действительно может выиграть чемпионат мира. Это Владимир Леонов, лицо российского супербайка. Проекты, за которыми стоит реальный человек-герой, воспринимаются гораздо лучше. Тем более результаты наш пилот демонстрирует очень хорошие. Кроме того, нам очень повезло с технической командой. За годы работы сформировался очень сильный коллектив, весь интеллектуальный потенциал инженеров и телеметристов «увели» у западных конкурентов, механики – российские и итальянские специалисты. Мы бы рады остановиться на исключительно отечественной команде, однако в России отсутствует необходимая база, наработанная на Западе десятилетиями. Мы действуем в индустрии, где технологии устаревают каждый месяц. Мотоциклы постоянно совершенствуются, так же как болиды в «Формуле-1». Наша техническая группа занимается перманентными исследованиями, тестированиями, взаимодействует со специалистами различ- ных контактных отраслей, таких как аэрокосмическая. Мы переманили людей с опытом по 15–20 лет в топовых чемпионатах.

О затратах

«Яхнич Мотоспорт» – очень подвижный проект. Это, с одной стороны, команда, с другой – Кубок Европы, права на проведение которого мы получили не так давно, с третьей – организация чемпионата мира World Superbike в России. Сюда же можно отнести телевизионные права на указанные ивенты и сопряженные с ними вопросы по взаимодействию с транслирующими и техническими компаниями. Покупка прав на мероприятия обошлась нам недешево, немало средств ушло и на разработку мотоциклов. Сегодня наша техника успешно конкурируют с заводскими программами, и результат мы получаем при существенно меньшем бюджете, чем наши европейские и японские коллеги. Наверное, по этим показателям основная затратная статья – вывод техники на топ-уровень. Дело еще и в том, что модель нашего мотоцикла Yamaha R-6 идеологически достаточно старая, соответственно, вложений в модификацию она требует еще больше.

О доходах

Мы разработали достаточно обширную программу, которая не реализуется за один присест. Для укрепления доходной части и приобретались все указанные ранее права, выстраивался комплексный подход. На сегодняшний день мы получаем деньги от спонсоров – это один из основных доходов. Причем наш потенциальный партнер четко понимает свою выгоду. В этом отношении мы ориентируемся на американскую модель. Все технические виды спорта – абсолютно правильная и очень качественная площадка для целых секторов экономики. К примеру, что такое «супербайк»? Один из трех наиболее высокотехнологичных чемпионатов мира. Молниеносно рождаются ассоциации: высокие технологии, скорости, лидерство. Мы понимаем, кому интересен наш продукт и точно бьем по целевой аудитории партнеров. Помимо этого, есть поступления от реализации билетной программы, мерчандайзинга и продажи лицензии. Особенно активно сейчас мы работаем над последним направлением. Все карты открывать не буду, скоро сами все увидите. Обозначу только сектора: FMCG, банковский и нефтяной. Бренд «Яхнич Мотоспорт» активно развивается, аудитория прирастает, поэтому мы решили пойти дальше принятых стандартов. Надеюсь, что нам удастся диверсифицировать доходную часть. Очень важно не попасть в заложники российской системы финансирования спорта.

Постскриптум

Не так давно моя супруга увлеклась аэробатикой – спортом близким по содержанию супербайку. Пока мы не собираемся активно интегрировать этот вид спорта в свою структуру, оставим для семьи. Честно говоря, уже сложно представить нашу семью без спорта. Дети, глядя на своих родителей, тоже вовлекаются в процесс. Мне даже пришлось без подготовки забраться в кабину самолета и выделывать пируэты, правда, вместе с инструктором, после фразы дочерей: «Папа, а ты что, не полетишь, как мама?»

Источник: журнал "Спорт Бизнес Консалтинг" №8 Май 2013