​Яхтинг – романтика моря и азарт борьбы

​Яхтинг – романтика моря и азарт борьбы

Понятие «яхтинг» появилось в русском языке сравнительно недавно. Буквально оно означает – «хождение на морских или речных судах либо с целью отдыха, либо для участия в спортивных соревнованиях». Яхтинг включает в себя две широкие категории: туризм (прогулки под парусом в любом подходящем водоеме) и парусный спорт. Соревнования по парусному спорту вошли в Олимпийскую программу в 1900 г. в Париже, а российские яхтсмены впервые приняли участие в третьих Олимпийских играх 1912 года в Стокгольме, где завоевали бронзовые медали.

 Состязание, состоящее из серии гонок для судов, называют «регата».

 Соревнования делятся на несколько типов:

официальные, которые проводятся различными федерациями парусного спорта (международной, национальной или региональной). На них присваиваются разряды, и существует определенный отбор по рейтингу спортсмена или страны;

любительские, принять участие может любой желающий (чаще всего это клубные соревнования);

коммерческие регаты, где могут гоняться как олимпийские чемпионы, так и любители (главное – внести плату за участие). Иногда уровень таких соревнований очень высок и требует больших навыков от яхтсменов. Для участия в престижных гонках любители часто нанимают профессиональных шкиперов.

Участие в официальных соревнованиях оплачивают федерации, а вот за коммерческие и любительские соревнования придется заплатить около 1500–5тыс. евро. Кроме того, не стоит забывать о спонсорстве. При грамотном поиске спонсор может взять часть (экипировка, или перелет, или размещение), а иногда даже все расходы на себя. Взамен он получает рекламную площадку или возможность выступить с командой вместе.

Что же такое яхтенный бизнес?

Традиционно считается, что яхта – это предмет роскоши, доступный только очень богатому слою населения. Но яхты бывают разные, и не все стоят огромных денег, к примеру, неновая прогулочная яхта стоит около 240 тыс. рублей. Конечно, стоимость может достигать и миллионов евро, но в целом, яхты доступны не только миллионерам, поэтому все больше и больше состоятельных людей хотят ими обладать. А ведь яхты нужно где-то оставлять на стоянку, содержать их, да и начинающим яхтсменам надо учиться ходить под парусом. Все эти услуги может предоставить марина (яхтенный порт), открытие и организация которой требуют значительных капиталовложений.

Для того чтобы бизнес пользовался популярностью и приносил стабильный доход, особое внимание стоит уделить месту его расположения. Новые горизонты открылись в связи с присоединением Крыма к России, и удачным решением может быть размещение марины в Балаклаве или Севастополе.

Особые условия для яхтенного бизнеса в Крыму:

  1. На Черном море отсутствуют современные марины, способные принять на своей территории крупные регаты международного уровня.
  2.  Возможность привлечения государственных инвестиций для открытия круглогодичной тренировочной базы для подготовки спортивных команд.
  3. Льготные условия для российских компаний, начинающих свой бизнес в Крыму.

Стоит отметить, что марины могут быть разными и включать самые разнообразные услуги. Помимо стоянки яхт, могут предлагаться их аренда, услуги школы для яхтсменов и даже курортно-гостиничного комплекса. Кроме того, марина может быть также и своего рода торговой площадкой яхт.

Объем вложений для открытия марины зависит и от ее типа. Всего их 4:

  • Однозвездочная марина – такой порт вмещает в себя от 12 до 15 катеров и небольших яхт весом не более 4 тонн.

Стоимость – необходимо вложить не менее 60 тыс. долларов

Основной источник дохода – аренда, выплачиваемая за место стоянки.

  • Двухзвездочная марина – здесь можно разместить около 20 яхт среднего размера, кроме того, на ее территории функционирует бар, а также туалет и душ клиентов.

Стоимость – около 250 тыс. долларов

Основной доход – аренда и прибыль от бара

  • Трехзвездочная марина – это уже довольно серьезный бизнес.

Стоимость – более 450 тыс. долларов.

Основной доход – стоянка яхт, услуги бара, ресторана, гостиницы, мастерской по ремонту яхт и катеров, магазина запчастей, арендная плата за офисы от чартерных компаний и дилеров основных производителей яхт и катеров.

  • Четырехзвездочная марина является самой элитной.

Стоимость – не менее 1,5 млн долларов.

Основной доход – наиболее широкий спектр разнообразных услуг начиная от стоянки яхт и заканчивая номерами в шикарных гостиницах, услугами элитных ресторанов и ночных клубов.

Наиболее популярные районы яхтенного чартера – Турция, Хорватия, Греция, Италия – места, где обычно проходят любительские регаты на арендованных яхтах. Длится она обычно неделю: днем участники ходят под парусом, а вечером их ждет отдых на берегу.

