Люди в ярких манишках

Люди в ярких манишках

Зачем российскому футболу нужен продвинутый стюардинг?

Защитник правопорядка и безопасности

Проведение футбольных матчей со значительным количеством зрителей на трибунах сегодня уже сложно представить без стюардов. Такое большое пространство, как стадион, и тысячи его посетителей требуют их непосредственного участия в процессе обеспечения контроля во время матча. Согласно положениям ФИФА (Справочник по безопасности. Статья 13), стюардом считается любое лицо, работающее  на стадионе по найму на основе трудового соглашения или на добровольческой основе, в обязанности которого входит  обеспечение правопорядка и безопасности людей на стадионе. Правила предполагают, что, помимо стюардов, безопасность на стадионе могут обеспечивать и сотрудники органов полиции.

Стюарды имеют достаточно большое количество обязанностей. Прежде всего, они должны понимать свою роль и исполнять требования людей, которые руководят обеспечением безопасности стадиона. Конкретные действия стюардов разнятся в зависимости от стран, стадионов, матчей и зон расположения (парковка, вход, досмотр, поле, трибуны, внутренние помещения, VIP-сектор и др.). Тем не менее можно обозначить наиболее важные обязанности всех стюардов в целом. Итак, стюарды должны:

  • контролировать доступ на стадион и в различные его зоны;
  • помогать зрителям с ориентацией на стадионе;
  • следить за тем, чтобы зрители занимали места согласно своим билетам и не проносили запрещенные предметы;
  • проверять возможность использования в любой момент всех входов и выходов;
  • реагировать на все инциденты, случаи противоправного поведения и действовать согласно инструкциям при их возникновении;
  • в случае необходимости оказывать элементарную первую помощь пострадавшим, а также помощь аварийно-спасательным службам.

Как это делают за рубежом – английский опыт

Профессия стюарда зародилась и прижилась в Англии, последовательно распространившись на остальную Европу. Роль стюардов на родине футбола сильно возросла после трагедии в Шеффилде на стадионе «Хилсборо». Тогда в результате давки на стадионе погибло 96 болельщиков и еще 766 получили ранения. Считается, что это стало последствием неграмотных действий полиции. Именно тогда началась разработка новых стандартов стюардинга – и сейчас на стадионах клубов, выступающих в первых четырех дивизионах, стюарды взяли на себя почти все функции, ранее принадлежащие полицейским. На английские матчи нанимается до 500 стюардов, каждый из которых должен располагаться на конкретном участке стадиона. За ними прописаны определенные обязанности, а ответственность за их невыполнение закреплена законодательно. Старший стюард за матч получает до 100 английских фунтов стерлингов (6 тыс. рублей), рядовой стюард – 25 английских фунтов стерлингов (1,5 тыс. рублей), причем эти суммы перечисляются через банк с автоматическим вычетом налогов. 

Отбором и подготовкой стюардов в Англии и других западноевропейских странах занимаются, как правило, собственные специалисты стадиона. Они готовят будущих стюардов по специально разработанным программам, учитывающим как положения местного законодательства, так и специфику стадиона, а также требования оператора объекта. Все эти программы, разумеется, соответствуют и общемировым стандартам. Самостоятельно готовят стюардов специалисты с таких известных стадионов, как Emirates (ФК «Арсенал», Лондон, Англия), Allianz Arena (ФК «Бавария», Мюнхен, Германия), Amsterdam Arena (ФК «Аякс», Амстердам, Нидерланды), а также многих других. Но есть и исключения, например, на лондонском стадионе «Уэмбли» подбором стюардов занимаются независимые рекрутинговые агентства. Хотя передачу этой функции на аутсорсинг вполне можно объяснить тем, что на стадионе нет домашнего клуба – свои матчи там проводит только сборная Англии.

