Как клубы максимизируют доходы в дни матчей?

Как клубы максимизируют доходы в дни матчей?

Спортивная практика KPMG рассмотрела выручку и соответствие вместимости стадионов реальному спросу

Большинство европейских клубов являются владельцами своих стадионов. Они получают гораздо больше доходов по сравнению с клубами-арендаторами стадионов. Это факт объясняется, в частности, профессионализмом в управлении объектами. Способность максимально использовать свой стадион является обязательной для клубов, которые хотят расти.

Сравнение matchday-доходов лучших европейских клубов показывает, что хозяева своих арен в этом плане действуют успешнее, чем клубы, выступающие на стадионах в государственной или муниципальной собственности. Это можно объяснить и тем, что стадионы в муниципальной собственности обычно очень старые, а стадионы, построенные на частные деньги, обновлены с прицелом на генерирование доходов.

Помимо структуры собственности, вариация доходов во многом объясняется популярностью клубов и лиг, где они выступают, а также размером арен, возрастом и предлагаемыми услугами.

Показатель выручки за одно мероприятие с одного кресла (Revenue Per Event Per Available Seat, RevPEPAS) используется для измерения коммерческой успешности стадиона в дни матчей. Этот показатель анализирует доходы в дни матчей, генерируемые с каждого кресла на каждой игре сезона, но не учитывает нефутбольные мероприятия. Таким образом, в его расчете участвует выручка клуба, число сыгранных домашних матчей и вместимость стадиона.

Согласно исследованию спортивной практики KPMG, в сезоне 2013/14 более половины клубов чемпионатов «большой пятерки» получали с каждого кресла менее €15 за игру, а примерно 10% смогли взять планку €45.

Источник: FootballBenchmark.com

Сезон 2013/14 все итальянские клубы, за исключением одного, завершили с показателем RevPEPAS ниже €15. Например, RevPEPAS «Интера» и «Милана» составили соответственно €11 и €12, как у французской «Бастии» и испанской «Гранады». Причиной тому стал слишком низкий спрос на билеты относительно солидной вместимости стадиона. Приятным исключением стал «Ювентус», чей RevPEPAS составил €37 (рост на 9% по сравнению с прошлым годом) – втрое больше миланских конкурентов. Ключевые факторы успеха туринцев: спортивные успехи, крепкая база болельщиков, 28,000 проданных абонементов, регулярные аншлаги, но самое главное – вместимость, адекватная размеру аудитории. Высокий спрос позволил получать больше доходов от продажи билетов с момента открытия нового стадиона в сентябре 2011 года.

Похожая ситуация во Франции – около 90% клубов завершили сезон с RevPEPAS менее €15. Однако некоторые клубы могут исправить ситуацию благодаря обновлению стадионов к чемпионату Европы 2016 года. Первые результаты уже видны – рост посещаемости в элитном дивизионе на 6% в сезоне 2014/15 – лучший результат среди Топ-5 лиг. «Марсель», на котором негативно сказалось уменьшение вместительности «Велодрома» в связи с реконструкцией, сумел выйти из положения, организовав дополнительные 6,000 VIP-мест.

Гранды испанского футбола, «Реал» и «Барселона», достигли показателя RevPEPAS более €40. Учитывая, что оба клуба планируют обновить свои арены, они наверняка увеличат свои показатели в обозримом будущем.

Лидерами европейского рейтинга являются английские клубы: «Челси», «Арсенал», «Ливерпуль» и «Манчестер Юнайтед» перешагнули отметку €60 по показателю RevPEPAS. При этом именно в Англии самый большой разброс этого показателя – например, у «Сандерленда» и «Вест Бромвича» RevPEPAS ниже €15.

Источник: FootballBenchmark.com

Примечание

В широком смысле под matchday-доходами понимается выручка клубов, получаемая в результате проведения матчей на домашней арене и определяется в основном продажей билетов, но не учитывает нефутбольные мероприятия.

Для анализа использовались домашние матчи, сыгранные каждым клубом в национальном чемпионате, кубках страны и соревнованиях под эгидой УЕФА. Товарищеские матчи не учитывались.