Организаторы соревнований зарабатывают на взносах и сопутствующих доходах:

  • аренда яхт,
  • предоставление услуг шкиперов,
  • обучение начинающих яхтсменов,
  • дополнительные экскурсии.

 Существуют компании, занимающиеся только ремонтом и содержанием яхт (десять процентов от ее первоначальной стоимости в год), яхт-стоянки, продажа оборудования для парусного спорта, производители одежды для яхтсменов (стоимость одного полного костюма колеблется от 200 до 3 тыс. евро).

Помимо этого, очень популярны различные мероприятия на яхтах – свадьбы, корпоративы, фотосессии.

В матросы я пойду – пусть меня научат!

В каком возрасте можно начинать заниматься яхтингом? В любом! Это увлечение, в котором нет ограничений по возрасту, а главное – желание. И уж если оно возникло, то возраст – это то, что никогда не станет помехой на пути к хождению по волнам.

Официально в детские парусные школы принимают детей начиная с 9-летнего возраста, но многие родители приводят своих чад раньше.

В России в последние годы открылось множество яхт-клубов и парусных школ, но проблема заключается в другом: российские сертификаты принимают не во всех чартерных компаниях за рубежом, а зарубежные не признаются в России.

Обучение состоит из теоретической и практической частей. В общей сложности оно занимает около двух недель. Большинство школ предлагают сдать российский экзамен ГИМС (государственная инспекция по маломерным судам) или IYT (International Yacht Training). Стоимость обучения в России составляет около 120 тыс. рублей (от 10 до 14 дней практики в Европе). Один из зарубежных вариантов, например, в Великобритании, оценивает шестимесячное проживание на полном пансионе, 2500 миль под парусом и полный курс RYA Yachtmaster Ocean в 14 990 фунтов.

Главное, что требуется от новичка, – желание, внимательность и упорство.

Владимир Ватрунин, IYT Yachtmaster Offshore Instructor, директор центра яхтенной подготовки АМС

Опыт: 18 290 морских миль, 578 дней на борту яхты, 598 ночных часов. Средиземное море, Эгейское море, Адриатическое море, Тирренское море, Сиамский залив, Андаманское море, Карибское море, Коралловое море, Море Кортеса, Атлантический океан, Индийский океан, Тихий океан

Главная трудность выбора яхтенной школы начинающим яхтсменом состоит в том, что будущий курсант не знает, как на самом деле, в соответствии с лучшими стандартами ведущих яхтенных школ, должно проводиться обучение, в том числе и морская практика. Дело доходит до того, что в некоторых школах будущему шкиперу на практике даже не дают самостоятельно швартоваться, хотя швартоваться лагом и ставить лодку на якорь должен уметь даже не шкипер, а просто компетентный член экипажа (competent crew) – попросту говоря, квалифицированный матрос.

Где бы вы ни планировали учиться, обязательно узнайте, какие упражнения будут у вас на морской практике и какие в итоге навыки вы после получите. Имейте в виду, что если вы обучаетесь на уровне Bareboat Skipper (IYT), Day Skipper (RYA) или Inshore Skipper (ISSA), то как минимум на практике вы должны отработать следующие упражнения:

  1.  Приемка лодки в чартерной компании.
  2.  Подготовка яхты к выходу.
  3.  Подготовка яхты к различным видам швартовки.
  4.  Разворот на 180 градусов на месте.
  5.  Подход к причалу лагом.
  6.  Настройка швартовых при стоянке лагом.
  7.  Подход к причалу кормой по прямой.
  8.  Подход к причалу кормой с разворота.
  9.  Настройка швартовых при стоянке на муринге с отдачей кормовых швартовых на берег.
  10. Швартовка на бочку.
  11. Постановка на якорь.
  12. Швартовка кормой к причалу с отдачей якоря (Mediterranean style).
  13. Швартовка с отдачей якоря и длинной линией на берег.
  14. Управление тузиком.
  15. Подготовка плана перехода.
  16. Работа с лоцией.
  17. Интерпретация прогноза погоды.
  18. Построение счислимой позиции.
  19. Построение наблюдаемой позиции.
  20. Постановка и уборка парусов.
  21. Настройка парусов на различных курсах яхты относительно ветра.
  22. Поворот оверштаг.
  23. Поворот фордевинд.
  24. Постановка яхты в дрейф.
  25. Человек за бортом под парусами.
  26. Человек за бортом под мотором.
  27. Подача сигнала бедствия по радио.
  28. Запрос места стоянки в марине по радио.
  29. Ночной переход.

Освоить любое упражнение – это значит не посмотреть, как замечательно его делает инструктор, а добиться его уверенного самостоятельного выполнения.

Источник статьи журнал "Спорт Бизнес Консалтинг" Октябрь/Ноябрь 2014