Эталон стюардинга в Восточной Европе

Важность создания верной системы подготовки стюардов сложно переоценить – именно оттого, каким образом будут обучаться стюарды своим обязанностям, и будет зависеть грамотность их дальнейших действий на стадионе. Интересным кейсом в разработке такой системы может послужить история «Донбасс Арены». Еще до того как стадион начал строиться, было предрешено внедрение на нем европейского подхода к организации спортивно-массовых мероприятий под названием 3S (Safety, Security and Services). Согласно такому подходу, вопросы обеспечения безопасности, защищенности и комфорта зрителей должны ложиться не на полицейских, а на стюардов. Специалисты «Донбасс Арены» посетили многие европейские стадионы, почерпнув там опыт и с учетом определенных местных особенностей разработали и внедрили на своем стадионе уникальную программу подготовки стюардов, состоящую из 10 модулей:

   1. «Профессия – стюард»: формирование у будущих стюардов соответствующего уровня теоретических знаний, важных в профессиональной деятельности.

   2. «Культура сервиса»: изучение стандартов обслуживания клиентов всех категорий.

   3. «Мы – команда!»: формирование навыков взаимодействия с другими стюардами и службами стадиона.

   4. «Управление малыми группами»: получение старшими стюардами навыков управления командой.

   5. «Медицинская подготовка»: обучение стюардов выполнению базовых врачебных обязанностей

   6 и 7 «Пожарная безопасность»: получение необходимых знаний для действий в случае пожара. 

   8. и 9. «Физическая подготовка»: обучение самозащите и технике ведения драки.

   10. «Тактико-специальная подготовка»: отработка навыков взаимодействия с представителями МВД, МЧС и медицинской службой.

Стюарды создавали на стадионе гораздо более дружелюбную атмосферу, чем полицейские, и цифры только подтверждают это.  Так, в прошлом сезоне на «Донбасс Арене» доля женщин среди владельцев абонементов и карт болельщика FanID составляла аж 25%. Аналогичные системы стюардинга после Евро-2012, который Украина принимала вместе с Польшей, продолжают работать и на некоторых других украинских стадионах.

«Петровский» без полиции и с сотней фанатов на поле

Российские спортивные сооружения начали обзаводиться стюардами совсем недавно. В измененном летом 2013 года так называемом «Законе о болельщиках», который вступил в силу 1 января 2014 года, появилось понятие «контролер-распорядитель». Согласно тексту документа, стюарды, или контроллеры-распорядители, должны пройти специальную подготовку и обязательно привлекаться на договорной основе организаторами официальных спортивных соревнований или собственниками сооружения для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении официального спортивного соревнования. Именно благодаря этому закону, вступившему в силу 20 января 2014 года, стюардов на стадионах теперь можно увидеть повсеместно. Более того, министр спорта Виталий Мутко заявил, что в ближайшем будущем стюарды могут заменить в чаше стадиона полицию.

Разговоры о необходимости таких перемен ходят в России не первый год. В своих словах лоббисты этой инициативы часто указывают, что сотрудники МВД, которым надлежит устранять агрессию на стадионах, своими резкими действиями, а то и одним лишь видом эту агрессию только порождают. Это действительно имеет место быть, но для того чтобы безопасность на российском футболе от этих мер хотя бы не потеряла, подход необходим гораздо более серьезный, чем ведется сейчас.

Так, в нашей стране до последнего времени вел подготовку стюардов лишь один футбольный клуб – санкт-петербургский «Зенит». Но готовил он лишь контролеров-распорядителей, не несущих самых главных функций по обеспечению безопасности стадиона «Петровский» – силовых. Они ложились на сотрудников ЧОПов, которых клуб специально нанимал до 250 человек на матч, при этом в чаше стадиона не работали сотрудники МВД. Как показал инцидент в майском поединке с «Динамо», где на поле выбежали сотни фанатов и один из них нанес травму футболисту, такие меры на матчах с самым высоким риском в России пока недостаточны, а вопрос подготовки стюардов должен ставиться куда более серьезно.

15 минут на инструктаж и предписания на листочках

На других российских стадионах стюарды до сей поры также выполняли лишь не самые значительные функции и, более того, они готовились к своей работе не специалистами стадиона, а сторонними организациями. Уровень этой подготовки, разумеется, оставлял и оставляет желать лучшего. Как стало известно СБК из общения со многими стюардами, работавшими на московских стадионах  (в основном за 800 рублей/матч), большая часть из них не получала должных знаний и навыков для работы. По их словам, вся подготовка организовывалась в один день, велась в течение лишь нескольких часов, а иногда и вовсе ограничивалась 15-минутным инструктажем и выдачей листов бумаги с предписаниями.

