Победы или доходы?

Победы или доходы?

В МГУ прошёл очередной круглый стол по актуальным вопросам спортивного менеджмента

28 апреля на экономическом факультете МГУ состоялось шестое заседание круглого стола, организованного Центром спортивного менеджмента МГУ. Участники обсуждали, что является основной целью спортивной организации – спортивный результат или получение доходов?

В своём вступительном слове заслуженный профессор Московского Университета Вадим Иванович Маршев обратил внимание на два момента. Первый – спортивные успехи идут рука об руку с финансовым благополучием. Второй – какая бы цель ни преследовалась, нельзя пренебрегать этическими нормами.

Риск-менеджер департамента рисков ОАО «Банк Петрокоммерц» Владимир Агеев познакомил аудиторию с зарубежными решениями этой дилеммы. В самом начале он развеял миф о том, что спорт на Западе – исключительно доходный бизнес. Главной его целью является не получение доходов, а приращение стоимости. В США государства в спорте нет вообще. Это исключительно коммерческие структуры, в основном успешные, хотя были и обратные примеры. В Европе ситуация в целом аналогичная, но некоторое вмешательство государства всё же присутствует, а клубы нередко используются владельцами в собственных целях, для личного пиара («Челси» и Роман Абрамович), продвижения недвижимости («Арсенал») или целого региона («Манчестер Сити» и «ПСЖ» и Катар). В конце своего выступления докладчик представил возможные пути решения проблемы в России. Среди них: налоговые льготы, законодательное ограничение присутствия государства, большая власть лиг и создание спортивного мегарегулятора.

Развил тему зарубежного опыта специалист отдела аналитики журнала СБК Андрей Воронов, рассказав о работе ФК «Санкт-Паули» в условиях своеобразной внешней среды. Дело в том, что аудитория этого клуба – люди с крайне левыми взглядами, поэтому стандартные коммерческие приёмы здесь реализовать невозможно. Тем не менее, клуб нашёл способ убедить своих болельщиков дать денег на реконструкцию стадиона и базы.

Эксперт по экономике футбола Дмитрий Васильев сразу сказал, что победы невозможны без материальной базы. Именно поэтому первым трансфером «Челси» после прихода Абрамовича стал переход коммерческого директора Питера Кеньона из «Манчестер Юнайтед». Беда российского футбола в том, что у нас коммерческая деятельность находится где-то на задворках. Даже на сайтах клубов коммерческие службы указываются в самом конце. В результате конечным бенефициаром футбола становится не болельщик, а губернатор, решающий социальные вопросы, или частное лицо, преследующее имиджевые интересы.

Генеральный секретарь РФС Анатолий Воробьёв был краток и сказал, что моделей развития спорта в мире много. Но какую бы из них ни выбрала Россия, все усилия могут быть похоронены некорректной управленческой и финансовой политикой.

Посыл исполнительного директора Национального Совета Айкидо России Игорю Костюкевича был прост: нужно брать и делать, работать с людьми. В качестве примера он привёл организацию Всемирных игр боевых искусств в Санкт-Петербурге. Каждый вид единоборств работал над привлечением аудитории отдельно. Вышло так, что на айкидо, не входящий в соревновательную программу, а представленный в демо-версии, заполнялись 2/3 трибун СКК «Петербургский».

Заместитель Председателя Экспертного совета по физической культуре и спорту Комитета Совета Федерации по социальной политике Владимир Сараев рассмотрел предмет обсуждения с правовой точки зрения. Вроде бы всё регламентировано: есть Конституция РФ, есть 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», есть региональные законы. Порядок финансирования определяется федеральной и региональными целевыми программами. Все полномочия распределены. Едва ли государство сможет что-то придумать для оптимизации процесса. Может быть, это тот случай, когда лучшее – враг хорошего?

Вадим Иванович Маршев не только открыл заседание, но и закрыл его. Он сказал, что создать систему несложно, а вот дирижировать куда труднее, и специалистов в области спортивного менеджмента у нас не хватает. Также он призвал всех присутствующих смотреть на бизнес и спорт шире и не концентрироваться на чём-либо одном.

Следующий круглый стол Центра спортивного менеджмента МГУ запланирован на осень.