Берни Экклстоун: Анатомия успеха

Берни Экклстоун: Анатомия успеха

SportBusiness International поговорил с главными лицами "Формулы-1", работавшими с Берни Экклстоуном. Представляем 10 качеств, сделавших, по их мнению, Экклстоуна и "Формулу-1" одним из самых успешных проектов в истории спортивной индустрии.

1) Дальновидность


Все работавшие с боссом F1 единодушно сходятся в одном: Берни Экклстоун один из самых прозорливых людей, который когда-либо работал в спорте. Не один человек отметил его сходство с основателем IMG Марком МакКормаком, считающимся отцом-основателем современного спортивного маркетинга.

В частности, решение продвинуть то, что считалось чисто европейским спортом, на развивающиеся рынки. Экклстоун впервые выразил идею проведения этапа в Индии в конце 90-х годов, а Китай вошёл в календарь сезона в 2004 году – о завоевании этих рынков мечтают в любом виде спорта. Международный статус Формулы-1 сделал её одним из самых привлекательных для спонсоров видов спорта, причем для глобальных брендов: хотя бы Red Bull, DHL и Tata Communications.

“Берни – самый дальновидный человек, которого я когда-либо встречал. – говорит бывший владелец Формулы-1 Эдди Джордан. – Смотрите, сейчас Формула-1 представлена на многих рынках – Индия, Китая, Южная Корея – многие виды спорта только сейчас стали присматриваться к ним. Берни вошёл туда 10 лет назад.”

2) Склонность к риску


Карьера Экклстоуна во главе "Формулы-1" характеризуется стремлением расширять границы возможного, чтобы сохранять спорт захватывающим для зрителей и привлекательным для коммерческих партнёров. Это не всегда удаётся – некоторые страны покидали календарь, потому что "Формула-1" не смогла в них утвердиться – но Экклстоун всегда готов к прыжку в неизвестность.

Его планы удвоения очков в последней гонке сезона, чтобы обеспечить интересную концовку, а не как это было в прошлом году, когда Себастьян Феттель оформил четвёртый титул подряд за 3 гонки до конца, почти единогласно были раскритикованы, но это показывает, что Экклстоун всё время хочет тем или иным способом встряхнуть спорт.

3) Широкие связи

Сколько людей могут позвонить Владимиру Путину или шейху Мохамеду бин Зайеду, принцу Абу-Даби?

Не очень много. Прочные отношения с самыми влиятельными людьми планеты позволили спорту занять прочное положение по всему миру, а если речь идёт о проведении этапа в стране или решении вопроса безопасности, полезно доносить информацию главным людям.

4) Уважение


“Формула-1 – спорт стариков, - говорит ветеран F1. – И под этим я имею в виду то, что большинство людей здесь, включая Берни, работают с 60-х годов. Это значит, что Берни дружит со многими ключевыми людьми и пользуется их уважением”.

У Экклстоуна репутация бесжалостного переговорщика, но заключавшие с ним соглашения за последние десятилетия описывают его как харизматическую личность, с которой приятно иметь дело, да так, что «это был фантастический опыт», по признанию одного из бывших владельцев команд. «У него больше поклонников, чем недоброжелателей», - добавил он.

Любой политик скажет вам, что самое тяжёлое – принимать решения, которые устроят всех. Доверие ключевых лиц – команд и ФИА (Международной федерации автоспорта) – в критические моменты не раз помогало Экклстоуну за его карьеру.

“Берни всегда хочет сделать вам одолжение, и это означает, что у него мощные связи в мире спорта, – говорит бывший сотрудник ФИА. – Всё, что вам нужно, - пройтись по пит-лейну перед началом гонки и посмотреть, с каким уважением к нему отностся не только люди спорта, но и знаменитости, политики и члены королевских семей”.

5) Единоличная власть


В "Формуле-1" нет жёсткой корпоративной структуры, как в других спортивных организациях, что означает, что Экклстоун управляет небольшой компанией, осуществляя полный контроль за продажей прав на трансляции, спонсорство и о проведении этапов. Он также может вести переговоры и заключать сделки, отвечающие его видению будущего спорта, легко и быстро.

