Саппоро Доум

Саппоро Доум

Несмотря на то, что стадион был построен 12 лет назад, все технологии поражают своей разумностью и современностью

Многофункциональность – залог успеха

К 2002 году, когда Япония вместе с Южной Кореей принимала чемпионат мира по футболу, в стране появился очень необычный стадион. По замыслу, он должен был принимать и футбольные, и бейсбольные матчи, а также концерты и выставки. Такое разнообразие требовало особенного технологического решения. Победу в конкурсе одержал проект архитектора Хирошо Хары – и за год до мундиаля в стране восходящего солнца появился второй в мире стадион с выдвижным полем*.

От футбола к бейсболу

В строительство стадиона общей площадью 306 тыс. м2, которое велось в течение 3 лет, было вложено 436 млн долларов из городского бюджета. На арене вместимостью в 41,5 тысячу зрительских мест в 2002 году прошли 3 матча чемпионата мира по футболу. Сейчас на стадионе играет местный футбольный клуб «Консадолле Саппоро». Выступая во второй японской лиге, он собирает на домашних матчах в среднем менее 10 тысяч зрителей. Однако возможность проведения бейсбольных матчей, предусмотренная при строительстве, обеспечила сооружению гораздо большую популярность по сравнению с прочими японскими стадионами, возведенными к мундиалю. На матчах бейсболистов «Ниппон-Хам Файтерс», также выступающих на «Саппоро Доум», собирается в среднем более 25 тысяч зрителей, а зачастую случаются и аншлаги.

Второе выдвижное поле в мире

Стадион обладает двумя совершенно разными по форме и покрытию полями для бейсбола и футбола. Бейсбольные соревнования проводятся на искусственном газоне, в то время как футбольные матчи – на натуральном. Футбольное поле имеет размеры 120 × 85 м, весит 8,3 тонн и может выдвигаться во время его неиспользования за пределы стадиона. Основанием для поля служит бетонная чаша, закрепленная на металлическом каркасе; в состав инженерных систем поля входят полив, дренаж и электроподогрев. За счет воздушной подушки, снижающей вес поля в 10 раз, оно приподнимается на 7,5 см и автоматически перемещается с помощью 34 приводов. Оказавшись под крышей, оно разворачивается на 90 градусов вместе с синхронной трансформацией трибун и занимает оптимальное положение. Всего этот процесс длится 5 часов и обходится в 31 тысячу долларов. В этом году его планируется провести 17 раз.

Высота конструкции – 130 см
Толщина пирога поля – 55 см

Естественная вентиляция

Сам спорткомплекс включает в себя 4 верхних и 2 подземных этажа, высота стадиона от уровня поля – 68 м, максимальная длина крыши – 245 м. Энергоснабжение поля происходит через скрытые токосъемные устройства в бетонном основании стадиона, резервом служат 6 дизель-генераторных установок. Вентиляционные отверстия размещаются на гребенке трибун и подают в зависимости от времени года холодный или подогретый воздух под зрительские места. В дни мероприятий системы стадиона потребляют 4,4 мВт электрической энергии, 1000 тонн технической воды, 300 тонн питьевой (имеется своя артезианская скважина). Контроль за системами стадиона ведут 6 специалистов эксплуатирующей компании в дневное время и 3 – в ночное.

Коммерческие возможности

На стадионе располагается ресторан, фан-кафе, детская игровая зона, магазин, а также смотровая площадка на высоте 53 метра, к которой ведет специальный эскалатор. По периметру стадиона располагается 20 точек общественного питания, кроме того, в дни мероприятий ведется продажа непосредственно на трибунах.

Безопасность

Особое внимание на стадионе уделяется безопасности и чистоте: для наблюдения за объектом используют 92 камеры, установлены автоматизированные пожарные комплексы и резервуар на 200 тонн воды, работает технический участок по сортировке и упаковке мусора.

Кому принадлежит стадион?

Управляет стадионом АО, 55% акций которого принадлежит городу, ремонт производится по договорам аутсортсинга за счет городского бюджета. Выручка стадиона 2013 год составила 33 млрд йен, чистая прибыль – 2 млрд йен (740 млн рублей).

* Первым подобным сооружением стал открывшийся в 1998 году в Нидерландах «Гелредом».

 

 

Похожие статьи

Философия постоянного совершенствования
Философия постоянного совершенствования

Как недооцененный в России инструмент анализа может стать стратегией развития компании и улучшить ваш бизнес


СБК – С Большими Каникулами!
СБК – С Большими Каникулами!

Поздравляем с наступающим Новым годом


Новое «Динамо»
Новое «Динамо»

Параметры, арендаторы и события долгожданного спорткомплекса на инфографике СБК


Выгодный хоккей и эффективное государство. СБК №36
Выгодный хоккей и эффективное государство. СБК №36

Зимний номер журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг»: лучшие арены, оригинальные спонсорские предложения и правильный подход к работе с государством