Некоторые стюарды, по их словам, не проходили вообще никакой подготовки – и это не мешало им даже, например, работать в VIP-секторе. Само собой, не лучше ситуация и в регионах. Для стюардов там проводятся небольшие инструктажи, но в некоторых городах они даже не получают за работу на матче деньги. Чаще всего стюардами в таких случаях становятся просто желающие бесплатно посмотреть футбол. Качество их работы поддается элементарному пониманию.

Набрать и подготовить 1 тысячу стюардов за лето

Гораздо более серьезный подход применен по отношению к подготовке стюардов для работы на новом стадионе московского «Спартака». В начале мая 2014 года начал свою работу специальный учебно-рекрутинговый центр. Он стал частью контрольно-распорядительной службы стадиона, которая является подразделением департамента безопасности и возглавляется координатором стюардов. Постоянный штат сотрудников небольшой и состоит из нескольких человек.

Набор и прием анкет кандидатов в службу стюардов стадиона «Открытие Арена» начался весной 2014 года. На середину августа было обработано уже более 2 тыс. анкет и прошло собеседование более 1,1 тыс. человек. Активно работает и система приглашения своих знакомых поработать на стадионе. В рамках акции «Приведи друга» стюарды, по рекомендации которых на вакансию откликнется наибольшее количество новых соискателей, вознаграждаются специальными клубными призами.

Программа подготовки является уникальной разработкой службы стюардов стадиона. В процессе ее создания, кстати, учитывался опыт и «Донбасс Арены», экс-руководитель которой Александр Атаманенко ныне возглавляет стадион «Спартака». Проходит подготовка в 3 этапа и начинается с теоретического занятия – будущие стюарды получают информацию о стадионе и службе стюардов, правилах поведения зрителей согласно закону, пропускной и аккредитационной политике стадиона и многом другом. Затем проводится  практическое занятие – на нем учат правилам работы со зрителями на трибунах, проведению досмотра, работе с досмотровым оборудованием и принтгейтами. Завершается подготовка стюарда участием в одном тестовом либо официальном мероприятии стадиона.

В зависимости от зоны стюарды на «Открытие Арене» условно делятся на категории: стюард на парковке, стюард на досмотре, стюард на входе, стюард на трибуне, стюард на поле, хостесс VIP-зоны, старший стюард и супервайзер. Такие категории, как хостесс, стюарды на поле, парковке, старшие стюарды и супервайзеры, проходят отдельное обучение. Кроме того, создана и своя программа подготовки, которая включает обучение работе с радиосвязью.

Причем получить работу может не каждый желающий. Для рекрутеров, проводящих отбор кандидатов, были разработаны специальные вопросы специалистами в области психологии, которые позволяют за короткий промежуток времени понять, подходит ли кандидат и на какую позицию. В процессе собеседований порядка 5–7 процентов кандидатов отсеивались вообще. При полной загрузке стадиона на матч планируется вызывать более 600 стюардов. 

Автор: Данила Епишин

Похожие статьи



Ближе всех к болельщикам. Кто такие контроллеры-распорядители
Ближе всех к болельщикам. Кто такие контроллеры-распорядители

С 1 января 2017 года стюарды на матчах РФПЛ обязаны иметь сертификат о специальной подготовке


Группы риска. Портрет фаната-нарушителя
Группы риска. Портрет фаната-нарушителя

МВД России впервые опубликовало черный список болельщиков. СБК проанализировал данные и составил портрет типичного хулигана


Стюардинг – современная система безопасности
Стюардинг – современная система безопасности

Недавно произошедшая история в Ярославле на матче «Спартак» — «Шинник», закончившаяся наказанием для «Шинника» в три, а для красно-белых в два ключевых матча без зрителей и штрафом в 500 и 600 тыс. рублей, соответственно, заставила нас в очередной раз вернуться к теме обеспечения безопасности на стадионах