“Несомненно, Берни – лицо, реально принимающее решения, - говорит один журналист. – Он осуществляет макроуправление, а другим людям оставляет мелкие детали”.

6) Страсть к "Формуле-1"


“Одну вещь в Берни часто недооценивают, - говорит один из работавших с Экклстоуном. – То, как сильно он любит Формулу-1. Иначе этот спорт не был бы там, где он сейчас”.

Гонки занимали главное место в жизни Берни Экклстоуна ещё со времён, когда он открыл бизнес по продаже подержанных запчастей в конце 40-х годов, а укрепление "Формулы-1" в его ДНК. Это единственная причина, почему он привёл спорт к такому успеху, по мнению многих тесно работавших с ним.

7) Доверие


Экклстоун – надёжный партнёр. Многие сделки заключались рукопожатием, и это рукопожатие имеет силу 200-страничного контракта, по заверению работающих в F1.

«По моему опыту работы с ним, многое делалось на основе договорённостей, - говорит бывший сотрудник Экклстоуна. – Я никогда не подписывал с ним контракта – всё было на договорённости. Мне это абсолютно нравилось, и это действительно было чувством доверия».

“Найдёте ли вы несогласных с моей точкой зрения? Наверняка. Но это бизнес, и с таким ни я, ни те, с кем я разговаривал, не сталкивались.”

8) Внимание к деталям


У Экклстоуна пугающая репутация, потому что условия его контрактов со спонсорами, вещателями и промоутерами почти не оставляют места для компромиссов. В соглашениях чётко прописаны обязательства, а последствия их невыполнения являются главным стимулом работы всех сторон. Эндрю Крейг, бывший генеральный директор IndyCar, говорит, что это связано с одержимостью качеством и вниманием к деталям.

“Берни нет равных по вниманию к деталям, - добавляет он. – У него такое же стремление к качеству, как и у других великих людей из мира автоспорта, таких как [владельца команд IndyCar и NASCAR] Роджера Пенске или семьи Фрэнс [владельцев NASCAR]. Это личное качество стало одной из определяющих характеристик сегодняшней Формулы-1”.

9) Краткость и ясность


Вам когда-нибудь казалось, что вы провели много времени в бесконечных совещаниях, где много говорилось, но мало делалось? Такого не бывает под управлением Берни.

“Вы можете днями готовиться ко встрече с Берни, а он справится со всем за пять минут, - говорит один из маркетинговых экспертов F1. – Он переходит к сути дела и заставлять его реализовываться”.

10) Великий покупатель


Карьера Экклстоуна полна моментами, когда он что-то покупал по хорошей цене, а продавал с огромной выгодой – это помогло ему сколотить собственное состояние и увеличить оборот "Формулы-1". Эндрю Крейг говорит об этом: “В спортивной индустрии самая тяжёлая работа заключается в покупке. Если ты покупаешь по выгодной цене, гораздо легче получить прибыль при продаже. Но если купить по слишком высокой цене, начнутся проблемы”.

В 1971 Экклстоун купил команду Brabham за £100,000  и продал её в 1988 за более чем $5 миллионов. В 2000 году Экклстоун приобрёл коммерческие права на Формулу-1 на 100 лет за $360 миллионов – в 2013 года только продажа прав на трансляции принесла $560 миллионов, по данным SportBusiness Intelligence. Надо ли продолжать?

Похожие статьи


Цена места в «Формуле-1»
Цена места в «Формуле-1»

Пошаговая инструкция подготовки элитного автогонщика со сроками и суммами, подготовленная промоутером и комментатором Оксаной Косаченко


Проведение «Формулы-1» в России ночью обойдется в 300 млн рублей
Проведение «Формулы-1» в России ночью обойдется в 300 млн рублей

«Лукойл» инвестировал 2 млрд рублей в проведение Гран-при


Гран-при России стал лучшим
Гран-при России стал лучшим

Берни Экклстоун вручил награду за лучший Гран-при Формулы 1 сезона 2014 российским организаторам


Команды «Ф-1» будут гарантированно обеспечены двигателями
Команды «Ф-1» будут гарантированно обеспечены двигателями

Соответствующие договоренности были достигнуты на заседании стратегической группы «Формулы 1» в Париже